Методика совершенствования техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:06, курс лекций

Описание

Очень важно правильно овладеть основными элементами техники еще на первом этапе обучения. Если же в это время основное внимание было направлено на форсированную подготовку, неизбежно возникнут стойкие, трудно поддающиеся исправлению ошибки.
Первой предпосылкой к овладению совершенной техникой является курс последовательного методического обучения, на базе которого лыжник успешнее будет осваивать детали техники, а в случае появления ошибок легче и быстрее их исправлять.

Работа состоит из  1 файл

Методика совершенствования техники.docx

— 103.82 Кб (Скачать документ)

Методика  совершенствования техники.

  Очень важно  правильно овладеть основными элементами техники еще на первом этапе обучения. Если же в это время основное внимание было направлено на форсированную подготовку, неизбежно возникнут стойкие, трудно поддающиеся исправлению ошибки.

  Первой предпосылкой к овладению совершенной техникой является курс последовательного методического  обучения, на базе которого лыжник успешнее будет осваивать детали техники, а в случае появления ошибок легче  и быстрее их исправлять.

  Вторая, не менее  важная, предпосылка – постоянный рост тренированности спортсмена и  равномерное развитие наиболее важных специальных физических качеств, необходимых  гонщику. Если лыжнику недостает, например, силовой выносливости, то развивать  нужно не только максимальную динамометрию (), но и умение продолжительно сохранять эти показатели при выполнении того или иного упражнения.

  Третья предпосылка  совершенствования техники заключается  в развитии двигательного диапазона  спортсмена применением разнообразных  и специализированных средств тренировки с учетом индивидуальных особенностей лыжников и недостатков в их технике.

  Любое специальное  упражнение дает эффект лишь в том  случае, если оно во время тренировки выполняется многократно. При выборе средств общей физической подготовки нужно осуществлять такой же специализированный подход. Однобокое использование  одного вида из всего многообразия средств также может вызвать  нежелательные последствия.

  При определении  дозировки специальных средств  очень важно знать особенности  техники каждого лыжника. Если одним  в подготовительный сезон нужно  больше применять лыжероллеры, то другим – имитации в подъем и роликовые  коньки. В связи с этим надо уметь  оценивать технику занимающихся, правильно найти недостатки в  ней и причины их возникновения. Исправление ошибок всегда нужно  начинать с наиболее грубых, а затем  заниматься шлифовкой деталей техники. Причем, как правило, вместе с ростом тренированности и при правильном процессе совершенствования техники грубые ошибки приобретают форму незначительных, мелких недостатков, а затем допустимых индивидуальных отклонений.

  Недостатки  и ошибки в технике можно подразделить по степени нарушения основных элементов  на грубые, значительные и мелкие. Конечно, провести строгую границу между грубыми и значительными иногда трудно, но каждый спортсмен в состоянии выделить значительную ошибку, чтобы в первую очередь исправлять ее, не отвлекаясь на мелкие погрешности техники.

  По распространенности ошибки могут быть общие, характерные  для всей группы занимающихся, и частные, присущие отдельным лыжникам. Общие ошибки возникают чаще всего из-за неправильной организации занятий, плохого инвентаря, плохой трассы, чрезмерного увлечения каким-либо одним средством тренировки или в результате неудачного копирования сильного лыжника.

  В этом случае следует пересмотреть весь процесс  занятий, разнообразить средства подготовки, тщательно объяснить занимающимся, в чем их ошибки и как нужно  правильно выполнять тот или  иной прием.

  Частные ошибки, чаще всего мелкие, имеющие место  у более квалифицированных спортсменов, исправляются методом индивидуальных занятий.

  По степени  устойчивости ошибки делятся на случайные, временные и привычные. Со случайными ошибками легче бороться, чем с привычными: достаточно прямого указания или выполнения нескольких упражнений, как ошибки постепенно исчезнут. С привычными ошибками дело обстоит труднее – требуется целая система подводящих и специальных упражнений, используемых длительное время как средство тренировки, чтобы устранить их.

  Ошибки общие, грубые и случайные чаще всего  возникают при занятиях с лыжниками  III разряда, частные значительные и временные – у лыжников II разряда. Индивидуальные недостатки, мелкие и привычные, - у лыжников I разряда и даже у мастеров спорта.

