Методика преподавания арабского танца в детском любительском хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Арабский танец.…… После этих слов нашему мысленному взору представляется загадочная прекрасная восточная красавица, исполняющая сказочный танец и околдовывающая всех, кто видит её. От её волшебных движений, искрящего расшитого наряда, выразительных глаз невозможно оторвать взгляд.
Арабский танец — это тайна древней культуры, загадка, ответ на которую не лежит на поверхности. Тайна человеческого тела. Тайна слияния с музыкой, в которой совсем другие ритмы, тона и инструменты. Тайна нашей энергии и того, как раскрытие этой энергии творит чудеса.

Содержание

Введение………………………………………………...............................3

1. Арабский танец как социокультурное явление………..................6

Социокультурные условия появления и развития арабского
танца...................................................................................................6

Особенности и стили арабского танца……………………….......13

2. Особенности преподавания арабского танца в детском
любительском хореографическом коллективе………………......16

Методы работы в любительском хореографическом коллективе……………………………………….......................................16

Методика преподавания арабского танца в ШВТ "Марьям"……………………………………………………….................26

Заключение……………………………………………….........................30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая НХК.docx

— 69.41 Кб (Скачать документ)

Наряду с показом, рассказ, объяснение, вообще слово педагога, имеет важнейшее значение в процессе обучения младших школьников народно-сценическому танцу. Речь яркая, образная, эмоциональная  незаменима, если она обращена к  творческому воображению ребенка, к содержанию музыки и танца, к его образности, если она касается национального своеобразия хореографии, характера, быта определенного народа.

Для успешной работы преподавателя  и его воспитанников исключительно  важны методические замечания. Они  могут быть обращены к одному человеку и всему классу одновременно, т.е. могут быть индивидуальные и общие. В зависимости от места методических замечаний в ходе урока их можно  разделить на "профилактические", "попутные",    "безотлагательные", "итоговые". "Профилактические" замечания предваряют те ошибки, которые  может делать один исполнитель или  весь класс. Педагог делает их, зная слабые стороны учеников. Таким образом  он обращает их внимание на то, что необходимо сделать и чего избежать или исправить. Чаще всего такие замечания педагог  делает перед началом упражнения или при выполнении его с другой ноги. "Попутные" замечания педагог  делает во время исполнения заданий. Длительность комбинированных упражнений и повторяемость движений должны позволять это. "Безотлагательные" замечания предполагают прерывание хода упражнения и делаются тогда, когда  ученик допускает грубые ошибки. "Итоговые" замечания даются после исполнения задания. В тех случаях, когда  ошибок мало и они незначительны, педагог должен отметить это как  определенный успех.

По своему содержанию замечания  могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально-танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит танца и  т.д. Замечание педагог может сделать  сам, может предложить это сделать  кому-либо из учащихся. Второй путь активизирует внимание класса, учит видеть ошибки товарищей  и пути их исправления.

Педагог может сделать  замечание и указать пути исправления  ошибки в устной форме или использовать практический показ. Делая замечание, он может подчеркнуть, утрированно показать неправильное исполнение, представляя ошибку в более выпуклой, наглядной форме. А затем в контрасте дать показ правильного исполнения задания.

На первом году обучения при устном замечании допускается  поправление учеников руками, установление корпуса или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстрее почувствовать правильность исполнения. В дальнейшем таким приемом  нужно пользоваться в редких случаях, развивая у учеников способность  к самостоятельному более точному  исполнению.

Делая индивидуальное замечание  ученику, педагог может попросить  его выполнить задание перед  всем классом, давая возможность  каждому определить ошибку. Затем, сказав, как нужно правильно выполнить  упражнение, может попросить кого-либо из класса повторить все в более  совершенном виде.

Замечания по форме изложения  должны быть краткими, ясными, логически  последовательными. Пространные объяснения на практических занятиях приводят к  недопустимой потере времени, расхолаживают  учащихся. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи  замечаниям, поскольку от них в  большей степени зависят успехи учеников. Кроме того, я думаю, можно  не делать замечание явно, а попросить  повторить какой-либо элемент, который  плохо получается у большинства  детей, именно того ребенка, у которого он выходит лучше всех, похвалить  его. Объяснение через похвалу, обращение  внимание на успехи, на лучшие образцы  очень важно для детей 7-9 лет, т.к. в этом возрасте дети могут понять и принять поставленную перед  ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец.

Педагог применяет в своей  работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной  подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.

В творческой деятельности педагога заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе: планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром. Посещение концертов, конкурсов, специальные беседы, лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.

Методы воспитательной работы могут быть разнообразными. Они зависят  от характера и направленности творческой деятельности коллектива.

