Лечебная физкультура при ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 08:31, реферат

Описание

Основное значение в происхождении детского церебрального паралича до 60-х гг. 20 в. придавалось внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах, механической родовой травме, кровоизлиянию в мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания матери, перенесенные ею заболевания. С 60—70-х гг. становится все более ясной роль внутриутробных нейроинфекций в происхождении церебральной патологии плода – листереллезного, колибациллярного, стафилококкового, стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.

Содержание

Введение
Детский церебральный паралич. О болезни
Этиология и патогенез
Патологическая анатомия
Клиническая картина
Прогноз

Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной физкультуры) для лечения заболевания и адаптации больных
Иппотерапия
Лечебная физкультура для детей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

дцп.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

      У детей со спастической диплегией  чаще всего имеет место вторичная  задержка психического развития, которая, по данным М. Н. Никитиной (1972), при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6 - 8 годам может быть устранена; ребенок в этих случаях может обучаться в специальном интернате для детей с церебральными параличами или в массовой школе. 30—35% детей со спастической диплегией страдают олигофренией, чаще всего в степени нерезкой дебильности; их обучают по программе спецшкол для умственно отсталых детей. У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии, значительно реже моторная алалия.

      Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев постнатально, в период новорожденности.

      В зависимости от интенсивности двигательных расстройств отмечается гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего имеет место у детей раннего возраста, затем по мере развития мозга и под влиянием лечения двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными, особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза.

      Проявления  гемипареза у детей и у взрослых различны. У детей наблюдается замедление роста костей и укорочение длины паретичных конечностей. У 25 - 35% детей при этой форме имеет место олигофрения в степени дебильности, реже имбецильности, у 45 - 50% — вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой восстановительной терапии.

      Речевые расстройства наблюдаются у 25—35% детей, чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрия, реже по типу моторной алалии.

      Двойная гемиплегия — это спастический тетрапарез, при котором руки поражены в такой же степени, как и ноги, или в большей (рис. 1,5). Преобладает ригидность мышцы, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (шейного и лабиринтного), которые у здорового ребенка исчезают на протяжении первых недель жизни. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты, так же как и произвольная моторика,- дети не сидят, не стоят и не ходят. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии, тяжелая дизартрия или анартрия.

      Гиперкинетическая форма. Для этой формы характерны непроизвольные движения — гиперкинезы (хореоатетоз, атетоз, торсионная дистония, хореиформный гиперкинез), наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулатуре начинают выявляться с 4 - 6-го месяца жизни. Редукция тонических рефлексов и развитие установочных рефлексов задерживаются до 2 - 3-го года жизни; затем установочные рефлексы и произвольная моторика начинают развиваться удовлетворительно при всех типах гиперкинезов, кроме атетозного и торсионной дистопии.

      Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных  чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно. Иногда дети не могут обучаться в связи с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики, обусловленными гиперкинезами.

      Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича характеризуется низким тонусом мышц, наличием патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. К 3 - 5 годам при систематическом лечении дети, как правило, овладевают произвольными движениями, хотя атаксия, гиперметрия, интенционный тремор могут остаться.

      Наиболее  стойкой является туловищная атаксия (рис. 1,9). Речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии наблюдаются у 60—75% этих детей. При этой форме Д. п. отмечается задержка развития интеллекта, а в 55% случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

      Синдромы, сопутствующие основным формам заболевания. Основным формам заболевания могут сопутствовать судорожный, псевдобульбарный, диэнцефальный, гипертензионный синдромы; они определяют ту или иную направленность восстановительной терапии.

      Судорожный   синдром   может наблюдаться   с   первых   дней жизни. Судороги у новорожденных обычно тонические, реже могут быть и клинические, особенно в верхних конечностях.  У   детей   раннего возраста, судороги, как правило, бывают полиморфными. Часто   наблюдаются абсансы (кратковременные «застывания» взора, амимия),   "салаамовые" судороги - «кивки». Судорожный синдром,  начавшийся с первых недель жизни и остающийся стойким на протяжении последующих лет, свидетельствует о тяжелом течении заболевания; судороги, появляющиеся после 2 - 3 лет болезни, протекают по типу развернутых эпилептических   приступов.

      Псевдобульбарный   синдром проявляется   в   первые  недели   жизни: тихим,   хриплым криком,   поперхиванием  при  глотании,   нарушением сосания.   В   дальнейшем  развивается   псевдобульбарная   дизартрия - речь   ребенка   смазанная, неясная; голос тихий, гнусавый, как правило; имеет   место   слюнотечение.   Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет едят только протертую или полужидкую   пищу).

      Диэнцефальный   синдром   проявляется в раннем возрасте гипертермией, жаждой, понижением и лабильностью   АД,   нарушением   щелочно-кислотного равновесия в форме метаболического  или смешанного ацидоза,   реже  алкалоза,   гипорексией, хронической задержкой стула.

