Государственный контроль при Петре 1 и создание ревизион-коллегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:56, реферат

Описание

Развитие государственного контроля «Новой эпохи».
Вскоре после организации Экспедиции для ревизии счетов Ревизион - коллегия была упразднена, так как в ее существовании уже не было необходимости, и вся отчетность шла мимо нее. К основным недостаткам этого периода можно отнести:
*несовершенство местного счетоводства и недостаток в работниках;
*зависимость контрольного дела от лиц, распоряжающихся расходом сумм, и разрозненность ведомств, отсылавших в центральную контору лишь краткие выписки из счетов.

Работа состоит из  1 файл

Государственный контоль при Петре 1 и создание Ревизион-коллегии.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет  социального  управления

 

 

 

Кафедра управления персоналом, документоведения и архивоведения

 

 

 

 

 

Реферат

по архивоведению на тему: «Государственный контроль при Петре 1 и создание ревизион-коллегии».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Егорова Н.Ю.

Проверил: к.и.н., доцент Русанов В.Ю.

Преподаватель              Прохоров В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва    2011


Введение

 

Современное устройство контроля в России вырабатывалось постепенно, и для знакомства и оценки этого учреждения необходимо просмотреть всю историю его развития. Памятники русской истории свидетельствуют о крайне медленном развитии государственной жизни наших предков. Не говоря уже про ведомство контроля, задатки которого с трудом можно отыскать в истории государственной жизни Московской Руси, все другие отрасли управления находились в полном неустройстве. Поэтому напрасно было бы искать следы контроля как в древнейшей эпохе русских княжеств, так и в удельно - вечевом периоде. Контроль если и был какой-либо, то производился домашним способом. Да и в самом его существовании тогда вряд ли чувствовалась необходимость, одной из причин чего было крайне несложное управление.

Развитие государственного контроля «Новой эпохи»

 

В XVII веке каждый посад и каждая слобода выбирали низших правительственных агентов, которые должны были собирать налоги и отвечать за исправность их поступления. При контроле за сбором прямых налогов община пользовалась определенной самостоятельностью. Однако вся ее деятельность находилась под надзором воевод. Сбор главных косвенных налогов - таможенной пошлины и кабацких доходов - производился двумя способами: либо они сдавались на откуп с обязательством внести определенную сумму денег (оклад), либо обязанность сбора возлагалась на лиц, выбранных из местного посадского населения. Порядок контроля за сбором косвенных налогов на местах строго регламентировался.

Контрольным органом может быть признана Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 г. Круг вопросов, подлежащих ведению Ближней канцелярии, не ограничивался собственно финансовой областью, а охватывал более широкую сферу административных деяний; в ней сосредоточивались сведения не только о состоянии денежных сумм, но и о количестве армии, ее содержании, количестве военных запасов и даже о состоянии городских укреплений. Это дает основание сделать вывод, что Ближняя канцелярия не была собственно ревизионным учреждением, а, скорее, являлась средоточием счетоводства, данными и выводами которого правительственная власть пользовалась в хозяйственных и административных целях.

Финансовая отчетность местных органов перед центром заключалась в составлении сметного списка, который включал: остатки на начало финансового года; доходы, которые должны были поступить и фактически поступили; недоимки; произведенные за год расходы и остатки к концу года. На основе первичных отчетов должностных лиц воевода обязан был составить сводный отчет за год - сметный список - и не позднее ноября отослать его в соответствующий Приказ в Москву. За непредставление Петр I требовал заковывать в цепи и лишать движимого и недвижимого имущества.

Бюджетным целям отвечали и составлявшиеся местными органами окладные росписи (проекты бюджета). Они охватывали период с 1 сентября по 31 августа.

Первая известная роспись за 1680 г. представлена следующим образом. Доходы - 1 220 367 р., в том числе косвенные налоги - 53,3%; прямые налоги - 44%; доходы от разных мелких пошлин - 2,7%. Расходы - 1 125 323 р., в том числе армия - 62%; дворцовое управление - 19,9%; казенные мероприятия - 5%; расходы по управлению - 11,9% и др.

В первой четверти XVIII века наводится порядок в учете государственных ресурсов, начинают складываться определенные приемы ревизии отчетности.

Большую роль сыграло образование в 1711 г. Сената - органа высшего управления, перед которым Петр I поставил задачу "смотреть во всем государстве расходы, и ненужные, а особливо напрасные отставить" [16].

В указе Петра I от 1717 г. о создании коллегии три из девяти вновь созданных распределили между собой государственные финансы: Камер - коллегия, Штатс - контор - коллегия, Ревизион - коллегия. Функции последней в указе определены очень кратко: "счет всех государственных приходов и расходов".

