Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность. В концепции развития физического воспитания и спорта в Российской Федерации указывается, что значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями нашего государства в подготовке здорового, разносторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функции гражданина нашего общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Особенности физического развития и воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………...4
1.1 Значение и задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте…………………………………………………………………….6
1.2 Средства физического воспитания детей среднего школьного возраста………………………………………………………………………...10
2. Волейбол как один из самых распространенных видов спорта в России и мире…………………………………………………………………...13
2.1. Основные технические приемы волейбола……………………..15
3. Методика обучения техники волейбола в средней школе………..17
3.1. Планирование учебной работы…………………………………...17
3.2. Стойки и передвижения…………………………………………...18
3.3. Передача мяча двумя руками сверху……………………………..20
3.4. Прием мяча двумя руками снизу………………………………….22
3.5. Нижняя прямая подача мяча……………………………………....24
3.6. Верхняя подача мяча…………………………………………….....25
3.7. Нападающие удары………………………………………………...27
3.8. Блокирование…………………………………………………….....32
3.9. Особенности методики………………………………………….....36
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (2).doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

    3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА                      В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 

    3.1 ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ  РАБОТЫ

     Эффективность занятий волейболом во многом зависит  от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.

     Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Планируя работу, педагог должен учитывать существующие условия, в частности состояние материально-технической базы школы, а также уровень физической подготовленности учеников. Исходя из этого, он определяет допустимую нагрузку при выполнении упражнений на занятиях при изучении технико-тактического материала. [5,18]

     Практически это делается так: составляется поурочный  план в виде таблицы, в левой части которой по вертикали вписывается содержание учебного материала, а по горизонтали – номера уроков. Дидактические этапы освоения различных двигательных действий обозначаются буквами: О – обучение, З – закрепление, С – совершенствование, х – повторение ранее изученных и заданий и выполненных упражнений.

     Следует учесть, что на каждом уроке дети не только изучают какое-то новое  действие, но и закрепляют ранее  изученный материал, совершенствуют полученные навыки. Таким образом, определенный объем умений и навыков по разделу программы по волейболу усваивается в течение всего курса обучения.[18]

     Кроме изучения различных технико-тактических  действий и совершенствования навыков, надо также уделить время физической подготовке – общей и специальной: эта оздоровительная направленность должна прослеживаться на каждом уроке. На каждом занятии следует часть времени отводить развитию двигательных качеств учеников. [20]

     3.2 СТОЙКИ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 

     Стойки  и передвижения – базовая составляющая техники игры в волейбол, и от степени овладения ими зависит успешность различных действий.

     Стойками принято называть наиболее рациональные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры.[9,10]

     Основные исходные положения зависят от различных моментов игры:

– при выполнении второй передачи – высокая стойка; 
– при приеме мяча с подачи – средняя стойка; 
– при приеме силовой подачи или после нападающего удара – низкая стойка.[3]

     Передвижения  включают ходьбу, бег, перемещения приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановку в шаге, двойным шагом, в скачке.

     Важно научить сочетать различные способы  передвижения с остановками и принятием той или иной стойки, а также уметь выбирать способы перемещения в зависимости от игровой обстановки. Изучение различных стоек и передвижений следует проводить в первую очередь. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающиеся учатся применять их при перемещении в различных направлениях, постоянно увеличивая расстояние и скорость передвижения.[15]

     Техника выполнения

     При выполнении любой стойки следует  помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен вперед.

     Возможные ошибки

1. Ноги выпрямлены  или чрезмерно согнуты в коленях. 
2. Руки опущены. 
3. Чрезмерный наклон туловища вперед. 
4. Неустойчивые положения перед приемом мяча.[1]

     Подводящие  упражнения

1. Бег: 

а) обычный; 
б) приставными шагами в сторону; 
в) спиной вперед; 
г) бег с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени назад.

2. Прыжки с  продвижением вперед:

а) отталкиваясь ногами поочередно; 
б) отталкиваясь ногами одновременно; 
в) в приседе.

3. Ходьба и  прыжки в приседе и полуприседе. 
4. Бег по заданию, выполняемый по звуковым или зрительным сигналам:

а) с изменениями  направления бега или с ускорениями; 
б) с остановками различными способами.

5. Старты из  различных исходных положений  и стоек. 
6. Челночный бег:

а) обычный; 
б) приставными шагами; 
в) различными способами (сочетания).

