Контрольная работа по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание

1. Потребительские свойства товаров. Надёжность товара и его показатели
2. Правила расчёта с покупателями
3. Конкурентоспособность товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 36.69 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Потребительские свойства товаров. Надёжность товара и его показатели                                                                                                             2
  2. Правила расчёта с покупателями                                                                     10
  3. Конкурентоспособность товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности.                                                            12

 

 

 

15. Потребительские свойства товаров.  Надёжность товара и его показатели.

Свойства  товаров - это его объективная  особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые  могут проявляться при его  формировании, эксплуатации или потреблении. Свойства товара, обусловливающие его  полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими. Номенклатура потребительских свойств  и их показателей определяется особенностями  и назначением товара.

В зависимости  от особенностей и удовлетворяемых  потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы:

    • назначения — функционального,
    • социального, классификационного,
    • универсального;
    • надежности — долговечность,
    • безотказность,
    • ремонтопригодность,
    • сохраняемость;
    • эргономические — гигиенические,
    • антропометрические,
    • психологические,
    • психофизиологические;
    • эстетические;
    • безопасности — химическая,
    • механическая,
    • биологическая,
    • радиационная,
    • электрическая,
    • магнитная,
    • термическая,
    • противопожарная.

 Назначение—  одно из определяющих потребительских  свойств, характеризует способность  товаров удовлетворять физиологические  и социальные потребности, а  также потребности в классификации  товаров. Свойства функционального  назначения обусловливают использование  изделия по назначению. Показатели  функциональных свойств характеризуют  техническую сущность продукции,  свойства, определяющие способность  продукции выполнять свои функции  в заданных условиях использования  по назначению.

Показатели  функциональных свойств зависят  от специфики продукции; их можно  подразделить на следующие группы:

• показатели совершенства выполнения основной функции;

• показатели универсальности;

• показатели выполнения вспомогательных функций.

Свойства  социального назначения — соответствие товаров общественно-необходимым  и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального  назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей  социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий. Классификационное назначение — возможность использования некоторых свойств и показателей в качестве классификационных признаков. Универсальное назначение — способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности. Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях. Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем. Безотказность — способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов. Долговечность — способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния. Показателями долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др. Ремонтопригодность — способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Все изделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонто-непригодные. Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, трудоемкость ремонта. Сохраняемость — способность товара сохранять потребительную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них. Показатели сохраняемости: срок календарной продолжительности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции. Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах. К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические. Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Антропометрические свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п. Психофизиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых. Психологические свойства — способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти). Эстетические свойства — способность выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства. К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, ценностность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения. Форма — одна из основных характеристик эстетического восприятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя. Цвет всегда был и остается основным средством оформления изделий; цветовое оформление должно подчеркивать его красоту. Выбор цветового решения основывается на законах цветоведения. Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия. Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов. Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств. Мода — проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров. Оригинальность изделия — совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов; проявляется в характерных приемах графического, цветового и фактурного решения; зависит также от выполнения упаковки и сопроводительной документации. Совершенство производственного исполнения— это чистота исполнения контуров и соединений отдельных элементов, качество покрытий и отделки поверхности, качество и четкость исполнения фирменных знаков, сопроводительной и информационной документации. Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации. Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности. Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их потребления или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опасностей. Различают следующие виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Химическая безопасность означает, что продукция не выделяет токсические вещества, опасные для потребителя и его имущества. Механическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий (от ударов выступающих и быстроврашающихся деталей изделий, трения и др.). Биологическая безопасность означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорганизмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности. Радиационная безопасность характеризует степень защиты потребителя и его имущества от воздействия радиоактивных элементов. Для пищевых продуктов устанавливают предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов. Электрическая и магнитная безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия электрических и магнитных полей, возникающих при эксплуатации различных видов электротоваров. В стандартах на эту группу товаров нормируются максимально допустимые утечки электроэнергии и другие показатели, влияющие на электрическую безопасность. Термическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Противопожарная безопасность характеризует степень защиты потребителя от потенциальной опасности, связанной с возгоранием товаров при их эксплуатации, хранении или транспортировании.

 

 

НАДЁЖНОСТЬ ТОВАРОВ

Надежность - способность товаров сохранять  функциональное назначение в процессе хранения и эксплуатации в течение  заранее оговоренных сроков. Надежность постепенно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении  и эксплуатации. Надежность постоянно  изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течении которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что  позволяет их использовать в соответствии с назначением.

