Лечебная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:27, реферат

Описание

*Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Работа состоит из  1 файл

Лечебная физическая культура2.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

*Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

 Рассмотрим  ЛФК с разных сторон.

Термин «лечебная  физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение  и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании  с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это — медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

Лечебный массаж, который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим в отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения — больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением.  
 
 

Лечебная физкультура — это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная.

Давнее и широкое  применение физкультуры в форме  ЛФК в системе 

здравоохранения только подчеркивает серьезный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения.

Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.

Наука ЛФК как  раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Средства, формы и методики ЛФК

Основной  терапевтический  метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства  ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация средств, форм и методов ЛФК.

Формы ЛФК Средства  ЛФК Методики  ЛФК Способ  проведения занятий ЛФК
Утренняя  гимнастика

Лечебная гимнастика

Дозированная  ходьба

Производственная  гимнастика

Лечебное плавание.

Гидрокинезотерапия.

Механотерапия.

Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе.

Игры, спортивные игры.

Туризм.

Терренкур.

Физические  упражнения.

Физические упражнения в воде.

Ходьба.

Восхождения

Занятия на тренажерах.

Плавание

при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе…);

при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

при заболеваниях дыхательной системы;

при заболеваниях пищеварительной системы;

при нарушении осанки;

при травмах;

при операциях  на грудной клетке;

при беременности.

Обучение ходьбе с опорой на трость…

Занятия с инструктором ЛФК (индивидуальные занятия, малогрупповые [2-3 человека] и групповые [8-12чел])

Самостоятельные занятия — физические тренировки

Обычно для  лечения какого-либо конкретного  заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОМПРЕССИОННЫЙ  ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА. 
Наибольшее число переломов позвоночника протекает без нарушений со стороны нервной системы; к ним относятся так называемые компрессионные переломы, которые чаще всего появляются при падении с высоты на ноги или ягодицы, а также при падении на голову и т.д. Под влиянием сгибающей тяжести удара передняя (вентральная) пластинка одного из позвонков ломается, тело его сплющивается, а лежащий выше позвонок при этом соскальзывает вперед. 
Приступая к лечению, следует помнить, что позвоночник является органом опоры, сохраняющим вертикальное положение тела, органом движения (основная ось и место прикрепления мышц туловища, верхнего и нижнего пояса) и органом, окружающим спинной мозг с его оболочками и корешками. Перед лечащим врачом стоит задача восстановить функции позвоночника как органа опоры и движения и предупредить возможное сдавление спинного мозга.

При лечении  компрессионных переломов позвоночника лечебная физкультура предусматривает следующие задачи: 
— восстановление правильной оси и нормальных изгибов позвоночника (положение позвоночника в состоянии разгибания); 
— укрепление длинных мышц спины и других мышечных групп туловища, восстановление нормальной подвижности и гибкости позвоночника; 
— создание мощного мышечного корсета, способного удерживать позвоночник в правильном положении. 
Обычно достаточно 4—5 месяцев применения лечебной физкультуры для восстановления трудоспособности больных. 
После первых сообщений об эффективности лечебной физкультуры при переломах позвоночника этот метод широко внедрился в повседневную практику травматологических стационаров. 
Методика лечебной гимнастики (по Е. Ф. Древинг). Для подготовки больного к занятиям на наклонную плоскость кровати (головной конец ее поднимают на 15—20 см) кладут щит с плотным матрацем, на который помещают больного. Для того, чтобы больной не сползал с наклонной плоскости, ему под руки подводят мягкие лямки, которые прикрепляют к изголовью кровати. Для сохранения естественных изгибов позвоночника под шейный и поясничный лордозы подкладывают небольшие подушечки (из волоса с небольшим слоем ваты). Подкладывание подушечек под место перелома недопустимо. При повреждениях шейных и I—III грудных позвонков вытяжение осуществляют при помощи петли Глиссона. 
При закрытых травмах позвоночника, если нет противопоказаний, упражнения применяют с 3—5-го дня. 
Е. Ф. Древинг предложены серии физических упражнений для применения в различные стадии заболевания.