  Главное в  устранении ошибок – уметь вовремя  обнаружить их, правильно оценить  и вскрыть причину их появления, а затем на этой основе умело выбрать  средства совершенствования техники  и тренировки лыжников с учетом их физических и конституционных данных.

  Чтобы облегчить  эту работу, здесь дается перечень основных грубых ошибок, которые могут  возникнуть при овладении элементами техники ходов, подъемов и спусков.

  Характерные ошибки в технике ходов.

При овладении попеременными  ходами:

  1. Незаконченный толчок ногой. При завершении толчка нога остается согнутой.
  2. Слабый, вялый или укороченный толчок ногой из-за позднего начала отталкивания.
  3. Толчок ногой направлен вверх, что приводит к вертикальным колебаниям.
  4. Преждевременное прекращение одноопорного скольжения из-за резкого и раннего выпрямления ноги перед толчком (ход с «подпрыгиванием»).
  5. Отсутствие подседания при слишком высокой посадке, ход на прямых ногах и без достаточного наклона туловища (угол между бедром опорной ноги и горизонталью – более 60 0, угол наклона туловища – более 600).
  6. Двухопорное скольжение как результат преждевременной загрузки маховой ноги весом тела и отсутствия переката. Чаще возникает при слабых отталкиваниях.
  7. Закрытая поза, характеризующаяся выдвинутой вперед голенью, сутулостью и приподнятостью плеч. Возникает из-за излишнего напряжения мышц.
  8. Незаконченный мах ногой: умышленное сгибание ноги при махе с плохим расслаблением мышц и напряженным переносом лыжи вперед.
  9. Незаконченный толчок рукой: при завершении толчка рука остается согнутой у бедра опорной ноги.
  10. Отсутствие расслабления мышц при выносе руки с палкой вперед. Локоть вверх, кисть выше головы, вынос палки сильно согнутой рукой.
  11. Нарушение взаимосвязи в работе рук и ног (иноходь и полуиноходь).
  12. Чрезмерное напряжение мышц, общая жесткость движений при резком выполнении отталкиваний.

При овладении одновременными ходами.

 Здесь возможно появление  ошибок, аналогичных приведенных  выше (незавершенные толчки, плохое расслабление и т.п.). Кроме того, могут возникнуть грубые ошибки, присущие одновременным ходам.

  1. «Провал» туловища в начале толчка, что приводит к амортизации отталкивания.
  2. Ранее выпрямление туловища при окончании толчка, ослабляющее его финальную часть.
  3. Незаконченный толчок руками с подседом, в результате которого не только происходит ухудшение толчка, но и возникает общая закрепощенность и напряженность мышц.
  4. Слабое участие туловища в толчке.
  5. Отсутствие полноценного скользящего шага при одношажном и попеременно одношажном способах.

При овладении переходами с одного хода на другой.

  Встречаются ошибки, связанные с плохим владением  попеременными и одновременными ходами или их элементами, или только с неумением правильно выполнить  технику перехода.

  Переходу от одновременного к попеременному  ходу свойственны следующие ошибки;

  1. Излишняя задержка рук сзади при первом после толчка шаге.
  2. Лапки палок при выносе поднимаются слишком высоко, что может вызвать запаздывание толчка руками и нарушение общей согласованности перехода.
  3. Слишком мелкие и частые первые шаги, приводящие к нарушению общей согласованности перехода.

  Переход от попеременного к одновременному ходу обычно сопровождается такими ошибками:

  1. Отсутствие хотя бы одного переходного скользящего шага (без отталкивания руками).
  2. Выполнение более двух переходных шагов без отталкивания руками.
  3. Задержка палки толчковой руки при первом шаге сзади.
  4. Вынос палок под острым углом к лини лыжни.
  5. Вынос палок с излишне высоким поднимание лапок вверх.
  6. Чрезмерно мелкие и частые переходные шаги, потеря согласованности хода.

При овладении техникой преодоления подъемов.

 Кроме ошибок, связанных  с неправильным выполнением некоторых  элементов техники попеременных ходов, могут возникнуть следующие  грубые ошибки:

  1. Слабые отталкивания руками, не завершенные выпрямлением руки.
  2. Плохая подача всего тела вперед, отклонение туловища.
  3. Переход на «елочку» в условиях, где можно идти способами с параллельной постановкой лыж, без их кантования.
  4. Недостаточное использование скольжения на подъемах малой крутизны из-за слабых толчков.
  5. Снижение темпа при прохождении коротких подъемов.

