Лечебная физическая культура по профилю заболевания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:57, реферат

Описание

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Отнюдь не последним в череде необходимых «характеристик» является нормальное зрение. К сожалению, сидячий образ жизни, долговременная работа с вычислительной техникой, малоподвижность, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным нагрузкам на глаза, что впоследствии может привести к сильным осложнениям . Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.

Содержание

1.Введение
2. Близорукость.
3. Понятие лечебной физической культуры.
4. Лечебная физическая культура при болезнях глаз.
5. Факторы, влияющие на зрение.
6. Литература

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 37.39 Кб (Скачать документ)

МГИМО (У) МИД РФ

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме: «Лечебная физическая культура по профилю заболевания».

Выполнила:

студентка 1 курса

ф-та МО  гр. 5

Брагина Юлия

Москва, 2011

 

План.

1.Введение

2. Близорукость.

3. Понятие лечебной физической  культуры.

4. Лечебная физическая культура при болезнях глаз.

5. Факторы, влияющие на зрение.

6. Литература 

1. Введение.

В современном темпе жизни  чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Отнюдь не последним в череде необходимых  «характеристик» является нормальное зрение. К сожалению, сидячий образ  жизни, долговременная работа с вычислительной техникой, малоподвижность, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и нервные расстройства приводят к подчас очень серьезным  нагрузкам на глаза, что впоследствии может привести к сильным осложнениям . Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.

 Каждый второй житель  РФ имеет нарушение органов зрения.

13 ноября отмечается Всемирный  день зрения. В России от различных  заболеваний органов зрения страдают 76 млн. россиян. Эти данные привели  "Интерфаксу" в четверг в  информационном отделе НИИ глазных  болезней им. Гельмгольца. 

"Фактически каждый  второй житель РФ имеет какое-либо  нарушение органов зрения. Абсолютное  число людей с глазными заболеваниями  по России по данным медосмотров  составляет 75 млн 400 тыс. человек", - сообщил представитель НИИ.

Число инвалидов по зрению в России составляет до 500 тыс. человек, 20% из них составляют инвалиды с детства. "При этом впервые регистрируются до 30 тыс. инвалидов по зрению ежегодно", - сказал представитель НИИ.

Основными причинами заболеваний  органов зрения являются: воспалительные заболевания (число вызванных ими  нарушений зрения в России составляет около 4 млн); травмы (около 2 млн заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.).

Число окулистов в России составляет более 13 тыс. человек

 Можно выделить профессии,  в которых зрительная деятельность  играет ведущую роль. И здесь  очень важно приспособить условия  труда к возможностям зрительной  системы человека, максимально использовать  эти возможности в конкретном  трудовом процессе, чтобы, с одной  стороны, повысить его эффективность, а с другой—исключить- отрицательное воздействие на орган зрения.

 Тем, чья работа  связана со зрительным напряжением,  хорошо знакомы неприятные ощущения, которые могут возникать при  выполнении трудовых операций: тяжесть  в веках, чувство давления или  легкой тупой боли в глазах, мелкие предметы теряют отчетливость, контуры их расплываются. Это  признаки зрительного утомления.  Они являются следствием и  общей усталости человека и  утомления глазных мышц.

 Для поддержания достойного  уровня зрения применяются методики  расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико. Рассмотрим некоторые из них.  Для поддержания достойного уровня  зрения применяются методики  расслабления и коррекции зрения, число которых достаточно велико.

2. Близорукость.

Близорукость (миопия) (от др.-греч. μύω  — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина — увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение.

 Человек хорошо видит  вблизи, но плохо видит вдаль  и поэтому может пользоваться  очками или контактными линзами  с отрицательными значениями  оптической силы.

По тяжести заболевания, в близорукости выделяют три степени.

 Слабая — до 3 диоптрий, средняя — от 3,25 до 6 диоптрий, высокая — свыше 6 диоптрий. Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.

При слабой и средней степени  близорукости, как правило, осуществляется полная или почти полная оптическая коррекция для дали и применяются более слабые (на 1-2 диоптрий) линзы для работы на близком расстоянии.

 Близорукость может  быть врожденной, а может появиться  со временем, иногда начинает  усиливаться — прогрессировать.  При высокой степени близорукости  — постоянная коррекция, величина  которой для дали и для близи  определяется по переносимости.  Если очки недостаточно повышают  остроту зрения, рекомендуется контактная  коррекция.

3 Понятие лечебной физической  культуры.

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

 С другой стороны,  лечебная физическая культура  является разделом физической  культуры, в котором рассматривают  физические упражнения для восстановления  здоровья больного человека и  его трудоспособности.

 Вместе с тем лечебная  физкультура — это самостоятельная  научная дисциплина, объединенная  по существующему государственному  стандарту в единую научную  специальность: «лечебная физическая  культура и спортивная медицина  с курсами курортологии и физиотерапии»,  имеющая шифр научной специальности  14.00.51. Это — медицинские науки.  То есть специалистом в области  лечебной физкультуры может быть  врач с дипломом лечебного  или педиатрического факультета  медицинского института. Составной  частью ЛФК являются механотерапия,  трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться  любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные  процедуры, и даже игры, в том  случае если они применяются  в лечебных целях. 

