Эффективность использования трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов ООО «ТОП−КНИГА».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность трудовых ресурсов;
определить состав трудовых ресурсов как экономическую категорию;
рассмотреть классификацию трудовых ресурсов;
изучить эффективность использования трудовых ресурсов;
рассмотреть общую характеристику деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты эффективности использования
трудовых ресурсов………………………………………………………………...6
1.1 Трудовые ресурсы: понятие …………………………………………………6
1.2 Классификация трудовых ресурсов…………………….……………..……11
1.3 Эффективность использования трудовых ресурсов…….…………….…...14
2 Общая характеристика деятельности ООО «ТОП-КНИГА»………………18
2.1 Общие сведения об ООО «ТОП-КНИГА»………………………..……….18
2.2 Структура ООО «ТОП-КНИГА»……………………….............................20
2.3 SWOT-анализ ООО «ТОП-КНИГА»………..……………..…………..….24
3 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов
ООО «ТОП-КНИГА»…………………………………………………………...26
3.1 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
ООО «ТОП-КНИГА»………………………………………………………...…26
3.2 Рекомендации по повышению эффективности использования трудовых ресурсов ООО «ТОП-КНИГА»……………….............................................…..20
Выводы и предложения………………………………………………………....35
Список использованной литературы……………………………………….......38
Приложение……………………………………………………………………....40

Работа состоит из  1 файл

документ.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)

Среди прямых факторов, влияющих на функционирование компании, можно выделить следующие:

  • клиенты (потребители) (степень влияния − высокая, так как от количества проданной продукции зависит уровень выручки и прибыли

ООО «ТОП−КНИГА»);

  • поставщики (степень влияния − средняя, так как в ближайшие годы дефицита ресурсов не ожидается);
  • конкуренты (степень влияния − высокая, так как ценообразование и стратегия развития выстраиваются относительно цен на готовую продукцию в зависимости от поведения конкурентов);
  • собственники и учредители (степень влияния − нулевая, так как они являются сотрудниками компании (руководством), поэтому не относятся к внешней среде организации).

На конец 2010 года численность сотрудников компании насчитывала около 4000, но за 2011 год в связи с финансовым положением компании численность сотрудников сократилось на 450 человек.

2.2 Структура  ООО «ТОП-КНИГА»

 

Построение структуры  управления организацией – это важная составная часть общей функции управления. Структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной деятельности фирмы и меняться вместе с происходящими в ней изменениями. Она должна отображать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.

ООО «ТОП–КНИГА» - крупная фирма, она имеет достаточно сложную организационную структуру (Приложение А) [19]. По типу данная структура организации является линейно−функциональной с элемента дивизиональной. Сущность линейно−функциональной структуры состоит в том, что в организационную структуру включаются отдельные структурные единицы: управление оптовыми продажами, логистикой, продуктами, дивизионами, розничной торговлей, а также департаменты персонала, информационных технологий, финансовый, административный, - выполняющие узкоспециализированные функции на высоком профессиональном уровне. Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу высшего руководства, ответственному за это направление деятельности [7].

Положительная сторона  структуры ООО «ТОП−КНИГА» проявляется в единоначалии, что обеспечивает отсутствие конфликтов за главенство, столь пагубных для фирм. Данная структура также обеспечивает равномерное распределение работы и отсутствие перегрузки главного линейного руководителя: генеральный директор не должен вникать в нюансы каждого дела и каждой проблемы, а функциональные руководители специализируются на выполнении конкретной деятельности, от чего возрастает эффективность выполнения работы [7].

Линейно-функциональная структура ООО «ТОП−КНИГА» имеет горизонтальную дифференциацию, которая характеризует разнородность фирмы, ее многофункциональность. Горизонтальная дифференциация выражается в разделении по:

  • функциям (оптовая и розничная продажи, финансы, логистика, продукты),
  • виду продаваемого товара (департаменты книг, периодики, медиапродукции, канцтоваров)
  • типу оказываемой услуги (отдел малоформатных книжных магазинов, отделы оптовых продаж, отдел «Книга-почтой», интернет-магазин).

Горизонтальная дифференциация – сильная сторона организационной структуры ООО «ТОП-КНИГА», так как организация имеет ряд филиалов или очень крупных подразделений, которые достаточно автономны, при этом каждая из этих системных единиц специализируется только на выполнении своей функцию, и, по данной причине, функционирует наиболее эффективно.

Отрицательным моментом является чрезмерная сложность структуры ООО «ТОП−КНИГА», что усиливает бюрократизацию и приводит к возрастанию издержек.

Стиль руководства выражается в приемах, используемых руководителем для побуждения коллектива к инициативному и творческому подходу, выполнению возложенных на него обязанностей. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений [14].

Генеральный директор ООО «ТОП−КНИГА» использует демократический стиль управления. ООО «ТОП−КНИГА» характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Ориентируется на возможности своих работников, осуществляет подготовку и принятие решений при активном участии персонала, создает необходимые условия для своевременного выполнения работы, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование.

В процессе реализации данного стиля управления генеральный  директор использует вариант консультативного стиля при рассмотрении глобальных проблем фирмы, принятии наиболее важных решений (например, при разработке стратегии развития фирмы) [14]. В этом случае он принимает решение только на основе подробной информации и после ее совместного обсуждения, сотрудники выполняют решения, в разработке которых они участвовали.