При прохождении спусков.

 При прохождении  спусков могут возникнуть следующие  грубые ошибки:

  1. Излишняя напряженность, отсутствие расслабления, статические позы, что приводит к излишнему утомлению и ухудшает устойчивость лыжника.
  2. Нарушение устойчивости, большой наклон туловища при прямых ногах, особенно когда условия скольжения плохие. Слишком широкое введение лыж без выдвижения одной лыжи вперед хотя бы на одну стопу.
  3. Неправильные стойки спуска, чаще всего при прохождении спада и на выкате.
  4. Отсутствие амортизирующей работы ног при прохождении мелких неровностей.
  5. Применение торможения без крайней необходимости.
  6. При повороте переступанием вес тела находится на пятке.
  7. При поворотах из упора и упора – прямые ноги.
  8. При повороте на параллельных лыжах недостаточный наклон туловища внутрь-вперед, отсутствие кантования лыж.
  9. Вялое начало спуска, без использования одновременных ходов. После спуска – запаздывание с применением одновременных отталкиваний.

 Перечисленные ошибки могут встречаться во взаимосвязи  друг с другом и породить другие, не менее грубые ошибки (вторичные).

 Так как при  неправильном выполнении того или иного  элемента степень нарушения техники  может быть различной, число мелких ошибок и индивидуальных отклонений станет гораздо больше. Поэтому представленный перечень, без сомнения, не полон. Однако при выявлении и оценке ошибок следует пользоваться данными принципами их деления.

 Зная причину  появления ошибки, легче найти  и средства для ее исправления. Неплохо  было бы, если бы каждый лыжник регистрировал  в дневнике самоконтроля свои ошибки и давал общую оценку своей  технике.

 Более наглядную  и верную оценку позволяет сделать  анализ видеозаписей. Сегодня большой  популярностью в постановке техники  пользуется программа видео анализа  Dartfish.

 К основным причинам появления недостатков в технике следует отнести: 1) недостаточную физическую подготовку лыжников, из-за чего возникает группа ошибок, связанных с отталкиваниями, необходимостью сохранения оптимальной посадки и т.д.; 2) низкую культуру движений, затрудняющую освоению способов переходов, преодоление неровностей и поворотов на равнине и спусках; 3) недостаточное воспитание волевых качеств спортсмена, с чем непосредственно связаны боязнь крутых спусков, плохая устойчивость и пассивное преодоление подъемов; 4) односторонний выбор средств специальной подготовки, ведущий к возникновению грубых индивидуальных ошибок; 5) непонимание отдельных элементов техники и неумение правильно их воспроизвести.  

 Источник: неизвестный 
 
 

 ПОПЕРЕМЕННЫЙ  ДВУХШАЖНЫЙ ХОД (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ)

 Попеременный  двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом.

 В цикл движений попеременного двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом (рис. 1):

 1. Начало первой  фазы свободного скольжения. Закончен  толчок правой ногой, лыжа отрывается  от снега. Лыжник переходит  к одноопорному скольжению на  левой лыже, голень левой ноги  в момент окончания толчка  правой и начала скольжения  находится в вертикальном положении.  Толчок направлен по прямой  линии -туловище и правая нога. Правая рука выносит палку вперед.

 2-3. Скольжение  на левой лыже, правая нога  расслаблена и движется назад-вверх, немного сгибаясь в коленном суставе. Голень опорной ноги по-прежнему вертикальна. Правая рука продолжает вынос палки, левая расслаблена и немного отбрасывается по инерции назад. Угол наклона туловища не меняется.

  

 Рис.1. Попеременный двухшажный шаг

  4-6. Продолжается  одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища "на взлет". Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.

 7. Свободное скольжение  закончено, начало махового выноса  правой ноги вперед. Правая палка  ставится на снег, а левая начинает  выноситься вперед.

 8. Начало толчка  почти выпрямленной правой рукой.  Палка находится под углом  - это позволяет сразу начать  эффективное отталкивание. Продолжаются  вынос левой палки вперед, выпрямление  опорной ноги в коленном суставе  и маховый вынос правой ноги  вперед.

Информация о работе Методика совершенствования техники