Методика формирования физической культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:22, реферат

Описание

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры.

Содержание

Введение 3
1. Сущность физической культуры личности 4
2. Методика формирования физической культуры 5
2.1 Методы, направленные на приобретение знаний 5
2.2 Методы овладения двигательными умениями и навыками 8
2.3 Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей 8
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Методика формирования физической культуры личности.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

Примером его может  служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх.

Задачи, решаемые с помощью  переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных возможностей и  выносливости, координационных способностей, расширение диапазона двигательного  навыка, воспитание волевых качеств.

Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе. Смена интенсивности выполнения упражнения требует постоянного переключения физиологических систем организма на новые более высокие уровни активности, что в конечном итоге содействует развитию быстроты их врабатывания, повышению способности к одновременной перестройке всех органов и систем. Чередование скоростей и напряжений дает возможность совершенствовать физические способности и технику движения.

Недостатком переменного  метода является то, что нагрузка в данном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувствию».

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.

Задачи, решаемые повторным  методом: развитие силы, скоростных и  скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма, стабилизация техники движений на высокой  скорости, психическая устойчивость.

Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности  точной дозировки нагрузки, а также  его направленности на совершенствование  экономичного расходования энергозапасов  мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода. Кроме того, если предыдущие методы действуют в основном на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторный метод в первую очередь совершенствует мышечный обмен.

Недостатком повторного метода является то, что при нем  обнаруживается сильное воздействие  на эндокринную и нервную системы.

При работе с недостаточно подготовленными занимающимися  его следует применять с большой  осторожностью, поскольку максимальные нагрузки могут вызвать перенапряжение организма, нарушения в технике  и закрепление неправильного  двигательного навыка.

Интервальный  метод характеризуется многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. В зависимости от характера применяемых упражнений и видов отдыха, интервальная тренировка может быть направлена на развитие аэробной, анаэробно-алактатной производительности в различных видах спорта.

Преимущество метода заключается в том, что он позволяет  достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит  время» при проведении занятий, так  как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.

Недостатком метода является сравнительно монотонное чередование  нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии  занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу. Снижается его эффективность.

Круговой метод  – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки.

Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом.

Наиболее характерные  признаки игрового метода являются:

  • ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях;
  • чрезвычайная изменчивость хода игры требуют от участника приспосабливаемости к изменяющимся условиям;
  • вариативность игровых ситуаций требует самостоятельность в выборе наиболее результативных физических упражнений;
  • отсутствие строгой регламентации нагрузки и отдыха. Многое зависит от инициативы самого ученика;
  • комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств (бег, прыжки, метания).

Отрицательная сторона  этого метода – ограниченная возможность  дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.

Соревновательный  метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся.

Наиболее характерные  признаки соревновательного метода:

  • подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;
  • стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;
  • обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.

Но необходимо помнить, что соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.

Таким образом, знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подготовив данный реферат, можно сделать вывод, что формирование физической культуры личности является целью физической культуры. Наиболее значимыми гуманистическими результатами, характерными для системы образования, являются ориентированные на физическую культуру знания, умения и навыки, необходимые для использования физических упражнений с целью оздоровления, рекреации, реабилитации, формирования здорового образа жизни. При этом важными являются знания, формирующие ценностные ориентации на здоровый физически активный образ жизни и социальные установки на его достижение. В конечном итоге общее физкультурное образование должно формировать мировоззрение здорового и обязательно физически активного образа жизни. Именно физическая культура личности соответствует правовым, методологическим и дидактическим основаниям цели одноименного учебного предмета. Поэтому формирование физической культуры личности было определено как цель учебного предмета «Физическая культура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Губина Е.М. Организация физкультурно-спортивной деятельности: Учеб.-метод. пособие [текст] / Е.М. Губина – Волгоград, 2010. 
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. институтов [текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1990.
  3. Виленский М.Я. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ [текст] / М.Я. Виленский, В.А. Беляева – М., 1988.
  4. Гужаловский А.А.. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ [текст]/ Под ред. А.А. Гужаловского. – М., 1986.
  5. Дмитриев А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений вспомогательной школы как один из способов коррекции их двигательных нарушений [текст] / А.А. Дмитриев // Физическое воспитание детей в специальной школе. – Горький: ГПИ, 1985. – С. 64-69.
  6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2хт. – Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры [текст] / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
  7. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 1998.



Информация о работе Методика формирования физической культуры личности