При решении  отдельных вопросов, связанных с  тем или иным управлением генеральный директор придерживается автономного стиля: руководители управлений принимают самостоятельные решения, но контроль за их осуществлением остаются за ним.

Метод управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:

  • экономические;
  • организационно-распорядительные;
  • правовые;
  • социально-психологические методы управления.

В ООО «ТОП−КНИГА» преобладает экономический метод управления, который представляет собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

  • планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
  • материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
  • нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
  • контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

ООО «ТОП−КНИГА» сотрудничает с такими крупными издательствами как «Эксмо», АСТ, «Альпина Букс», «Просвещение», «Стрекоза». В настоящее время отношения со многими поставщиками стали напряженными, так как компания не всегда вовремя и полностью оплачивает счета за поставленный товар. В связи с этим «ТОП−КНИГА» вынуждена отказаться от многих мелких поставщиков и оставила только наиболее крупных, с которыми были заключены дополнительные соглашения по частичной оплате.

Клиентами компании являются частные предприниматели и небольшие организации. С заказчиками также дела обстоят сложно. Из-за финансовых трудностей не все покупатели вовремя оплачивают счета. Таким образом, дебиторская задолженность у ООО «ТОП−КНИГА» увеличивается.

 

 

 

    1. SWOT-анализ ООО «ТОП-КНИГА»

 

SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

Рассмотрим SWOT-анализ на примере ООО «ТОП-КНИГА», результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 − SWOT−анализ ООО «ТОП−КНИГА»

 

Возможности:

1. Расширение  сферы деятельности;

2. Реализация сопутствующих товаров;

3. Увеличение  ассортимента продукции.

Угрозы:

1. Появление  на рынке новых конкурентов;

2. Изменение  потребительских предпочтений;

3. Ухудшение  качества продукции 

4. Повышение  цен поставщиками

Сильные стороны:

1. Высокая квалификация персонала;

2. Хорошая репутация  фирмы;

3. Защищенность  от конкурентов;

4..Преимущества в издержках (снижение издержек);

5..Развитая система продвижения товаров конечному покупателю (бонусы, скидки, распродажи)

Слабые стороны:

1..Отсутствие единой слаженной системы адаптации персонала;

2..Сезонность, нерегулярность спроса на канцелярские товары


 

На основании  проведенного выше SWOT−анализа можно сделать следующие выводы:

  • в целях расширения сферы деятельности, привлечения новых потребителей рекомендуется использовать опыт персонала, руководства; экономию на издержках;
  • руководство должно изменить политику продвижения, искать новые способы удовлетворения платежеспособного спроса;
  • необходимо постоянно изучать потребительский рынок, предлагать новые виды товаров;
  • необходимо привлекать новый персонал, развивать систему адаптации персонала, ориентированную на быстрое вхождение работников в новых трудовой коллектив.

 

 

 

 

3 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов

ООО «ТОП−КНИГА»

 

3.1 Анализ  эффективности использования трудовых ресурсов

ООО «ТОП−КНИГА»

 

В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура  претерпевают постоянные изменения. Для  выявления качественных изменений  в структуре средств и их источников, а также динамики их изменений проводится финансовый анализ.

Анализ финансового  состояния ООО «ТОП−КНИГА» проведем на основании бухгалтерских балансов за 2009−2011 годы в целях выявления тенденций в деятельности и определения основных финансовых показателей.

Основные экономические показатели деятельности

ООО «ТОП−КНИГА» представлены в таблице 2.

Таблица 2 − Экономические показатели деятельности

ООО «ТОП−КНИГА» за 2009−2011 гг.

Показатели

Годы

 

2009

2010

Отклонение, %

2011

Отклонение, %

Оборот торговли, тыс. р.

6 963 688

4 844 460

69,6

4 118 895

85,0

Чистая прибыль, тыс. р.

112 908

-254 694

30,7

-270 416

93,8

Валовой доход, тыс. р.

3 411 624

2 333 619

68,4

1 991 263

85,3

Основные средства, тыс. руб.

1 112 850

1 027 155

92,3

1 116 799

108,7

Запасы, тыс. р.

2 624 256

2 917 549

111,2

2 505 762

85,9

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

631 938

609 999

96,5

518 170

84,9

Кредиторская  задолженность, тыс. руб.

2 481 625

2 364 375

95,2

2 294 595

97,0

Издержки обращения, тыс. р.

2 996 086

2 355 621

78,6

2 077 886

88,2


 

Исходя из данных вышеприведенной таблицы, можно сделать следующие выводы.

Оборот торговли за 2009−2011 гг. имеет тенденцию к снижению. Так, наибольший темп снижения оборота торговли наблюдается в 2010 году (69,6%). В 2011 году оборот торговли снизился по сравнению с прошлым периодом на 15%.

Показатели  прибыли за указанный период свидетельствуют  о том, что, кроме 2009 года, ООО «ТОП−КНИГА» получила убыток. В 2011 году финансовое положение фирмы не стабилизировалось: убыток фирмы вырос на 6,2%.

Основные средства в ООО «ТОП−КНИГА» к 2011 году выросли за счет приобретения недвижимого имущества. Между тем, запасы торгового предприятия сокращаются: в 2011 году они уменьшились на 14,1% по сравнению с 2010 годом.

Положительной тенденцией является снижение дебиторской задолженности, однако темпы снижения дебиторской задолженности незначительны: в 2011 году дебиторская задолженность снизилась на 91 829 тыс. руб.

Информация о работе Эффективность использования трудовых ресурсов