Ревизион - коллегия делает попытку упорядочить отчетность. По ее докладу Сенат обязал все коллегии (начиная с 1723 г.) вести денежную и материальную отчетность по тем формам, которые указаны в Регламенте Адмиралтейском. Регламент устанавливал должность контролера, подчиненного Адмиралтейству.

Сущность работы Ревизион - коллегии состояла в следующем. В конце года подотчетные учреждения сами должны были обревизовать своих подотчетных лиц. В ревизионный орган доставлялись не подлинные приходно - расходные книги, а надлежащим образом удостоверенные счетные выписки из них, подписанные всеми членами коллегии. Срок представления отчетности - не свыше 3 месяцев по окончании года. Все неточности должны были быть разъяснены и исправлены. В случае каких-либо сомнений Ревизион - коллегия могла требовать для проверки подлинную отчетность.

В конце 1735 г. для всех учреждений утверждаются обязательные формы учета, формы рапорта и счета, которые каждое учреждение должно было ежегодно представлять в Ревизион - коллегию.

Рапорт представлял собой годовой отчет учреждения о поступлении и расходовании казенных денежных средств и строился в соответствии со существовавшей тогда системой специализированных сборов. Основным обязательным документом, представляемым на ревизию, был счет. В день совершения операции в него записывались все доходы и расходы. По окончании года счет за подписью губернатора и воеводы вместе с приходно - расходными книгами и оправдательными документами отсылался в Ревизион - коллегию.

Обязанность проверки отчетности была возложена на Ревизион - коллегию начиная с 1732 г. Для ревизии непроверенной отчетности за предыдущие годы была учреждена Генеральная счетная комиссия. Однако результаты ее деятельности были столь незначительны, что через три года она была закрыта. Ненамного успешнее действовала и сама Ревизион - коллегия, так как не были устранены основные причины застоя ревизионного дела (несовершенство местного счетоводства, отчетности и недостаток личного состава ревизионных учреждений).

Ревизион - коллегия положила начало созданию органов ведомственного финансового контроля в России.

Особенности финансового контроля состояли в:

*крайней централизации всего ревизионного дела; это выражалось в том, что вся финансовая отчетность со всех уголков страны поступала для ревизии в Коллегию в Москве и частично - в ее контору в Петербурге;

*характере самой отчетности, подлежащей проверке.

Анна Иоанновна для облегчения работы Коллегии издала особую инструкцию и учредила 9 счетных комиссий и генеральную счетную комиссию, на которую было возложено обревизование запущенных счетов за прошлые годы.

При Елизавете Петровне ревизионная коллегия снова была сделана высшей ревизионной инстанцией.

В 1775 г. были учреждены Казенные палаты и счета стали ревизоваться через них. Сначала это дело было возложено на губернских казначеев, а потом при Казенных палатах были созданы особые экспедиции для освидетельствования счетов. Центральное учреждение контроля также претерпело изменение: по указу от 31 декабря 1779 г. при экспедиции государственных доходов учреждается экспедиция ревизии счетов. Для повышения эффективности ее работы постепенно производилось усиление штата, упрощение и сокращение приемов ревизии.

 

 

 

Заключение

 

Кроме государственного контроля в 18 веке также получил распространение и местный контроль. Например, морская отчетность проверялась сначала в контролерской конторе, а потом в особой счетной экспедиции при Адмиралтейств - коллегии. С его установлением устраняется и основная причина неудачи Ревизион - коллегии, которой было не по силам вести из центра всю документальную ревизию. В функции государственной экспедиции ревизии счетов входили теперь только проверка определенной части материала и сведение всех данных воедино. Вскоре после организации Экспедиции для ревизии счетов Ревизион - коллегия была упразднена, так как в ее существовании уже не было необходимости, и вся отчетность шла мимо нее.К основным недостаткам этого периода можно отнести:

*несовершенство местного счетоводства и недостаток в работниках;

*зависимость контрольного дела от лиц, распоряжающихся расходом сумм, и разрозненность ведомств, отсылавших в центральную контору лишь краткие выписки из счетов.


Список использованной литературы

 

1. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ. О Петре 1». Л., 1989г.
2. Баггер Ханс «Реформы Петра Великого». М.,1985г.
3. Ключевский В.О. «Исторические портреты». М.,1991г.
4. Ключевский В.О. «Курс русской истории». М.,1957г.
5. Лебедев В.И. «Реформы Петра Первого». М.,1937г.
6. Поляков Л.В. Кара-Мурза В. «Реформатор. Русские о Петре Первом». Иваново,1994г.
7. Князьков С. «Из прошлого русской земли. Время Петра Великого».Репринт. Воспроизведение издания 1909г., М., 1991

5

 



Информация о работе Государственный контроль при Петре 1 и создание ревизион-коллегии