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим отдельно в  силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается  только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях  здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально  отличает ЛФК от оздоровительных  систем и технологий, в которых  заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК  только для больных и только для  лечения. На практике лечебная физкультура  не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое  применение физкультуры в форме  ЛФК в системе здравоохранения  только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.

 Однако цель применения  этих средств — лечение или  профилактика болезней. Как известно  цель физкультуры — воспитание  здорового человека, а спорта  — достижение результатов. Лечебная  физкультура выполняет не только  лечебную, но и воспитательную  функцию. Она воспитывает сознательное  отношение к использованию физических  упражнений, прививает гигиенические  навыки, приобщает к закаливанию  организма естественными факторами  природы[1]. В этом ЛФК тесно  соприкасается с педагогикой  и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает  организм. В настоящее время никем  не подвергается сомнению, что  лечебная физкультура, — обязательная  и необходимая составная часть  всех разделов современной практической  медицины, особенно травматологии,  ортопедии и неврологии. Однако  так было не всегда, и лечебная  физкультура прошла нелегкий  путь, прежде чем занять свое  место в современном здравоохранении.

 Наука ЛФК как раздел  медицины состоялось только в  середине прошлого столетия, благодаря  синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных  систем и достижений в области  анатомии, физиологии и биомеханики  при понимании врачами физического  движения как лечебного фактора.  Необходимым условием становления  ЛФК была система здравоохранения  с профилактическим направлением  и доступностью.

4. Лечебная физическая  культура при болезнях органов  зрения.

Существует специальная  гимнастика, которую следует выполнять  людям с близорукостью.

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ УПРАЖНЕНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ *

1.Выполняется сидя. Креп­ко зажмурить глаза на 3—5 се­кунд. Затем открыть глаза на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Укрепляет мышцы век, способ­ствует улучшению кровообраще­ния и расслаблению мышц глаз.

2.Выполняется сидя. Быст­ро моргать в течение 1 —2 минут. Способствует улучшению кро­вообращения.

3.Выполняется стоя. 1 —  смотреть вдаль прямо перед  со­бой 2—3 секунды; 2 — поста­вить палец руки по средней ли­нии лица на расстоянии 25— 30 см от глаз; 3 — перевести взгляд на конец пальца и смот­реть на него 3—5 секунд;

  4.Выполняется сидя. 1 — закрыть веки; 2 — массировать  их с помощью круговых дви­жений  пальца (верхнее веко — от носа  к наружному краю глаза, нижнее  веко — от на­ружного края  к носу, затем на­оборот) . Продолжительность — 1 минута. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

5.Выполняется стоя. 1 —  поставить палец правой руки  по средней линии лица на  расстоя­нии 25—30 см от глаз; 2 — смот­реть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 3 — при­крыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 секунд; 4 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 5— поставить палец левой руки по средней линии лица на рас­стоянии 25—30см от глаз; 6 — смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд; 7 — прикрыть ладонью правой руки глаз на 3—5 секунд; 8 — убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3—5 секунд. Повторить 5—6 раз. Способст­вует объединенной работе обоих глаз.

6. Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — отвести полусогнутую правую руку в сто­рону; 2 — медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем; 3 — то же в обратную сторону. Повторить 10—12 раз. Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию в горизонтальной плоскости.

7.Выполняется сидя. 1 —  тремя пальцами каждой руки  легко нажать на верхнее веко  соответствующего глаза; 2 — спустя 1—2 секунды снять паль­цы с век. Повторить 3—4 раза. Улучшает циркуляцию внутри­глазной жидкости.

8.Выполняется сидя. 1 —  смотреть вдаль прямо перед  со­бой 2—3 секунды; 2 — перевести взгляд на кончик носа на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Раз­вивает способность длительно удерживать взгляд на близких предметах.

 

9.Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять полусогнутую правую руку вверх; 2 — медленно передви­гать палец сверху вниз и следить за ним глазами; 3 — то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10—12 раз. Укреп­ляет мышцы глаз и совершенст­вует их координацию в верти­кальной плоскости.

10. Выполняется сидя. Го­лова  неподвижна. 1 — вытянуть полусогнутую  руку вперед и вправо; 2 — производить  рукой на расстоянии 40—50 см от  глаз медленные круговые движения  по часовой стрелке и следить  при этом глазами за концом  пальца; 3—4 — то же при дви­жении левой руки против часо­вой стрелки. Повторить 3—6 раз. Развивает координацию слож­ных движений глаз и способст­вует укреплению вестибулярного аппарата.

11.Выполняется стоя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять глаза вверх; 2 — опустить их книзу; 3 — повернуть глаза в правую сторону; 4 — повернуть глаза в левую сторону. Повто­рить 6—8 раз. Совершенствует сложные движения глаз.

12.Выполняется сидя. Голо­ва неподвижна. 1 — поднять глаза кверху; 2 — сделать ими круговые движения по часовой стрелке; 3 — сделать круговые движения против часовой стрел­ки. Повторить 3—5 раз. Спо­собствует развитию сложных движений глаз и повышает устойчивость вестибулярных ре­акций.

Информация о работе Лечебная физическая культура по профилю заболевания