  1. Педагог, делая постановочную работу, должен рассказать детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Всё эту нужно доступно и интересно рассказать, чтобы вызвать интерес у детей.
  2. Прослушивание музыки. Импровизация на тему постановки. Появляется общая тема для разговора, что  сближает детей и педагога.
  3. Воспитание дисциплины, что прививает навыки организованности, воспитывает активное отношение к нему. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
  4. Совместное посещение конкурсов, концертов, спектаклей. Анализ и обсуждение мероприятий.
  5. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера, поможет раскрыться способностям детей.
  6. Обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу, что играет большую роль в воспитательной работе.
  7. Посещение мастер классов, встречи с талантливыми творческими людьми, что дает стимул двигаться дальше.
  8. Проведение совместные концертов,вечеров отдыха с участием детей и родителей (8 Марта, 23 февраля, 29 февраля День танца и т.д.). Это должно быть традицией, которые делают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждого ребёнка появляется чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими.

Благополучное эмоциональное  самочувствие, состояние защищенности, стимулирует наиболее полное самовыражение  личности в коллективе, создает благоприятную  атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту  отношений друг к другу. Умение дружить, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, являются основой  прекрасных эстетических отношений.

Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда  не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках  у мальчиков. Внимание и забота о  других - необходимое качество в  характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Чувство коллектива, как единой исполнительной группы, отношение к девочке, к партнеру, Чувство взаимовыручки, взаимопомощи, Ответственность за правильность исполнения, чувство ориентации и размещении в пространстве за счет перемещения по сценической площадке по заданному рисунку.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы  в хореографическом классе переносится  и на внешний вид детей в  школе. Они выделяются не только своей  осанкой, но и прической, чистотой и  элегантностью ношения самой  обыкновенной одежды.

Любительский хореографический коллектив способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках, способствует раскрепощению и т.д.); воспитывает ответственность, бережет ребенка от нездорового соперничества, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях.

Очень важно для педагога сформировать отношения в коллективе. Формирование открытых взаимоотношений  между детьми, педагогом и учениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса, побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми, коллективными. У них воспитывается чувство  ответственности за других, дисциплинированность, если у каждого есть определённая обязанность и они знают, что  её никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и, естественно, их активная позиция в  коллективе становится выразительнее. В коллективе могут возникнуть неформальные объединения детей. В силу определённых обстоятельств они могут разделится на группы. Если это произошло, не надо пытаться разобщить эти группы, противопоставлять  их друг другу.

 Нужно умело использовать  эти неформальные объединения  для улучшения художественного,  нравственно-этического воспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребёнка, формируя его интерес, вкус, поведение. Каждая группа-это часть коллектива, и от того, насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственная атмосфера.

Делая итог вышесказанному, нужно отметить, что занятия детей  в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют  и воспитывают детей, расширяют  их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Развивают  воображение и привычки к самостоятельным движениям;

3. Приучают детей распределять  свое свободное время, помогают  более организованно продумывать  свои планы, что позволит им  быть более организованными.

4. Занятия помогают определить  и выявить педагогические и  организаторские способности детей.

5. Помогают в развитии   психического состояния ребёнка и положительных эмоций;

Работать с детьми –  значит ежечасно, ежедневно, из года в  год, отдавать ребенку свой жизненный  и душевный опыт, формируя из него личность, развитую всесторонне и гармонично. Так нужно понимать долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье и школе, и конечно, художественное воспитание ребенка.

Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, привить с  самых ранних лет хороший вкус, закладывая эти добрые основы, которые  помогут ему, вырасти человеком  с тонким чувством изящного. Человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта, - задача чрезвычайно важная, и столь же сложная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика преподавания арабского танца в ШВТ "Марьям"

 

 

 Танец живота традиционно  считается прерогативой женщин зрелого возраста. Лет десять назад увидеть маленьких девочек на занятиях можно было довольно редко, но в настоящее время посещаемость детских коллективов восточного танца выросла почти на семьдесят процентов. Несмотря на такую популярность среди детей, такое развлечение для дошкольника или школьника стало не просто увлекательным занятием, которое принесет немало пользы организму, внешнему виду, физическому, психологическому самочувствию ребенка, но и стилем жизни малышей. Постоянные конкурсы, концерты, выступления в различные городах настолько притягивают маленькую танцовщицу, что это плотно входит  в её жизнь и она начинает жить танцем и сценой.

Основная польза занятий в нашей школе заключается в том, что регулярные тренировки развивают мышцы и опорно-двигательный аппарат, способствуют формированию идеальной осанки, красивой походки. Именно в детском возрасте формируется организм и кости. А учитывая то, что у детей кости более гибкие, чем у взрослых, нередко дети страдают такими неприятностями, как искривление позвоночника, сутулость и т.д. Правильно преподнесенный детям танец живота навсегда исключат все эти проблемы, сделав осанку девочки ровной, красивой и правильной.             

 Приводить девочку на занятия  танцем живота в нашу ШВТ "Марьям" можно с 3-4 лет – данный возраст является наиболее оптимальным для того, чтобы приучать ребенка к общению со сверстниками и развивать организм. Следует учитывать в первую очередь интересы ребенка. На занятиях ребенку легко общаться со сверстниками, тренером, так как распределение в группы идет строго с разделением по возрасту.

Информация о работе Методика преподавания арабского танца в детском любительском хореографическом коллективе