      Гипертензивный  синдром у детей первых месяцев жизни проявляется выбуханием переднего родничка, в тяжелых случаях - расхождением швов, психомоторным возбужден» ем или заторможенностью, нарастанием неврологической симптоматики. У старших детей наблюдаются головные боли, астения, истощение, реже - возбуждение, нарушение сна; нарастает неврологическая симптоматика.

      Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз детского церебрального паралича в начальных стадиях болезни ставится на основании описанной симптоматики. Тщательное исследование рефлекторной сферы предречевого развития, особенностей патологии начальных психических проявлений в сопоставлении с анамнезом беременности и родов позволяет достаточно рано ориентироваться в характере патологического процесса.

      Дифференциальный  диагноз в начальных стадиях заболевания проводят с рахитом; при этом основные диагностические признаки детского церебрального паралича - неправильное развитие двигательной системы, наличие тонических рефлексов, диссоциация между нарастанием тонических и отсутствием или слабостью установочных рефлексов, специфические порочные установки предплечий, кистей, стоп.

      В конечной резидуальной стадии диагноз детского церебрального паралича не вызывает затруднений. Нарушение произвольной моторики, нередко остаточная  активность  тоннах рефлексов, недоразвитие установочных рефлексов, гиперкинезы, атаксия, «мозаичная» задержка или недоразвитие  психики,  наличие речевых расстройств в этой стадии достаточно четко   характеризуют   его клиническую картину.   Дифференциальный диагноз заболевания в этой стадии зависит от его формы. Двойная гемиплегия, спастическая диплегия и гемипаретическая форма имеют характерную  клинику и  анамнез.

      Атонически-астатическую форму в их стадиях нужно дифференцировать с миопатией и миатонией Оппенгейма. Для детского церебрального паралича характерно наличие тонических, высоких сухожильных и периостальных   рефлексов, повышенного тонуса в приводящих мышцах бедер, пронаторах   предплечья,   что   вызывает формирование  порочных  установок туловища   и   конечностей;   у детей с миопатией и миатонией Оппенгейма отмечается угнетение сухожильных  и периостальных  рефлексов, равномерное снижение тонуса мышц, более правильное психическое предречевое и речевое развитие.

      Гиперкинетическую форму следует дифференцировать с наследственными заболеваниями нервной система на основании клиники, анамнеза и данных некоторых биохимических исследований, например, исследования церулоплазмина при дифференциальной диагностике с гепато-церебральной дистрофией. Детский церебральный-паралич в любой стадии необходимо дифференцировать от последствий менингитов и менингоэнцефалитов, перенесенных на первом году жизни и позднее. Для последниx не характерно наличие патологических тонических рефлексов; нарушения психики и речи при них наряду с меньшей тяжестью расстройств моторики нередко более тяжелые, чем детских церебральных параличах.

      Прогноз. Зависит от формы заболевания, своевременности и правильности лечения. Возможность обучения и социальной адаптации во многом зависит от полноты компенсации и степени нарушений психической деятельности (нарушения речи, счета, письма, пространственного восприятия и пр.). Спастическая диплегия прогностически благоприятна в отношении преодоления психических и речевых расстройств менее благоприятна в отношении двигательных функций.

      Больные точиться активно в течение в больницах восстановительного типа, саториях, поликлиниках, в специальных яслях, детсадах, школах-интернатах. Ребенок с этой формой заболевания может научиться обслуживать себя, писать, может овладеть рядом трудовых навыков. В наиболее благоприятных случаях больные могут стать полностью тдоспособными и овладеть любой профессией, в т.ч. заниматься научной деятельностью.

      Диагноз  «двойная гемиплегия» показывает на полную или почти инвалидность ребенка и нередко является основанием для направления его в    интернат.

      Гиперкиетическая форма детского церебрального  паралича прогностически благоприятна в отношении учения и социальной адаптации. Дети с этой формой заболевания подлежат направлению  в специальные детские сады,   а  в  дальнейшем могут обучаться в массовых школах.

      Дети с    атонически-астатической церебрального паралича должны длительно и систематически лечиться в стационарах, специальных яслях, детских садах, а затем специальных школах-интернатах, где они могут обучаться по программе массовой или вспомогательной школы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной физкультуры) для лечения заболевания и адаптации больных. 

      Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах  нервов имеют следующие задачи:

  • оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;
  • улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
  • предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;
  • укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т.п.
 

      С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

      У больных с церебральным параличом  отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в  какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

 Программа коррекционной  работы направлена на снижение примитивных  рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

      Общими  и обязательными принципами для  всех методик ЛФК являются:

  1. регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
  2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
  3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
 

      Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

  1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Информация о работе Лечебная физкультура при ДЦП