Политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:46, реферат

Описание

В современном мире крайне важно самостоятельное участие личности в политике и предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают политическому субъекту эффективно осуществлять его политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенными политическими опытом и культурой, они проибретают их на протяжении всей своей жизни. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть
1. Сущность политической социализации………………………………………6
2. Этапы политической социализации………………………………………….9
3. Институты политической социализации…………………………………….11
4. Типы политической социализации…………………………………………..13
5. Ценностные политические ориентации современного российиского общества………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)


23

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть

1. Сущность политической социализации………………………………………6

2. Этапы политической социализации………………………………………….9

3. Институты политической социализации…………………………………….11

4. Типы политической социализации…………………………………………..13

5. Ценностные политические ориентации современного российиского общества………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

              В современном мире крайне важно самостоятельное участие личности в политике и предполагает наличие у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают политическому субъекту эффективно осуществлять его политические роли и функции, не становиться заложником политических игр различных сил. Индивиды не рождаются с заранее усвоенными политическими опытом и культурой, они проибретают их на протяжении всей своей жизни. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

              Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США с конца 50-х годов. Ее появление было вызвано кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларируемых демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять интересы новых групп, появившихся в постиндустриальном обществе. Следствием возраставшего политического отчуждения индивида от системы были усиливавшееся недоверие к институтам власти, политический абсентизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) и, наконец, массовые выступления против официальной власти. Проявлением кризиса системы политической социализации стал конфликт поколений, вылившийся в массовые молодежные выступления против политической систмы западного общества в 60-х годах. В 70-х годах развитые страны потрясли негритянские и другие расовые волнения, а в 80-х – массовые антивоенные, экологические и феминистские движения.

              Нарушения в механизме трансляции политических идеалов и ценностей от поколения к поколению были связаны с появлением новых групп интересов, которые игнорировались политическими институтами. В 60-х годах западное общество вступило в постиндустриальную стадию, что повлекло за собой изменения в образовании, культуре, образе жизни, системе ценностей групп населения, связанных с высокими технологиями. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: возможность свободной самореализации личности, благоприятную среду обитания, гармонию человека и природы, солидарность. Появились субкультуры, которые отвергали традиционные материальные ценности господствующей культуры: личный успех, благосостояние, стремление к богатству. На основе этих субкультур сформировались общественные движения, стремившиеся заявить о своих требованиях.

              Наиболее ярким примером может служить движение хиппи в 60-х годах в США. Оно представляло собой разновидность богемной контркультуры. Его участники (дети преуспевающих политиков, бизнесменов, адвокатов) жестко критиковали социальный порядок за его неспособность создать условия для свободной самореализации личности, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Движение хиппи характеризовало особое восприятие жизни, которое основано на полной свободе, отрицании ценностей благосостояния, самодисциплины, самоограничения, на пренебрежении к нормам господствовавшей морали и стандартам жизни. Свой протест против существующей системы они выражали в утверждении в утверждении новых стандартов поведения: длинные волосы, эктравагантность в языке и одежде, употребление наркотиков и т.д. Правда, позже господствующая западная культура смогла ассимилировать (от лат. asimilatio – уподобление, слияние) отдельные элементы богемной культуры и включить их носителей в активную экономическую, социальную и политическую жизнь общества. Так, многие современные политики, бизнесмены, банкиры США когда-то были активными участниками движения хиппи (3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность политической социализации.

              Проблемы политической социализации в современной России Построение в России гражданского общества невозможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей сопричастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Учеными разных стран немало сделано по изучению процесса освоения людьми политических ориентаций и образцов поведения, т. е. по изучению процесса политической социализации. Термин "политическая социализация" впервые был введен в 1959 году американским ученым Г. Хайменом и в дальнейшем получил устойчивое распространение в научном лексиконе. Однако выявились и определенные расхождения во взглядах и подходах исследователей к анализу основных механизмов, этапов политико-социализирующего процесса, психологических аспектов вовлечения людей в политическую жизнь и т. д. Большое внимание уделяется исследованию специфики процесса политической социализации в отдельных странах, на разных этапах их социально-политического развития. Результаты этих изысканий могут быть до некоторой степени полезны при изучении проблем и особенностей политической социализации в современной России. Процесс политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому. Это означает, что процесс социализации носит отчасти консервативный оттенок, ибо в сознание молодого поколения внедряются те ценности, нормы и образцы поведения, которые уже освоены опытом прошлого. "Самых юных толпами гонят учиться, с тем чтобы они смогли выучить наизусть старые ритуалы, и когда они усваивают многословие старших, их объявляют взрослыми",- саркастически замечал М. Штирнер (2).

Наиболее распространенная в политологии версия процесса политической социализации изложена американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в теории «политической поддержки». В их интерпретации политическая социализация рассматривается как процемм добровольного принятия индивидом ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни: в детстве, юношестве, зрелом возрате. Политическая система воздействует на человека в целях создания у него положительной установки на нее.

              В работе «Дети и политическая система» Д. Истон и Дж. Деннис исходят из того, что первичная социализация (т.е. приобретенная в детстве) является определяющей в создании положительной установки. По аналогии с З. Фрейдом они настаивают на том, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни». Политическая социализация ребенка (уже с трех лет) рассматривается ими как последовательно сменяющиеся четыре стадии политического развития, в результате чего происходит формирование положительной установки на систему. В американской политической системе ведущая роль в создании и поддержании веры ребенка в справедливость власти принадлежит президенту и полицейскому, которые находятся на виду и легко узнаются. Д. Истон и Дж. Деннис опросили 12 тыс. американских детей с намерением определить их отношение к видимым атрибутам политической системы: президенту, полицейскомы, государственному флагу и гимну. Характер реакции детей на эти символы власти позволил авторам теории «политической поддержки» выявить четыре фазы социализации, охватывающие период от 3 до 13 лет. Первый период – политизация. В его рамках у ребенка формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период – персонализация. В это время политическая власть в сознании ребенка приобретает конкретно осязаемые черты через фигуры, символизирующие ее, т.е. президента, полицейского. Третий период – идеализация. Теперь ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертый период – институционализация. На этом этапе ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армию и т.д.).

              Авторы американской версии политической социализации полагали, что она может претендовать на универсальность, всеобщность, возможность использования во всех демократических обществах. Однако результаты эмпирических исследований, проводившихся в европейских странах по методике Д. Истона и Дж. Денниса, опровергали теоретические положения концепции. Они указывали на то, что процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в каждом конкретном обществе специфичен, поскольку обусловлен особенностями культурной среды, опосредован множеством факторов, в том числе случайных.

              Другое авторитетное направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

              Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. В этом смысле политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой – демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека (5).

Этапы политической социализации.

              Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью. Таким образом, политическая социализация – это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. В силу этого и уровень политической социализированности человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов.

              Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения), а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

              Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех-пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По-мнению ученых Д. Истона и И. Дениса, здесь необходимо различатьь четыре аспекта процесса социализации: непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах; «персонализация» политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политической системой; «идеализация» этих политических образов, т.е. образование на из основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; «институционализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка в его переходе к самостоятельному, надличностному видению политики.

              В целом особенности первичного этапа политической социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключенния в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естственного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся дтское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).

              Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеглогических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает пепрерывную самокоррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций (5).

Информация о работе Политическая социализация