Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Дошкольный возраст (от трёх до семи лет) особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности. К сожалению, многие недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества (когда ребёнку уделяется много внимания) к школьному периоду (когда внимание потребуется вновь), как своеобразный отдых, но именно сейчас формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности.
7
Виды нарушений осанки.
14
Методика профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
19
Физические упражнения - основное средство физического развития
22
Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников.
31
Заключение 36
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 456.79 Кб (Скачать документ)

         В работе с детьми используются  разнообразные исходные положения: для ног — ноги вместе; на ширине плеч или слегка расставлены и т.д.; для рук — руки вдоль туловища, вперед, на поясе и т.д.

       Траектория  движения — путь движущейся части  тела или предмета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.

         В траектории выделяют: форму,  направление и амплитуду движения.

       По  форме траектории бывают прямолинейные  и криволинейные. Прямолинейные  движения применяются, когда требуется  развивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодоления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

       Направление движения. Направление движущихся частей тела влияет на эффективность воздействия физических упражнений, выполнение двигательной задачи.

         Направление движения определяется  по отношению к собственному  телу. Их принято называть парно-противоположной  терминологией — «вверх—вниз,  вперед—назад, вправо—влево».

         Направление сгибательных движений  определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, вперед, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: наклоны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в горизонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, вполоборота налево и др.).

       Амплитуда движения — величина пути перемещения  частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линейными  мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

         Амплитуда движений зависит от  строения костей, суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая достигается сокращением мышц, называют активной. Подвижность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни и в практике физического воспитания максимальная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

       Пространственно-временные  характеристики

         Скорость движения определяется  отношением величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если временные характеристики не будут соответствовать требованиям двигательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

       Временные характеристики

         К временным характеристикам  относится длительность выполнения  упражнений и его отдельных  элементов, отдельных статических  положений и темп движения.

         Каждое упражнение выполняется  в течение определенного времени и в определенной временной последовательности. По длительности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

         Большое значение имеет темп  движений — количество движений  в единицу времени или частота  повторения циклов движений. Изменение  темпа движений приводит к увеличению или уменьшению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

         Под воздействием систематических  упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

       Ритм  — одно из условий жизни, он проявляется  во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание  во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Основу ритма составляет закономерное расчленение временной последовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал известный психолог Б. М. Теплов.

       Каждый  ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические движения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через скакалку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных частей движения.

         Чередование мышечного напряжения  и расслабления является одним  из показателей правильного, экономного  решения двигательной задачи. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

       Качественные  характеристики движений

         В теории физического воспитания  широко используются количественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

       Точность  движения — это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

       Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

       Энергичные  движения — движения, выполняемые  с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

       Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

       Выразительность движения — выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

       Итак, физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

 

       

5. Комплекс физических упражнений для профилактики и укрепления                опорно-двигательного аппарата дошкольников

 

       Главным действенным средством профилактики нарушения осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

       Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет.

       Воспитание  ощущений нормальной осанки приобретается  посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

       - Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок  перед зеркалом несколько раз  нарушает осанку и снова с  помощью взрослого её восстанавливает,  развивая и тренируя мышечное чувство.

       - Упражнения у вертикальной плоскости  (стена без плинтуса, дверь, фанерный  или деревянный щит). Ребёнок становится  к плоскости, прикасаясь к ней  пятками, икрами, ягодицами, лопатками  и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

       - Упражнения с предметами на  голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

       - Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

       Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают  статическую выносливость мышц шеи  и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

       Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

       Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки у детей 5-6 летнего возраста.

         Построение в шеренгу. Встать  в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

       Показать  правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

       Упражнения  в ходьбе по кругу 

       Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

       Стоя  вне круга, проверить и исправить  осанку каждого проходящего мимо ребенка.

       "Журавлик". Ходьба с высоким подниманием  бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. 

       Следить за правильным положением тела: спину  держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

       "Вырастаем  большими". Ходьба на носках (руки  вверх, "в замке") 20-25 шагов. 

       Следить за тем, чтобы колени и лопатки  были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.  

       "Мишка  косолапый". Ходьба на наружном  крае стопы. Говорить на каждый  шаг (руки на поясе): "Мишка  косолапый по лесу идет, шишки  собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

       Следить за тем, чтобы дети держали спину  прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

       Ходьба  с ускорением и переходом в  бег. Ходьба с последующим замедлением.

       Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

       Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

       Вдох  глубокий через нос. Выдох - через  губы, сложенные трубочкой.

       Упражнения  в положении "стоя"

       "Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми  в локтях руками.

Информация о работе Физические упражнения для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста