Проблемы национальной безопасности рф в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:32, реферат

Описание

В настоящее время у специалистов, занимающихся изучением проблем глобализации, отсутствует общепринятое определение содержания этого процесса, его масштабов, временных рамок и основных направление развития. Разброс мнений чрезвычайно велик. Одни эксперты видят в нем основную движущую силу всемирного прогресса, другие - только угрозу своим жизненным интересам, национальной идентичности и стабильности в мире.

Содержание

Глобализация и национальная безопасность……………………....стр.2-4
Экономическая безопасность……………………………………….стр.4-7
Политическая безопасность…………………………………………стр.7-8
Оборонная безопасность…………………………………………...стр.8-10
Информационная безопасность……………………………….....стр.10-12
Духовная безопасность…………………………………………...стр.12-13
Заключение…………………………………………………………...стр.13
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное государственное  образовательное

       учреждение 

     высшего профессионального  образования

«Финансовая Академия при Правительстве  РФ» 
 

Эссе 
 
 

На  тему

«Национальная безопасность России в условиях глобализации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:

     Студент группы ФК 1-5

     Григорян  Владимир Аршакович 
 
 
 
 
 

     Научный руководитель:

     Кандидат  философских наук, доцент

     Карамышева  Наталья Александровна

 

План работы: 

  1. Глобализация  и национальная безопасность……………………....стр.2-4
  2. Экономическая безопасность……………………………………….стр.4-7
  3. Политическая безопасность…………………………………………стр.7-8
  4. Оборонная безопасность…………………………………………...стр.8-10
  5. Информационная безопасность……………………………….....стр.10-12
  6. Духовная безопасность…………………………………………...стр.12-13
  7. Заключение…………………………………………………………...стр.13
  8. Список литературы………………………………………………......стр.14
 
 

Глобализация  и национальная безопасность. 
 

     На  дворе XXI век. Век информационных технологий, сверхмощных компьютеров, небоскребов. Век глобализации. Что же такое глобализация?

     В настоящее время у специалистов, занимающихся изучением проблем глобализации, отсутствует общепринятое определение содержания этого процесса, его масштабов, временных рамок и основных направление развития. Разброс мнений чрезвычайно велик. Одни эксперты видят в нем основную движущую силу всемирного прогресса, другие - только угрозу своим жизненным интересам, национальной идентичности и стабильности в мире.

     Согласно  энциклопедии социологии, глобализация – термин, обозначающий ситуацию изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем глобализации выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу. Иными словами, глобализация – процесс общего производства, дистрибьюции и потребления в мировых масштабах при существующем политическом режиме, именуемом «неолиберализм»; процесс, при котором с политической точки зрения учитываются интересы не только государства, но и партнеров, «союзников», «коллег» по глобализации; процесс, ведущий с одной стороны к знакомству с другими культурами, обмену с другими государствами научными и техническими достижениями, а с другой стороны к утечке информации и унификации культур, потере их национальной самобытности.

     Следует отметить, что глобализация имеет  целый ряд позитивных сторон. Так, она открывает новые возможности  развития, поскольку способствует распространению  информации, знаний, новых технологий, позволяет полнее, чем когда-либо, использовать преимущества международного разделения труда, производственной кооперации, эффективней использовать ресурсы и т.п.

     Отсюда  мы приходим к выводу, что процесс  глобализации – понятие очень  противоречивое и достойное совершенно разной оценки. В одних случаях  можно получить позитивный эффект влияния этого процесса, но за все необходимо платить, и, как следствие, можно много потерять в процессе интеграции в мировое сообщество.

     И поэтому важно создать и следить за ходом развития национальной политики в процессе этой интеграции, и тогда, вполне возможно, удастся «получить выгоду» от глобализации.

     Одним из важных направлений национальной политики является обеспечение национальной безопасности во всех сферах жизни государства, соприкасающихся с термином глобализация и играющих ключевую роль в жизни того или иного государства.

     Термин  «национальная безопасность» впервые  употребляется в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а её определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О национальной безопасности»: «Национальная безопасность понимается как состояние защищённости национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

     Национальная безопасность имеет несколько ветвей, такие как: 

      -политическая(в том числе и внешнеполитическая);

      -экономическая;

       -информационная;

      -культурная;

      -военная;

     -экологическая 

     Каждая  из этих ветвей требует пристального внимания правительства и общества, так как, безусловно, все они связаны между собой, и трещина в какой-то ветви национальной безопасности может повлечь за собой крушение всего ее механизма.

     Россия  – одна из ведущих мировых держав, и поэтому проблема обеспечения  надежного, достойного уровня национальной безопасности стоит в РФ острее, нежели в большинстве других стран. Примеры «порабощения» отдельных стран глобализацией должны служить «уроком» для остальных. Ведь глобализация – процесс, в который надо вступать подготовленным, с экономическим потенциалом, способным выдержать требования современного мира. Яркая иллюстрация - печальная судьба Индонезии, которая имела задел отраслей высоких технологий на XXI век и реально могла занять достойное место среди развитых стран. Одномоментный уход капитала в виде портфельных инвестиций разорил страну, вызвал острейшие социальные конфликты и даже раздел территории.

     Как известно, национальная государственная  и конституционная безопасность, в целом, характеризуется степенью защищенности личности, общества и государства.

