Метрологическая служба в Российской Федерации, ее виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:14, контрольная работа

Описание

Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленная на обеспечение единства измерений.
Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерения.

Работа состоит из  1 файл

контрол..doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)


Вариант 10.

 

 

1. Метрологическая служба в Российской Федерации, ее виды и функции.

 

 

     Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленная на обеспечение единства измерений.

     Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерения.

Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт РФ, на который Законом "Об обеспечении единства измерений" возложены следующие функции:

        межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений;

        представление Правительству РФ предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

        установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

        определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

        государственный метрологический контроль и надзор;

        контроль за соблюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

        руководство деятельностью Государственной метрологической службы

2

и иных государственных служб обеспечения единства измерений;              

        участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений;

        утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

        утверждение государственных эталонов;

        установление межповерочных интервалов средств измерений;

        отнесение технических устройств к средствам измерений;

        установление порядка разработки и аттестации методик выполнения измерений;

        ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государственной метрологической службы, Государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);

        аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;

        утверждение типа средств измерения;

        ведение Государственного реестра средств измерений;

        аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;

        утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке;

        установление порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств

3

измерений;

        организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

        организация деятельности и аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

        планирование и организация выполнения метрологических работ.

     В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 центров стандартизации и метрологии. Наиболее крупные среди научных центров— НПО «ВНИИ метрологии имени Д.И.Менделеева» (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская область), Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ, Новосибирск), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург). Научные центры являются держателями государственных эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

     В состав ГМС входят центры государственных эталонов, которые специализи-

руются на различных единицах физических величин.

Наряду с Государственной метрологической службой вопросами обеспечения единства измерений занимаются: Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения земли (ГСВЧ); Государственная служба

4

стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт РФ, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой технической политики.

     В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений по решению их руководящих органов создается и функционирует аналогичная структура метрологической службы. В состав метрологических служб предприятий и организаций могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений. Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

     Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы в центральном аппарате, в головных и базовых организациях метрологической службы, а также на предприятиях и в организациях определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица (концерна, ассоциации и т.д.), утверждаемым их руководителем.

     Закон "Об обеспечении единства измерений" устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:

        утверждение типа средств измерений;

        поверка средств измерений, в том числе эталонов;

        лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право

5

изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

 

     Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

     B соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

      Допускаются продажа и выдача на прокат только поверенных средств измерений.

      В развитие Закона Госстандарт России утвердил ряд документов, регламентирующих аспекты поверочной деятельности.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений - третья составляющая государственного метрологического контроля. Порядок лицензирования определен правилами по метрологии ПР 50.2.005-94 "ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений".

      Под лицензированием понимается выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной действующим

6

законодательством и подлежащей обязательному лицензированию. В рассматриваемом случае лицензия - это разрешение, выдаваемое органом Государственной метрологической службы на закрепленной за ним территории юридическому или физическому лицу (лицензиату) на осуществление им деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации. Основанием для выдачи лицензии служат заявление юридического или физического лица и положительные результаты проверки условий осуществления лицензируемого вида деятельности на их соответствие предъявляемым требованиям.

 

 

2.  Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

 

 

     Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами:

        федеральными органами исполнительной власти;

        органами исполнительной власти субъектов РФ;

        государственными учреждениями, уполномоченными в соответствии с законодательством на проведение государственного контроля и надзора.

     Государственный контроль и надзор осуществляется в отношении продукции и процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП) исключительно в части

7

соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ТР) и

исключительно на стадии обращения.

     Перенос центра тяжести контроля на рынок ставит в равные условия отечественного и зарубежного производителя, так как сейчас деятельность множества контролирующих организаций в основном замкнута на проверке отечественной продукции на стадии производства.

     Органы ГКиН вправе:

        требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

        выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

        принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

        приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

        привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

    За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

     Поскольку главным приоритетом системы технического регулирования

8

является безопасность, то ее обеспечение — главная цель ГКиН. Другой целью ГКиН является выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Для достижения этой цели устанавливается специальная система информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям ТР.

    Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

        значительными штрафами за несоответствие;

        высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

     Без этих элементов велик риск того, что поставщики могут поставить на рынок продукцию, не соответствующую установленным требованиям. В результате жизнь людей и безопасность общества могут подвергнуться опасности.

     В первом случае, если штрафы за несоответствие являются минимальными, поставщики могут рисковать даже при высокой вероятности выявления несоответствующей продукции. Штрафы могут рассматриваться поставщиками как досадная неприятность, а не как стимул к обеспечению соответствия.

     Во втором случае, если вероятность выявления несоответствия незначительна, поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах за несоответствие. Вероятность выявления будет сбалансирована по отношению к

9

затратам, связанным с обеспечением соответствия. Если вероятность выявления несоответствующей продукции в сочетании с возможным штрафом ниже расходов, связанных с обеспечением соответствия, поставщики будут скорее рисковать и допускать возможность несоответствия.

     Эффективность может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы поставки (изготовителя/ импортера, оптовой и розничной фирм). Преимущество такой меры заключается в том, что розничные фирмы будут, по всей вероятности, оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей, чтобы они поставляли продукцию, отвечающую обязательным требованиям.

     Процедуры надзора после поставки продукции на рынок должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.

 


3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, требования к ним.

 

      Аккредитация органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) – это официальное подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым государством к участникам Системы обязательного

10

соответствия.

 

     Органы по сертификации и испытательные лаборатории, прошедшие процедуру аккредитации, вносятся в Единый реестр выданных сертификатов, аттестатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Это официальное признание правомочности их деятельности.

     Система Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее Система) объединяет более 1300 органов по сертификации и более 2500 испытательных лабораторий (центров).

     Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), являющиеся участниками Системы обязательного подтверждения, чтобы быть аккредитованными, должны отвечать критериям аккредитации и требованиям соответственно ГОСТ Р ИС/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции» и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Работы по аккредитации в Системе проводятся в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 611 от 128.05.2005 года «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

      ФГУ «Ростест-Москва» уполномочено Федеральным агентством по

Информация о работе Метрологическая служба в Российской Федерации, ее виды и функции