Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:56, реферат
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Введение
Физическая культура и спорт как социальные феномены.
Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни.
Ценности физической культуры.
Основные положения и требования учебной программы по физической культуре в высшем учебном заведении.
Содержание работы учебных отделений.
Заключение
Список литературы
Ценности-средства - создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
Ценности-отношения - характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества -
раскрывают значение и смысл приобретения,
развития, воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и свойств личности
(индивидуальных, психофизических, коммуникативных,
статусно-позиционных, деятельностно-
Выделенные группы ценностей образуют систему как содержательную основу физической культуры личности человека. Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и деятельности.
4. Основные положения и требования учебной программы по физической культуре в высшем учебном заведении
Согласно трактовке современных учебников физическое воспитание — это обучение движениям, развитие физических качеств человека. Во всех отечественных словарях обучение и развитие трактуются не как воспитание, а как образование.
Физическое образование
в современной науке
Физическое образование в учебных заведениях вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, общественно-политической деятельности.
Целью физического образования студенческой молодежи следует считать формирование системы специальных знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры.
В образовательную деятельность
преподаватели физического
Одна из важнейших
задач физического образования
— научить студентов
Кроме выполнения специфической функции физическое образование способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, политического, профессионального и т. д.
Таким образом, физическое образование как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие студенческой молодежи, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.
Физическое образование в вузе решает следующие задачи:
1. Воспитание у студентов
сознательности, высоких моральных,
волевых и физических качеств,
подготовка их к
2. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студенто
3. Приобретение необходимых
знаний по основам теории, методики
и организации физической
работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту.
5. Воспитание у студентов убежденности в необходимости выполнения недельного двигательного режима.
6. Повышение спортивного
мастерства студентов-
Общее руководство физическим образованием студентов, а также организация контроля за состоянием их здоровья возложены на ректора вуза, а проведение занятий осуществляется административными подразделениями и общественными организациями. Ответственность за постановку и проведение учебного процесса по физическому образованию студентов в соответствии с учебным планом и вузовской программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года проводятся студенческой поликлиникой или здравпунктом вуза.
Массовая оздоровительная физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой физического воспитания и общественными организациями вуза.
Главным результатом функционирования системы физического образования является всестороннее физическое развитие человека — физическая культура личности (физическая подготовленность, физическая готовность или физическое совершенство), обеспечивающая успешное овладение ею и выполнение тех или иных задач, поставленных перед обществом.
Форма физического образования — это внутренняя организация его содержания, для которого обязательным условием являются единство и взаимодействие составляющих элементов, строго установленный порядок педагогического процесса в соответствии с его целью и задачами.
Учебные занятия (обязательные, практические, теоретические, практикумы-консультации) являются основной формой физического образования и планируются в учебных планах по всем специальностям.
Консультативно-методические
занятия целесообразно
Индивидуальные занятия
студентов проводятся во вне-учебное
время по заданию преподавателей
кафедры физического воспитания
в самодеятельных секциях (группах)
студенческого спортивного
Содержание физического образования — это совокупность таких специфических компонентов (идеомоторное обучение и физическое воспитание), единство и взаимодействие которых обеспечивает наиболее эффективный процесс всестороннего физического развития студенческой молодежи, подготовку к труду и защите Родины.
Содержание курса физического
образования заключена в
Учебный материал программы состоит из теоретического, методического и практического разделов.
Теоретический раздел программы предполагает овладение студентами знаниями по основам теории и методики физического образования. Учебный материал сообщается в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также усваивается путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Практический раздел программы базируется па научно обоснованных зачетных нормах, требованиях и содержит учебный материал для всех учебных отделений, в содержание занятий которых входят такие разделы: легкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, туризм, спортивные игры и стрельба.
Во все курсы обучения включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к профилирующим специальностям.
В практическом разделе программы материал целесообразно распределять в соответствии с основными частями (видами) физической культуры — физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Каждый вид включает элементы других частей. Все они полностью удовлетворяют потребности студентов (всех учебных отделений) во всех видах двигательной деятельности, направленной на совершенствование, оздоровление, закаливание организма.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.
5. Содержание работы учебных отделений
Учебно-воспитательный процесс в учебных отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами педагогики и системы физического воспитания.
Теоретический раздел программы излагается в форме лекций. Лекции дополняются беседами преподавателей со студентами в процессе практических занятий, а также самостоятельным изучением студентами специальной литературы в течение всего периода обучения.
Для практических занятий студенты распределяются на учебные отделения (основное, подготовительное и специальное) с учетом пола, состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности.
Студенты специального
учебного отделения, состояние здоровья,
физическая подготовленность и физическое
развитие которых в процессе занятий
улучшились, на основании заключения
врача и решения кафедры
В связи с заболеванием или другими объективными причинами студенты основного и спортивного отделений могут быть переведены на специальное учебное отделение в любое время учебного года.
Освобождение от занятий по физическому воспитанию по состоянию здоровья может быть только временным.
Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение конкретных задач физического воспитания студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включается материал по профессионально-прикладной физической подготовке применительно к особенностям будущей профессии студентов.
На I курсе необходимо ликвидировать недостатки в физической подготовленности отдельных студентов (со слаборазвитой силой, выносливостью, не умеющих плавать, не владеющих навыком ходьбы на лыжах и т. п.).
При этом студенты обязаны:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга населения.
Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению). В данном случае можно говорить о феномене спорта и физкультуры.
Также они в силу своей гуманистической сущности, обладая способностью сближать народы, содействовать развитию контактов, сотрудничества, взаимопонимания между народами, играют все более заметную роль в жизни всего международного сообщества.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм.
Не менее важно и
то, что физкультура и спорт
воспитывают у студентов
Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов