Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:37, научная работа

Описание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание психофизических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..1
I.Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования………………………………………………………………2
II. Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания………………………………………………………………………..4
1. Воспитание силы…………………………………………………………4
Методы воспитания…………………………………………………………………4
1) Методы максимальных усилий……………………………………..….. 5
2) Метод повторных усилий (или метод «до отказа») ……………………5
3) Метод динамических усилий ……………………………………………5
2.Воспитание быстроты………………………………………………….6
Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции……………………………………………………………………………7
3.Воспитание выносливости……………………………………………..8
Общая выносливость……………………………………………………………………8.
Специальная выносливость………………………………………………………..…9
4.Воспитание ловкости (координационные способности)…………………………………………………………………….10
5.Воспитание гибкости…………………………………………………….….10
III.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания………………………………………..…..13
IV.Заключение……………………………………………………………...……15
Список литературы…………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

НИР.docx

— 59.25 Кб (Скачать документ)

упражнения (действия), требующие значительного  проявления силы.

Выносливость  к статическим усилиям — способность  в течение длитель-

ного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.

Обычно  в этом режиме работают лишь отдельные  группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью — чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

Совершенствование выносливости происходит лишь в том  случае, если в тренировочной и  соревновательной деятельности  человек  преодолевает  определенное утомление. Для воспитания обей выносливости следует  применять тренировочные задания  умеренной мощности, с частотой сердечных  сокращений  от 150 до 160 уд/в мин: ходьба, бег,  плавание, лыжи, гребля на лодках, езда на велосипедах, игры с преимущественным  использованием метода стандартно-повторного упражнения. Для воспитания специальной выносливости целесообразно практиковать тренировочные задания большей мощности с частотой сердечных сокращений до 180 уд/в мин: беговые и игровые упражнения переменной интенсивности, баскетбол, футбол, регби, упражнения на снарядах или с отягощением, можно использовать прыжки (например, через скакалку) . 
 
 

  1. Воспитание ловкости (координационные способности)
 

  Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

  • осваивать координационно сложные двигательные задания;
  • быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изме-

няющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

  • повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию  ловкости способствуют систематическое  разучивание новых

усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной

перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями. 

  1. Воспитание  гибкости
 

Гибкость  — способность  выполнять движения с

большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высококоординированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную  в движении), статиче-

скую (позволяющую  сохранять позу и положение тела), активную (проявлен-

ную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет

внешних сил).

Гибкость  зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При

эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка, массаж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение непосредственно перед выполнением движения. На гибкость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость), время суток (наивысшие показатели гибкости от 10 до 18 ч, в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

Поэтому для лиц со стойкими ограничениями  подвижности в суставах

необходимы  увеличенные — более частые и  продолжительные нагрузки в упражнениях  «на растягивание». В определенные периоды они могут даваться 2—3 раза в день ежедневно (включая и самостоятельные индивидуальные занятия дома по заданию преподавателя). Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорнодвигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений. При необходимости обеспечить значительные сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки рекомендуются такие пропорции в упражнениях (по E.П. Васильеву): примерно 40% активных —динамических, 40% пассивных и 20% статических упражнений.

Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание

мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений или времени «выдержек». Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30—45 повторений в серии; темп при активных упражнениях — в среднем одно повторение в секунду, при пассивных — одно повторение за 1—2 с; выдержка в статических положениях -- 4-6 с. Пассивные статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат мало поддается деформации.

Упражнения  могут применяться как в учебных, так и в самостоятельных

формах занятий, и чем чаще они применяются, тем выше их эффективность.

Установлено, что ежедневные двухразовые тренировки с 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через один-два  месяца приводят к заметному приросту гибкости. При прекращении же тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

В последние  годы в нашей стране стал распространяться стрет-чинг —

система упражнений, направленных на улучшение  гибкости, повышение подвижности  суставов. Считается, что медленное  и спокойное выполнение упражнений на растягивание используется не только для решения различных оздоровительно-спортивных задач, но и способствует, снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху.

Задача  акцентированного воспитания и совершенствования  основных физических качеств человека — силы, быстроты, ловкости, гибкости — легче решается на начальных  этапах систематических упражнений, если в этот период мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая подготовка.

Однако  по мере повышения тренированности  в каком-либо отдельном

физическом  качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации

от новичка  до спортсмена-мастера величина эффекта  параллельного развития

нескольких  физических качеств постепенно уменьшается.

Требуется тщательный подбор специальных упражнений в процессе тренировки, тем более  что двигательные качества нервно-мышечного  аппарата человека на высоком уровне развития связаны между собой  обратно пропорциональной связью (т.е. при высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему, например, штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции — в силовых упражнениях. 
 
 
 
 
 

III.Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания 

Сам процесс  регулярных целенаправленных занятий  физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, психофизических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

Один  из основоположников теории физического  воспитания профессор

А.Д. Новиков  сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».

В процессе физического воспитания формирование психических свойств

личности  происходит путем моделирования  жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества занимающихся, такие как: 

 1. Целеустремленность—способность к сознательной постановке как общих целей действия (с отдаленными перспективами), так и частных (осуществляемых в ближайшее время и помогающих достижению общей цели).(настольный теннис, все виды борьбы, бокс)

2. Дисциплинированность  — способность подчинять свои  действия установленным правилам  и нормам поведения.(спортивная гимнастика, бег на дальние дистанции, плавание)

3. Уверенность—способность  к трезвому и объективному  анализу своих сил и возможностей, в связи с чем спортсмен без каких-либо сомнений предпринимает именно данные действия и выполняет их именно данным

 образом.(все виды борьбы, бокс, спортивная гимнастика, спортивные игры)

4. Инициативность  — способность объективно оценивать  сложившуюся в процессе спортивной  борьбы ситуацию и самостоятельно  разрешать ее, беря на себя  ответственность за предпринимаемые  действия.(единоборства, спортивные игры, эстафеты)

5. Самостоятельность—  способность принимать решения, начинать и доводить до конца действия, не ожидая указаний и помощи тренера или других спортсменов, проявляя при этом изобретательность и творчество(все виды борьбы, спортивная гимнастика)

6. Смелость —  способность активно действовать  для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например, возможность получить травму(все виды борьбы, бег с преодолением препятствий, ходьба и бег с закрытыми глазами, прыжки в воду с вышки, альпинизм).

7. Настойчивость—способность  не останавливаться на пути  к достижению цели, несмотря на временные неудачи или трудности, стремление, во что бы то ни стало выйти победителем в борьбе с этими трудностями.(настольный теннис, бадминтон, марафонский бег, все виды борьбы)

8. Решительность—способность  быстро принимать наиболее правильные  в данных условиях решения и активно проводить их в жизнь (все виды борьбы, баскетбол, волейбол)

9. Самообладание  — способность не теряться  в трудных или неожиданных

 обстоятельствах,  управлять своими действиями, проявляя  при этом

 рассудительность  и сдерживая отрицательные эмоции.(бег с горы по трудному маршруту, эстафеты, прыжки в воду с вышки, регби, хоккей, баскетбол, волейбол)

10.  Стойкость  — способность выдерживать в  процессе спортивной борьбы

 большие трудности,  продолжать борьбу в состоянии  сильного утомления или даже  получив травму, проявляя при  этом большую силу воли.(все виды борьбы, длительный медленный бег в сложных метеорологических условиях, темповый кроссовый бег, плавание на дальность, преодоление полос препятствий, шлюпочный поход на 20км и более, лыжный переход, велопробег) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование психофизических качеств в процессе физического воспитания