В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы (показатели):

1) долговечность - способность товаров  сохранять работоспособность до  наступления установленного времени  тех. обслуживания и ремонта.  Например, многие непродовольственные  товары устаревают, утратив социальное  назначение: головные уборы, обувь;

а) срок эксплуатации;

б)  ресурс (предельная возможность  эксплуатации, зафиксированная в  нормативных документах);

2) безотказность - способность товаров  выполнять функциональное назначение  без возникновения дефектов, из-за  которых невозможна или затруднена  их дальнейшая эксплуатация. Характеризуется  сроками, в течение которых  товары эксплуатируются без сбоев  и отказов, а так же количеством  возникающих в течение обусловленного  периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для  сложнотехнических товаров;

3) ремонтопригодность - способность  товаров восстанавливать свои  исходные свойства после устранения  дефектов. Например, ремонтопригодные - автомобили; неремонтопригодные - батарейки,  одноразовые ручки;

4) сохраняемость - способность поддерживать  исходные количественные и качественные  характеристики без потерь в  течение определенного срока.  Сохраняемость присуща всем потребительским  товарам, так как хранение неизбежный  этап любого товародвижения. Это  свойство особенно важно для  пищевых продуктов. Хранение начинается  с момента выпуска готовой  продукции и продолжается до  утилизации товара.

Этапы хранения:

1) складское хранение у изготовителей

2) домашнее хранение у потребителей

Показатели сохраняемости: потери, выход стандартной продукции, сроки  хранения Сохраняемость связана  с безопасностью.

 

32.Правила расчёта с  покупателями.

Важное место  в процессе продажи товаров занимает организация расчетов с покупателями. Правильная организация расчетных  операций позволяет сократить время, затраченное покупателями, обеспечивает точность, быстроту и наглядность  расчетов, улучшает санитарно-гигиенические  условия при реализации продовольственных  товаров, исключает хищения и  злоупотребления денежными средствами. Кроме того, позволяет государственным  органам следить за движением  финансов и правильностью взимания налогов.

 

В настоящее  время в торговле существуют следующие  способы расчетов с покупателями. Деньги за проданный товар получает:

-Кассир-операционист.

-Продавец-кассир.

-Контролер-кассир.

-Автомат.

Способ 1. Работа кассира-операциониста  используется при традиционном методе продажи товаров (через прилавок), когда товар отпускается по кассовым чекам. Кассир-операционист регистрирует покупки через кассовый аппарат, выдает покупателям кассовый чек, по этому чеку покупатель получает у  продавца товар. При этом способе  расчета материальная ответственность  ложится на разных лиц: продавец несет  ответственность за товар в отделе, кассир-операционист — за деньги в  кассе.

Способ 2. При расчете покупателя с продавцом-кассиром кассовый аппарат  находится в отделе. Продавец отбирает, взвешивает, упаковывает отобранный покупателем товар, регистрирует его стоимость на кассовом аппарате, выдает чек покупателю вместе с товаром и получает деньги. В этом случае работник несет материальную ответственность за товар, находящийся в отделе, и за денежные средства, находящиеся в кассе.

Способ 3. Труд контролера-кассира  используется, если расчет производится на узле расчета, который расположен при выходе из магазина самообслуживания. Покупатель отбирает товары в торговом зале, затем предъявляет их контролеру-кассиру  на узле расчета, расплачивается и получает чек, который должен сохранить до выхода из магазина. В этом случае контролер-кассир несет материальную ответственность  за товар в торговом зале и за денежные средства в кассе.

Способ 4. При этом способе товар  отпускается из автоматов по продаже  сигарет, плиток шоколада, напитков и  др. Этот способ продажи ограничен  ассортиментом, При способах 1 ...3 информация о состоянии контрольно-кассовой машины, ошибках кассира и другая служебная информация высвечивается  на индикаторе кассира в виде надписей, что значительно упрощает его  работу.

 

49. Конкурентоспособность  товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров  связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем  обслуживание на высшем уровне создает  большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение  следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

 

По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов  фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя  выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые  результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных  условиях ведет к обеспечению  стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают  вопросы прибыльности с позиций  качества, потребительских свойств  продукции, конкурентоспособности.

Для анализа  положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии  продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

-фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

-инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"