При применении лечебной гимнастики целесообразно придерживаться общепринятого деления на 3 периода. 
Первый период — наиболее ранний. Упражнения этого периода обычно проводят в течение первого месяца лечения. В первые дни занятий производят осторожные движения конечностями и широко используют дыхательные упражнения. Методической особенностью выполнения упражнений является требование производить движения руками и ногами, не отрывая их от плоскости постели. Этим предупреждают возможность напряжения мышц плечевого и тазового пояса, что может вызывать смещения и оказывать другие неблагоприятные влияния на позвоночник. С ослабленными больными такого характера упражнения проводят в течение 6—12 дней. При отсутствии противопоказаний и хорошем общем состоянии многие больные могут переходить к дальнейшим упражнениям. При этом с первых же дней больному рекомендуют проделывать упражнения самостоятельно 2 раза в день; продолжительность упражнений 10—15 минут. Начальные занятия лечебной гимнастикой инструктор (методист) должен проводить индивидуально с каждым больным; в дальнейшем больных можно объединять в группы в зависимости от периодов применения лечебной физкультуры. 
Как было указано выше, спустя 6—12 дней от начала занятий лечебной гимнастикой число их постепенно увеличивают, больные могут их выполнять с большей силой и большей амплитудой. 
Сначала включают более легкие упражнения, затем переходят к более трудным; также постепенно увеличивают и число их повторений. Для тазового пояса еще не дают большой нагрузки, но зато энергично вовлекают в работу мышцы плечевого пояса и начинают осторожную тренировку мышц — разгибателей спины. 
Упражнения проделывают до конца первого месяца пребывания больного в постели. Если нет противопоказаний, с 8—10-го дня больному рекомендуют часть времени проводить лежа на животе. При тяжелых переломах со смещением, даже при отсутствии отклонений со стороны нервной системы, поворот на живот разрешают не ранее 14-го дня после перелома. Поворот проделывают так: больной, лежа на спине, передвигается на край кровати; одной рукой, расположенной вдоль края кровати, он захватывает изголовье, второй, вытянутой вдоль туловища, производит поворот на живот. Первые повороты следует производить с поддержкой и помощью методиста. Под грудь (верхнюю ее часть) подкладывают обычную подушку. В таком положении проделывают специальные упражнения второй серии. При этом основным требованием является безболезненность упражнений. Наклонное положение постели облегчает выполнение упражнений. 
Второй период обычно начинается со 2-го месяца лечения. Упражнения, применяемые в этом периоде, уже требуют хорошей координации движений и значительного силового напряжения. 
В эту серию включают упражнения на развитие гибкости позвоночника и производят дальнейшую настойчивую тренировку разгибательной спины. К этому времени продолжительность каждого занятия доводят до 45 минут (с интервалами для отдыха после каждой группы упражнений). Организованные занятия проводят не менее 2 раз в день. Кроме того, больной должен 2 раза в день заниматься самостоятельно. 
Обычно разрешают вставать спустя 60 дней после перелома, а в тяжелых случаях позже. При подъеме с постели больной не должен садиться. В положении лежа на животе (или стоя на коленях) больной передвигается на край кровати и спускает на пол сначала одну, затем вторую ногу. К этому времени он приступает к выполнению упражнений третьего периода. Кроме того, проводят и занятия в положении лежа. 
Разрешая вставать, врач должен руководствоваться следующими показаниями: отсутствие у больного болей в области перелома в покойном положении, отсутствие болей при постукивании в области позвонков на месте перелома, сглаженность выступа в области перелома, отсутствие болей после занятий гимнастикой (или наличие незначительных и непродолжительных). 
Вставать для ходьбы и занятий гимнастикой в первые дни разрешают не более 3—4 раз в день и то на короткое время (20—30 минут). Третий период. К концу 3-го месяца больной должен приучить себя ходить без отдыха 1/2—2 часа. Только научившись свободно ходить (недели через 3 после выписки), больной может приучаться к сидению. Для правильного положения спины во время сидения на стул следует подвешивать круглый валик на уровне поясничного лордоза. После выписки больной должен и дома длительное время заниматься гимнастикой и выполнять рекомендации врача по режиму. 
Следует отметить, что у детей при лечении переломов позвоночника хирурги обычно пользуются только этим методом. Обычно сроки выздоровления в результате применения лечебной физкультуры в детской практике по сравнению со взрослыми значительно сокращаются. Детям можно рекомендовать сократить сроки применения лечебной гимнастики по периодам: по первому периоду до 20—22 дней, второму — до 30—35 дней; после 35 дней пребывания на койке детям обычно уже разрешают вставать с постели, и до выздоровления применяют упражнения по третьему периоду. 
Некоторые изменения следует вносить также в методику занятий лечебной гимнастикой с больными пожилого возраста. У них необходимо ограничить или полностью исключить статические упражнения с задержкой дыхания, включать в занятия в достаточном количестве дыхательные упражнения, упражнения, активизирующие периферическое кровообращение, а также массаж, применять более ранние повороты в постели и отдых .

Информация о работе Лечебная физкультура