Классификация предприятий розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание

Классификация предприятий розничной торговли. Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

Содержание

Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов
Товарные электронные весы: типы и технические характеристики
Задача
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

контр.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Классификация предприятий  розничной торговли. Специализация и типизация магазинов
  2. Товарные электронные весы: типы и технические характеристики
  3. Задача  
Список используемых источников

Приложение

 
3

9

13

14

15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов

   

         Классификация предприятий розничной торговли. Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

      Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой  совокупность  розничных  торговых  предприятий,  осуществляющих  куплю-продажу  товаров  покупателям для их личного использования [4].

      Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам (рис. 1):  
 

 
 

Рис. 1 Признаки классификации предприятий розничной торговли 
 

      1. В зависимости от особенностей устройства предприятия  розничной торговли  делятся на [2]:

  • Магазины
  • Павильоны
  • Киоски
  • Палатки
  • Автомагазины
  • Торговые автоматы

      Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и  оказания  услуг  покупателям и  обеспеченное  торговыми,  подсобными,  административно-бытовыми  помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

      Павильоны  и  киоски  представляют  собой  сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой  сети.  В  отличие  от  магазинов  они  предлагают  более узкий  ассортимент товаров и меньше  удобств при обслуживании покупателей.

      Павильон  — оборудованное строение, имеющее  торговый зал и помещения для  хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

      Киоск — оснащенное торговым оборудованием  строение, не  имеющее  торгового зала  и помещений для хранения  товаров.  Рассчитан на  одно  рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

      К мелкорозничной торговой сети относятся  и передвижные средства развозной  и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

      Автомагазины   и  другие  средства  передвижной торговли  используют  для  обслуживания  жителей  небольших  населенных  пунктов,  а  также  работников  сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они  широко  используются  и  производственными  предприятиями для реализации своей продукции в городах.

      Палатка — легко возводимая сборно-разборная  конструкция,  оснащенная  прилавком,  не  имеющая  торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный  запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

     Торговые  автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

     2. Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

     Тип предприятия розничной торговли — предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Например, типом предприятий розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин «Продукты» и т. д. [2].

     3. По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания [2].

     4. С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной  торговли  можно подразделить  на:

  • Отдельно  стоящие – размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам.
  • Встроенные – располагаются в габаритах здания.
  • Встроено-пристроенные – размещают   не  только  в габаритах жилого  здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты.
  • Пристроенные – магазины, ограждающая стена или стены которых являются общими или смежными со стенами жилого дома.
  • Торговые центры – комплекс  предприятий  розничной  торговли,  общественного питания и  бытового  обслуживания,  размещенных на  одной территории. В границах  торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

     Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

     5. По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

     Кроме того, розничные торговые предприятия  могут быть представлены в виде торговых комплексов и торговых центров.

     Торговый  комплекс представляет собой совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (инженерное обеспечение, ремонт зданий, охрана торговых объектов и т. д.).

     Торговый центр — совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин [4].

     Специализация и типизация магазинов. Специализация  и  типизация  магазинов  являются  одним  из  основных  направлений  упорядочения розничной  торговой  сети.  Они  позволяют  эффективнее  использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

     Специализация магазинов может осуществляться по:

    • товарному профилю (признаку);
    • формам торгового обслуживания;
    • функциональной роли.

      Ведущим  направлением  специализации  является  специализация магазинов по товарному  признаку, предусматривающая ограничение  их деятельности торговлей отдельными  видами  или  группами  товаров  при  одновременном расширении ассортимента каждой группы.

      Розничные торговые предприятия по ассортименту реализуемых товаров можно разделить на три группы магазинов:

     1)  продовольственные; 

     2)  непродовольственные; 

     3)  смешанные. 

      Продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

    А) универсальные (включают большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров);

    Б) комбинированные (реализуют  товары  различных  групп,  объединенных  по  потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание);

    В) специализированные с широким ассортиментом (предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (ткани, одежда);

    Г) специализированные с узким ассортиментом (представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

    Специализация  магазинов  по  товарному  признаку  нашла  более  широкое распространение в городах, где довольно высокий  уровень  концентрации  предприятий  розничной торговли.

    В  потребительской  кооперации  специализированные магазины  создаются,  как  правило,  на  основе  использования  или  реконструкции  действующих  торговых  предприятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам [2].

    Для определения уровня специализации розничной торговой  сети  рассчитывают  коэффициент  специализации (Ксп) по формуле:

     Ксп = Qсп / Qo,

где Q cп — количество  специализированных  магазинов  в населенном пункте (районе);

Qo — общее количество магазинов в населенном пункте.

      Уровень  специализации может  быть  определен  и путем отношения  торговой  площади  специализированных  магазинов к общей торговой площади магазинов:

      Ксп = Sт.сп / Sт.о,

или  отношения  розничного  товарооборота  специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов,

      Ксп = Vт.сп / Vт.о,

      Рассчитав  этот  показатель  приведенными  тремя  способами, можно составить  более четкое представление об уровне  специализации  розничной торговой  сети  в населенном пункте, районе и т.[2].

      Со  специализацией  розничной  торговой  сети  тесно  связана  ее  типизация, цель  которой  состоит  в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

      Типизация розничной торговой сети – это система мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество облуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

      Применение  типизации снижает затраты и  сокращает сроки строительства  и реконструкции магазинов  за  счет использования  типовых проектов. Она  также  способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения,  формированию  ассортимента,  подбору  торгово-технологического  оборудования,  рациональной организации труда.

При определении  типа предприятия учитываются следующие признаки [2]:

  1. ассортимент реализуемых товаров;
  2. размер торговой площади;
  3. формы торгового обслуживания.

      Согласно  ГОСТу Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», предприятия розничной торговли подразделяются на типы, каждый из которых характеризуется основными признаками, названными выше. Данная классификация представлена в Таблице 1 (см. Приложение 1).

      Как видно из таблицы, к виду универсальных торговых предприятий отнесены наиболее крупные по торговой площади типы  магазинов,  применяющие  современные формы  торгового обслуживания (преимущественно самообслуживание): гипермаркет, универмаг, магазин-склад, универсам, супермаркет, гастроном.

Информация о работе Классификация предприятий розничной торговли