     Она может создаваться тремя путями: 

     1. прямой защитой от конкретных  внешних и внутренних угроз;

     2. упреждающей нейтрализацией источников  опасности;

     3. развитием механизмов самосохранения  и саморегулирования непосредственно  у самих защищаемых. 

     Так как материал, который необходимо изучить для подробного и полного  освещения ситуации, огромен и  не представляет особого интереса для  составления общего представления  о проблемах национальной безопасности, то в данном эссе будут рассмотрены обобщенно разные аспекты и проблемы. 
 

     Экономическая безопасность. 
 

     Символ, олицетворение глобализации – транснациональные  корпорации(ТНК) и ВТО(Всемирная  Торговая Организация). Всемирная Торговая Организация, созданная в 1995г. по результатам  переговоров Уругвайского раунда (1986-1994гг.), сейчас объединяет более 140 стран-членов ВТО и является самой разветвленной и мощной экономической организацией в мире, которая в настоящее время контролирует более 90% мирового товарооборота. ТНК от процесса глобализации остаются только в выигрыше, зарабатывая огромные деньги за счет использования положительных экономических сторон жизни мировой периферии.

     Экономика есть одна из важнейших сфер жизни  общества и государства. И состояние  экономики является важным показателем состояния общества. На примере вступления РФ в ВТО можно изучить те плюсы и минусы, которые может получить государство от интеграции в мировое хозяйство. Ниже дана таблица, кратко иллюстрирующая изучаемую ситуацию: 
 

     За      Против
     Опыт  наиболее развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в мировом разделении труда по правилам ВТО обрекает себя на конверсию технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством.      Россия  на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя вступать в ВТО прежде, чем не будет повышена конкурентоспособность основных высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг.
     Соглашения  ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность  приобретения опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий защиты прав интеллектуальной собственности, что должно снизить потери, которые Россия несет в данной сфере.      Защита  прав на интеллектуальную собственность  препятствует распространению наукоемких продуктов, технологий и культурных ценностей; нет оснований увязывать защиту прав интеллектуальной собственности с либерализацией торговли, как это делает ВТО.
     Мировая практика свидетельствует, что членство в ВТО не препятствует проведению "прозрачной" промышленной и инновационной  политики, допуская бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.      Вступление  России в ВТО не позволяет ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства.
     Технологическая безопасность в настоящее время  обеспечивается не только оборонными, но также и чисто гражданскими производствами.      Интересы  национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых позиций на стратегически важных сегментах российского рынка.
     Правилами ВТО предусмотрено, в течение  переходного периода использовать специальные меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.      России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей.
     Повышается  инвестиционная привлекательность  страны за счет внедрения в национальное законодательство общепринятых в ВТО  механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности.      До  вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.
 

     Какие же меры должно предпринять государство  для того, чтобы защитить экономику России?

     Основные  методы этой защиты:

     1)Система  субсидирования;

     2)Лицензирование  отдельных видов работ и услуг;

     3) «Защитные» таможенные пошлины;

     4)Подготовка  высококвалифицированных кадров;

     5)Повышение  качества отечественных товаров  и их пропаганда;

     6)Льготные условия работы для отечественных предприятий и фирм. 

     Система субсидирования – предоставление денег из госбюджета в виде долгосрочных кредитов с льготными процентами важным стратегическим отраслям экономики. При вводе субсидирования главным препятствием может стать коррупция госаппарата, а также возможность того, что предприятия «впадут в зависимость» от денег, поступающих от государства. «Свежим», ярким примером субсидирования является автомобильная промышленность РФ, в частности, знаменитый АвтоВАЗ. Примечательно, что именно на этом примере отражаются и указанные негативные стороны этого субсидирования.

     Лицензирование  отдельных видов  работ и услуг. Государству следует лицензировать те виды товаров и услуг, которые дешевле за границей и могут «хлынуть» в Россию после вступления в ВТО. Следовательно, усложненный порядок лицензирования иностранных фирм может «задержать» освоение российского рынка услуг иностранными предприятиями.  

     «Защитные»  таможенные пошлины также могут положительно повлиять на развитие отечественной промышленности. Так, можно поднять ввозные пошлины на товары, которые производятся дешевле за границей, для того, чтобы «сбить» импорт этих товаров. Например, Россия является страной с высокими ввозными пошлинами на автомобили иностранных марок. Также можно повысить вывозные налоги на те товары, которые производятся в стране и необходимы ей, но которые за границей стоят дороже. Эти меры приведут к снижению экспорта нужных товаров. Естественно, что необходимо снизить вывозные пошлины для товаров, которые могут завоевать иностранные рынки без ущерба для национальной экономики. 

     Подготовка  высококвалифицированных  кадров – это еще один способ повысить уровень экономики в стране. Без профессионалов и экспертов невозможен дальнейший рост экономики страны, особенно в условиях ограничения ВТО, поэтому получение профессии, связанной с экономикой и промышленностью, должно подняться на новый качественный уровень. Примером поднятия образования на новый уровень является реформа образования, проведенная совсем и недавно, и повышение качества образования в ключевых вузах страны (МГУ, ФА при Правительстве РФ, ГУ-ВШЭ и др.) 

Информация о работе Проблемы национальной безопасности рф в условиях глобализации