Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание

Функциональная активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают сокращение сердца, передвижение тела в пространстве, движения глазных яблок, глотание, дыхание, двигательный компонент речи, мимики и др. Гладкие мышцы входят в состав стенок сосудов, бронхов, мочевого пузыря, желчного пузыря, мочеточников, желудочно-кишечного тракта других внутренних органов, кожи. Гладкие мышцы обеспечивают их функцию и осуществляют движения ресничек клеток кишечного эпителия за счет нервной двигательной системой и гуморальными факторами.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.64 Кб (Скачать документ)

1.         Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда.  

 

Функциональная активность организма человека характеризуется  различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий  уровень психических функций  при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают сокращение сердца, передвижение тела в пространстве, движения глазных яблок, глотание, дыхание, двигательный компонент речи, мимики и др. Гладкие мышцы  входят в состав стенок сосудов, бронхов, мочевого пузыря, желчного пузыря, мочеточников, желудочно-кишечного тракта других внутренних органов, кожи. Гладкие мышцы обеспечивают их функцию и осуществляют движения ресничек клеток кишечного эпителия за счет нервной двигательной системой и гуморальными факторами.

Утренняя гимнастика закаляет человека физически, резко уменьшает  простудные и другие заболевания, способствует активной трудовой деятельности. Непременное  условие для утренней гимнастики – регулярные ежедневные занятия. В  теплое время года рекомендуется  проводить их на свежем воздухе, а  зимой – в хорошо проветриваемом помещении.

Кто не знает, как нелегко  порой после пробуждения сбросить утреннюю сонливость и вялость. Включиться в привычный ритм, активизировать работу органов и систем организма, восстановить работоспособность помогает утренняя гимнастика. Необходима она  для того, что восполнить дефицит  движений.

При выполнении физических упражнений от чувствительных нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, коже, к мозгу устремляются потоки импульсов, быстро повышающих возбудимость центральной нервной системы  и обеспечивающих ее готовность к  активной деятельности. Иными словами, возникшие во время сна изменения  под влиянием утренней зарядки устраняются, повышается мышечный тонус. На активный рабочий режим переключаются  сердечно – сосудистая и дыхательная  система. Ускоряется ток меж тканевой жидкости.

Повышение работоспособности, производительности труда возможно, самая главная цель утренней гимнастики, хотя, разумеется, не единственная. Второе ее назначение - давать человеку хорошее самочувствие и  бодрое настроение.

Доказано, что систематические  занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное  воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности  в процессе производительной деятельности у адаптированных (тренированных) к  систематическим физическим нагрузкам  лиц и у не адаптированных к  ним (нетренированных)  убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности. Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры, например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.) Результаты исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления.

Учебный день студентов насыщен  значительными умственными и  эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей паузой, при которой значительное время  в напряженном состоянии находятся  мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального  режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить  к нежелательным явлениям, служить  причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и  переходить в переутомление. Для  того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться  другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или  занятий физическими упражнениями.

Последние годы возросло внимание к использованию средств физического  воспитания для совершенствования  учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным. Проблемным вопросом являются средства физической культуры (специфические и неспецифические  упражнения), которые непосредственно  влияют на функциональное состояние  головного мозга при напряженной  умственной деятельности.

В теории и методике физического  воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и  на определенные системы организма, Однако сохранение активной деятельности головного мозга человека требует  особых подходов, внимания, методов  сочетания физических нагрузок и  их целенаправленного воздействия  на функцию центральной нервной  системы.

Изменение умственной работоспособности  и сенсомоторики студентов под влиянием занятий физкультурой зависит от времени их проведения в режиме учебного дня. Занятия с 8 до 10 и с 12 до 14 ч в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсомоторных движений, а координация микродвижений при этом снижается.

Наибольшее повышение  умственной работоспособности и  быстроты движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В  эти дни также отмечено наибольшее снижение координации микродвижений. Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного влияния занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.

Занятия физической культурой  оказывают разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности людей. Утренняя зарядка прогулка или пробежка на свежем воздухе_ все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма. Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время : после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере учащиеся начинают учебный год с более высокой работоспособностью.


Информация о работе Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда