Государственный аппарат РФ в освещении оппозиционной (зарубежной) прессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: анализ критического восприятия западной прессой поведения российских властей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть возможности политического влияния средств массовой информации;
• проанализировать сформировавшийся образ и представления о России глазами мировых СМИ.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3-4
Возможности политического влияния СМИ…………………….5-9
Россия глазами Запада……………………………………………..10-22
Россия в заголовках зарубежной оппозиционной прессы……….23-27

Заключение……………………………………………………………28-29

Список использованных источников и литературы………………...30

Работа состоит из  1 файл

Копия Современная организация гос. учреждений.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Российский  государственный гуманитарный университет 

Факультет документоведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный аппарат РФ в освещении оппозиционной (зарубежной) прессы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………..3-4

  1. Возможности политического влияния СМИ…………………….5-9
  2. Россия глазами Запада……………………………………………..10-22
  3. Россия в заголовках зарубежной оппозиционной прессы……….23-27

    Заключение……………………………………………………………28-29

    Список  использованных источников и литературы………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

     В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации.

                         В. Путин. 

     Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений  ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т.е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли среди сородичей шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее являлась наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки…

     История журналистики неразрывно связана с  историей страны и государства. На страницах  газет и журналов нашли отражение  процессы повседневной жизни. История  журналистики – это история жизни народа, воплощенная в газетные полосы, журнальные страницы, показанная на экранах телевизоров, звучащая по радиоволнам.

     Журналистика  не может существовать без общества, т.к. она предназначена, прежде всего, для удовлетворения его нужд. Современное общество немыслимо без журналистики, поскольку оно заинтересовано в распространении социально важной информации в массовых масштабах. Вот почему взаимозависимость и взаимовлияние СМИ и общества многогранно и разнообразно.

     Журналисты  и потребители вырабатываемого  ими медиапродукта вполне сознательно, а в большинстве случаев неосознанно придерживаются конкретных теорий и концепций прессы, которые определяют цели, задачи, формы и методы функционирования СМИ. В конечном итоге медиапродукт приобретает вполне конкретные и характерные черты, удовлетворяющие или не удовлетворяющие требованиям той или иной теории или концепции. Кому должна служить пресса? Как она должна выполнять свои задачи, исходя из ответа на заданный выше вопрос? Какими правами обладает и, какими обязанностями наделен журналист для эффективного и качественного выполнения своего общественного долга? Каковы пути информационных потоков в современном обществе? Ответы на эти и многие другие, практически важные вопросы пытаются дать теоретики современной журналистики.

     В ряде случаев средства массовой информации используются правящими кругами той или иной страны для достижения собственных геополитических интересов. В итоге такие проблемы, как права и свободы человека, порядок международного информационного обмена, внутриполитические процессы, касающиеся СМИ, и многие другие становятся предметами острой борьбы на международном уровне. Общественные потребности в информации удовлетворяются СМИ в той степени и в том объеме, которые характерны для конкретной отдельно взятой страны во вполне определенных исторических условиях.

     Тема курсовой работы: государственный аппарат Российской Федерации в освещении оппозиционной (зарубежной) прессы

     Целью данной работы является: анализ критического восприятия западной прессой поведения российских властей.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть возможности политического влияния средств массовой информации;
  • проанализировать сформировавшийся образ и представления о России глазами мировых СМИ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Возможности политического влияния СМИ
 

      Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

      Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.

      В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в  управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ.

      Потребности политической системы в средствах  коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности  агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. Естественно, что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

      Изобретение и распространение в XIX-XX вв. телеграфной  и телефонной связи, радио и телевидения  не только удовлетворило обострившиеся  коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным существование многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает Элвин Тоффлер1, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников». И именно СМИ являются на сегодняшний день основным инструментом достижения властью ее целей.

      Следовательно, можно сделать вывод о наличии  практически неограниченных возможностей СМИ в области политического  влияния.

      Хотя  масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и  обществе, в реальной жизни они  достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями  общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь, позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», – пишут авторы одного из самых известных учебных пособий по политологии ФРГ.

      Непосредственное  обладание такой властью – прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями.

      Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в ней не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием.

      Таким образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо  зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

      СМИ, как правило, пользуются двумя основными  способами распространения информации – последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ – фрагментарная подача информации – особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей, порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.

      СМИ обладают большими возможностями активного  влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

      Однако  нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях.

      В современном мире теория и практика политического манипулирования  получили достаточно глубокую научную  разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на попытке повлиять на человека по каналам, которые менее всего контролируются осознанно, и таким образом внедрить в массовое сознание социально-политические мифы – иллюзорные идеи, утверждающие определенные ценности и нормы и воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

      Мифы  составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали  мифы о частной собственности  как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении – марксизме-ленинизме.

      Таким образом, основой политического  манипулирования является создаваемая СМИ художественная реальность, которая может в корне изменить пропорции подлинной модели мира. Важной предпосылкой для манипуляции можно считать также и тот факт, что, обладая монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу внимания респондента.

Информация о работе Государственный аппарат РФ в освещении оппозиционной (зарубежной) прессы