Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:12, реферат

Описание

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Причины возникновения и течение заболевания……………………………..3
2.Лечебная физкультура………………………………………………………….5
2.1.Особенности метода ЛФК………………………………………………..5
2.2.Периоды общей ЛФК……………………………………………………..6
2.3Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга………………………………………………………………………………..7
2.4.Комплекс упражнений утренней гимнастики…………………………..8
3. Питание………………………………………………………………………...10
4. Двигательная активность……………………………………………………..11
Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физре.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра физвоспитаня

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: «Лечебная  физкультура при черепно-мозговой травме»

 

по дисциплине «Физическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст.группы МК-09-01                                        М.М. Гаскарова

Проверил                                                                              А.А.Красулина

 

 

 

 

 

 

Уфа - 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Причины возникновения  и течение заболевания……………………………..3

2.Лечебная физкультура………………………………………………………….5

2.1.Особенности метода  ЛФК………………………………………………..5

2.2.Периоды общей ЛФК……………………………………………………..6

2.3Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга………………………………………………………………………………..7

2.4.Комплекс упражнений  утренней гимнастики…………………………..8

3. Питание………………………………………………………………………...10

4. Двигательная активность……………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы ……………………………………………..14 
Введение

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической  функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

    Общая методика  лечебной физкультуры определяет  принципы и правила проведения  занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

 

1.Причины возникновения и течение заболевания

 

Сотрясение  головного мозга — возникает  почти во всех случаях черепно-мозговой травмы, рассматривается как ее наиболее легкая форма. Преобладают обратимые функциональные изменения головного мозга. Клинически сотрясение проявляется симптомами диффузного поражения мозга с потерей сознания и преобладанием общемозговых симптомов.  В остром периоде могут быть микроочаговые симптомы, проходящие в ближайшие 2—3 дня. Патоморфологические проявления сотрясения представлены гиперемией мягкой мозговой оболочки, венозным застоем, отеком, мелкими геморрагиями, иногда дистрофическими изменениями нервных клеток, и волокон. Сотрясение головного мозга сопровождается нарушением сознания от легкого (сомноленция) до выраженного (сопор), тошнотой, рвотой, головной болью, головокружением, нарушением памяти на обстоятельства травмы (антероградная амнезия), а в некоторых случаях и на предшествовавший травме период (ретроградная амнезия), комбинированной (антероретроградная амнезия), бледностью кожных покровов, потливостью, замедлением или учащением пульса с недостаточным его напряжением, незначительными изменениями АД, адинамией. Отмечаются равномерная гипотония мышц конечностей, равномерная гипорефлексия, снижение реакции зрачков, иногда анизокория, болезненность при движении глазных яблок вверх и в стороны, нередко в сочетании с головокружением, спонтанным нистагмом различного характера и интенсивности. Относительно редки в первые часы после травмы микроочаговые симптомы, имеющие топико-диагностическое значение (нарушения обоняния, легкая девиация кончика языка, легкая неравномерность глубоких рефлексов, отсутствие или снижение брюшных и кремастерных рефлексов и т. д.). В последующие дни больные жалуются на головную боль, реже тошноту, головокружение, вялость, раздражительность, бессонницу, приливы крови к голове. При отоневрологическом исследовании иногда выявляются вестибулярные симптомы. На глазном дне в течение первой недели после травмы определяется расширение вен, порой стушеванность границ дисков зрительных нервов. При сотрясении головного мозга состав спинномозговой жидкости не имеет существенных изменений, она прозрачна, без примеси крови. Ликворное давление в 60% случаев повышено (200 мм вод. ст. и выше), у 20% пострадавших может оставаться нормальным (120—180 мм вод. ст.), у 20% больных составляет НО мм вод. ст. и ниже. Признаком гипотензнойного синдрома является истечение спинномозговой жидкости при пункции из иглы редкими каплями или отсутствие истечения—так называемая сухая пункция при проходимых ликворных путях. При гипотензионном синдроме у пострадавших часто возникают жажда, бледность и цианоз, гиподинамия и астения, наблюдаются выраженные оболочечные симптомы и жесточайшие сжимающие головные боли, усиливающиеся при переходе в вертикальное положение и уменьшающиеся в горизонтальном. Больные предпочитают лежать с опущенной головой, без подушки (симптом «опущенной головы»). Клинически гипотензионный синдром проявляется симптомом «опущенной головы», тахикардией, артериальной и венозной гипотензией. Общемозговые признаки более выражены. Для гипертензнойного синдрома характерны брадикардия и артериально-венозная гипертония.

При сотрясении мозга с незначительными клиническими проявлениями утрата сознания бывает кратковременной (до нескольких минут), пострадавший быстро выходит из оглушенного состояния. Головная боль не отличается интенсивностью, практически отсутствуют вегетатив ные и неврологические симптомы. Улучшение наступает через 3—5 сут, состояние нормализуется в течение 10—15 сут.

Для сотрясения головного мозга с выраженными  клиническими проявлениями характерна более длительная потеря сознания — от нескольких минут до 3 ч. Больной медленно выходит из состояния общего оглушения, возможны спутанность сознания и психомоторное возбуждение; вегетативные нарушения выражены на протяжении нескольких дней после травмы. Состояние улучшается через 7—10 сут, а клинические проявления исчезают через 2—4 нед. Неврологические «микросимптомы» могут выявляться в течение нескольких месяцев после травмы. Без лечения (несоблюдение постельного режима и др.) состояние пострадавшего может заметно ухудшаться и симптоматика становится резкой, заболевание становится затяжным.

 

 2.Лечебная физкультура

 

2.1.Особенности метода ЛФК

 



Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической  функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

    Общая методика  лечебной физкультуры определяет  принципы и правила проведения  занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы  применения лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

    Физические  упражнения могут выполняться  по словесному указанию после  их показа. У больных, находящихся  в постельном режиме, и у ослабленных  больных при проведении занятий  лечебной гимнастикой необходимо  сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры и т.п.).

    Наличие болей нарушает  нервную регуляцию, что может  вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание  (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

    Упражнениям на волевое  активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться  повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.

 

2.2.Периоды общей ЛФК



Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения принято различать два периода реабилитации – больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

Период ЛФК – это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

В лечебной физической культуре различают  три периода:

1)Первый период (вводный) – острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного мозга.

В этом периоде физиологическая  кривая нагрузки в основном одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1\3 времени всего занятия.

2)Второй период (основной) – функциональный, период восстановления функций. Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята, костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены.

Во втором периоде  физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет  около 1\2 времени всего занятия.

3)Третий период (заключительный) – тренировочный, период окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось к норме, но большие физические нагрузки –висы, упоры, поднятие тяжестей - больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.

В третьем периоде  физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 2\3 времени всего занятия.

 

2.3Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.



К повреждениям головного  мозга относятся: острое поражение  мозгового кровообращения (инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и опухоли.



    При поражениях  головного мозга, выражающихся  в парезах или параличах любой  этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное лечение  больного, направленное на предупреждение развития контрактур в суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит, трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем: кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры; обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой: корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение самообслуживанию и трудовым процессам.

Информация о работе Лечебная физкультура при черепно-мозговой травме