Маркировка отдельных видов товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:52, реферат

Описание

Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.
Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

Работа состоит из  1 файл

Маркировка товаров.docx

— 757.71 Кб (Скачать документ)
 
  1. Маркировка  товаров.

    Назначение  и функции маркировки.

     Маркировка  – это текст, условные обозначения  и (или) товар, а также другие вспомогательные  средства, предназначенные для идентификации  товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и  качественных характеристиках товара.

     Главным назначением маркировки является доведение  основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.

     Функции маркировки:

    1. Информационная функция — доведение до заинтересованных

субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом  «О защите прав потребителей».

     В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить

приобретателю следующую информацию о товаре:

     - адрес (место нахождения);

     - фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;

     - наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;

     - сведения об основных потребительских свойствах товаров

     - сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генноинженерно - модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %)

     - о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

     - информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;

     - срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

    1. Идентифицирующая функция — доведение до потребителей,

продавцов, экспертов и контролирующих органов  информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам  по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.

    1. Эмоциональная и мотивационная функции – воздействие

маркировки  товара на психоэмоциональное состояние  потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации  покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим  товарам с помощью упаковки и  маркировки для увеличения доли продаж.

  1. Основные требования к ее нанесению на упаковку.

     Маркировка  должна соответствовать требованиям  стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами  на маркировку и упаковку, а также  общетехническими условиями стандартов на продукцию.

     Общие требования регламентируются Федеральным  законом «О защите прав потребителей». Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность - приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

     Производственная  маркировка - текст, условные обозначения  или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

     Носителями  производственной маркировки могут  быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

     Этикетки  наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным  носителем информации, который приклеивается  или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров  имеют на упаковке этикетку, на которую  текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом.

     Кольеретки - разновидность этикеток, имеют  особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой  информационной нагрузки, в основном их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок  с алкогольными, безалкогольными  напитками и пивом вместе с  основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут  быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или  информационные знаки. Иногда на кольеретках  вообще отсутствует информация.

     Вкладыши - это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для  сообщения кратких сведений о  наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара.

     Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые  приклеиваются, прикладываются или  подвешиваются к товару. Для них  характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

     Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную  марку, либо только название фирмы-изготовителя.

     Ярлыки  обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд  идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер  модели, размер, дата выпуска. Ярлык  может содержать фирменный и  товарный знаки, другие необходимые  условные обозначения.

     Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей  товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной  для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они  могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической  информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др.

     Клейма  и штампы - носители информации, предназначенные  для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных  приспособлений установленной формы.

     Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных  и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая  субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов.

     Штампы  и клейма на непродовольственных  товарах или на их упаковке встречаются  реже. Но, например, на тканях, на хазовых  концах с изнаночной стороны, обязательно  должно быть клеймо. Кроме того, штампы, выполненные производственным способом, наносятся на отдельные комплектующие  детали сложнотехнических товаров (двигатели автомобилей, холодильные  агрегаты холодильников и др.).

     Существует  несколько способов клеймения и  штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой  краской, разрешенной органами Минздрава  РФ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых  или казеиновых цифр, букв в продукт.

     Наиболее  распространенный способ, применяемый  для большинства товаров, - нанесение  клейма или штампа несмываемой краской. Электроклейма выжигают в основном на тушках птиц.

     Рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается  на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме  того, этим способом маркируют двигатели  автомобилей, а также некоторые  товары сложнотехнического назначения. Рельефная маркировка встречается  и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание  пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

     Торговая  маркировка - текст, условные обозначения  или рисунок, нанесенные изготовителем  на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

     Носителями  торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные  носители или эксплуатационные документы.

     Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются рядом  нормативных актов: Правилами продажи  отдельных видов продовольственных  и непродовольственных товаров (п. 51 - требования к товарному чеку, выдаваемому при покупке радиотоваров и электробытовых товаров), Типовым  положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие  и правильное оформление ценников.

     Кассовые  чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной  и мелкорозничной торговли, общественного  питания.

     Товарные  чеки применяются только при продаже  непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром  в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

     Правила регламентируют также наличие и  правильное оформление ценников.

     Требования  к маркировке товаров:

  1. Общие: достоверность, достаточность, доступность.
  2. Специфичные: четкость текста и иллюстрации, наглядность,

однозначность текста, достоверность относительно количества, изготовителя страны происхождения и использование несмываемых красителей.

  1. Структура маркировки.

     Маркировка  может включать три элемента:

         1.  текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен;

         2.  рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может  быть до 50%);

         3.  информационные знаки (ИЗ) – идентификация  характеристик товара, до 30%.

         Эти составные элементы различаются  соотношением и степенью доступности  товарной информации, широтой распространения  и разными функциями.

         Текст как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент  производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень  доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все  основные функции маркировки, но в  наибольшей степени ему присущи  информационная и идентифицирующая.

Информация о работе Маркировка отдельных видов товаров