7. Упражнения  с мячом для развития ловкости.[1,5]

3.3 ПЕРЕДАЧА МЯЧА  ДВУМЯ РУКАМИ СВЕРХУ

     Одним из главных технических приемов  игры в волейбол является верхняя  передача мяча.

     Техника выполнения

     И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.

     Передача  начинается с последовательного  разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

     Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:

– уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение; 
– помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»); 
– при передаче касаться мяча фалангами пальцев; 
– перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении; 
– при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.[3,4]
 

     Возможные ошибки

1. Мяч отбивается  ладонями, а не пальцами. 
2. Большие пальцы рук направлены вперед. 
3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.  
4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.  
5. Кисти не сопровождают мяч. 
6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.[16]

     Подводящие  упражнения

1. Обхватить  мяч (имитация положения кистей  на мяче). 
2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче. 
3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте. 
4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см). 
5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля. 
6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см). 
7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):

а) перемещаясь  вдоль нее; 
б) опускаясь в присед и вставая; 
в) без зрительного контроля.

8. Подбросить  мяч, поймать в положении верхней  передачи:

а) после одного отскока от пола; 
б) без отскока; 
в) после перемещения.

9. Передача мяча  на различные расстояния: 1 м, 3 м  и т.д. 
10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:

а) над собой; 
б) в стену.

11. Выполнить  верхнюю передачу над собой  с перемещением различными способами. 
12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку. 
13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову. 
14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.[2]
 

     3.4 ПРИЕМ МЯЧА ДВУМЯ  РУКАМИ СНИЗУ

     Данный  прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих  мячей.

     Техника выполнения

     И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.

     Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны:

– уметь принимать  положение готовности; 
– перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены; 
– быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.[5]

     Возможные ошибки

1. Несвоевременный  выход под мяч. 
2. Неправильные положение и движения рук:

а) руки расположены  несимметрично; 
б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены; 
в) руки согнуты в локтях.

3. Отсутствует  согласованность в движениях  рук, туловища и ног.[9]

     Подводящие  упражнения

1. Сочетание  положения обеих рук и основной  стойки, учитель (тренер) давит на предплечья. 
2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч. 
3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи. 
4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать. 
5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи:

а) над собой; 
б) в стену.

6. Выполнить  нижнюю передачу с неточного  набрасывания учителя (тренера). Мяч набрасывается:

а) впереди или  через игрока; 
б) слева или справа от игрока.

7. Нижняя передача от игрока к игроку. 
8. Нижняя передача над собой с перемещением:

а) вперед или  назад; 
б) в сторону.

     При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.[5,9] 
 

     3.5 НИЖНЯЯ ПРЯМАЯ ПОДАЧА МЯЧА

     Подача  нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.

     Техника выполнения

     И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.

     При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:

– от правильно  принятого исходного положения  зависит результат подачи; 
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.[4]
 

     Возможные ошибки

1. Неправильное  исходное положение (туловище  выпрямлено, ноги прямые). 
2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него. 
3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе. 
4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.[9]

     Подводящие  упражнения

1. Положение  подбрасывающей руки без мяча  и с мячом. 
2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха. 
3. Имитация подбрасывания мяча (без удара). 
4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки. 
5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке. 
6. Имитация подбрасывания и подача в целом. 
7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену. 
8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру. 
9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния. 
10. Нижняя подача через сетку с места подачи.[11]
 
 

     3.6 ВЕРХНЯЯ ПОДАЧА  МЯЧА

     Техника выполнения

1. Перед подачей  нога, разноименная с бьющей рукой,  находится впереди на расстоянии 0,5–1,5 ступни. 
2. Рука с мячом перед подбрасыванием располагается выше пояса и слегка согнута. 
3. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть выше головы, локоть выше плеча. 
4. Подбрасывание выполняется вертикально на расстоянии 0,5–2 ступни перед носком правой ноги. 
5. Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука отводится мягко, без рывка. 
6. Удар начинается с движения мяча вперед. 
7. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе. 
8. Удар по мячу наносится основанием напряженной ладони или кулаком. 
9. После подачи масса тела переносится на стоящую впереди ногу, рука показывает направление вылета мяча. [15]

Информация о работе Методика обучения технике базового вида спорта на уроках физической культуры 5-9 классах (на примере волейбола)