Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является при чиной повреждения мышц и связок.
Физические качества, в том числе и гибкость, должны развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в су ставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в 10-14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается по чти в два раза эффективнее, чем в старшем школь ном, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей.

Работа состоит из  1 файл

Методика развития гибкости у пловцов среднего школьного возраста.docx

— 17.71 Кб (Скачать документ)

     Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную  технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности  работы и часто является при чиной повреждения мышц и связок.

     Физические  качества, в том числе и гибкость, должны развиваться с учетом естественного  возрастного развития организма. Подвижность  в су ставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно, больший эффект достигается в  том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в 10-14 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается по чти в два раза эффективнее, чем в старшем школь ном, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей.

     В последнее время в теории и  практике физической культуры и спорта возрос интерес кстатическим упражнениям растягивающего характера, как к средству развития гибкости. Благодаря их выполнению улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, улучшается самочувствие и появляются положи тельные эмоции у занимающихся (Т.Г. Киселева, 1991; О. Иванова, Ж. Поддубная, 1996). Однако по исследованию эффективности применения данных упражнений в спортивной практике имеются лишь единичные исследования, проведенные на высоко квалифицированных легкоатлетах.

     Во  многих видах спорта, и в плавании в том числе, для развития гибкости применяются в основном динамические упражнения. В то же время практика показывает, что их выполнение нередко приводит к появлению отрицательных эмоций, острым болевым ощущениям, а также травмам. В связи с этим целью нашего исследования было обоснование методики развития гибкости с использованием статических упражнений растягивающего характера на этапе начальной специализации.

     Результаты  предварительного тестирования уровня развития гибкости в различных суставах у пловцов 1011 лет и школьников, не занимающихся спортом этого же возраста, показали отсутствие достоверных  различий по большинству параметров между мальчиками и девочками  в этой возрастной группе, что позволило  нам использовать единую методику развития гибкости с применением статических упражнений растягивающего характера в группах юных пловцов, в которых занимаются как мальчики, так и девочки. На наш взгляд, такой подход оптимален при планировании тренировочных нагрузок юных пловцов.

     Нами  была обоснована и апробирована в экспериментальной группе (ЭГ) методика развития гибкости у юных пловцов с использованием статических упражнений растягивающего характера. Разработаны комплексы упражнений двух видов: избирательной и комплексной направленности. Упражнения подбирались с учетом специфики плавания: основное внимание уделялось плечевым, голеностопным, коленным, тазобедренным суставам и гибкости во всех отделах позвоночника.

     Комплексы избирательной направленности включали от 7 до 10 упражнений, помогающих раз  витию гибкости в суставах нижних конечностей, верхних конечностей  и позвоночника. Они включали так  же выполнение в одном занятии 7-10 упражнений на развитие гибкости одновременно во всех группах суставов.

     Кроме выполнения комплексов с использованием повторного метода нами применялись  игры с включением в них статических упражнений растягивающего характера. Упражнения подбирались с учетом доступности их выполнения для детей 10- 11 лет.

     Работа  по развитию гибкости у юных пловцов  велась в три этапа. На первом в  течение одного месяца разучивались комплексы упражнений, при этом осуществлялся  контроль за правильностью их выполнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании. Дыхание во время выполнения упражнения - поверхностное, во время отдыха - свободное. Растягивание осуществлялось в статическом режиме при индивидуально максимальном растянутом положении, при субъективно комфортном ощущении. Время удержания для упражнений, выполняемых в активном режиме, - 20-30 с, в пассивном - 30-40 с.

     На  втором этапе в течение трех месяцев  ЭГ занималась по разработанной нами методике в развивающем режиме. Занятия  проводились ежедневно (6 раз в  неделю), комплексы чередовались через  день (1 день - комплексной, 1 день - избирательной  направленности). На каждый комплекс затрачивалось  в среднем 2530 мин. Упражнения на гибкость выполнялись на суше, после чего пловцы тренировались в воде, согласно программному материалу для ДЮСШ.

     На  третьем этапе в течение трех месяцев занятия на гибкость проводились  в поддерживающем режиме три раза в неделю через день. Выполнялись  упражнения, направленные на развитие гибкости во всех группах суставов (комплексной направленности).

     В контрольной группе-1 (КГ-1) развитием гибкости занимались по предложенным в литературе рекомендациям с использованием динамических упражнений, объединенных в блоки избирательной и комплексной направленности, выполняемые как самостоятельно, так и в парах.

     В контрольной группе-2 (КГ-2) выполнение упражнений на гибкость сочетали с развитием других физических качеств согласно программе для ДЮСШ.

     Результаты  исследования показали, что достоверный  прирост гибкости в большинстве  изучаемых показателей произошел  через три месяца занятий в  развивающем режиме при выполнении как статических, так и динамических упражнений. В ЭГ из 12 изучаемых тестов, определяющих гибкость в различных суставах, за 3 месяца достоверные изменения произошли в 11 показателях как у мальчиков, так и у девочек. Наибольший прирост отмечен в таких тестах, как активное и пассивное сгибание, разгибание рук, выкрут, тест "Бабочка", что говорит о всестороннем, качественном воздействии упражнений на плечевой сустав, гибкость в котором особенно важна для пловцов. Значительный прирост произошел также в таких тестах, как активное и пассивное сгибание стоп и пассивное разгибание стоп, что также свидетельствует об эффективности методики развития гибкости с использованием статических упражнений растягивающего характера. При выполнении теста "На клон вперед", который служит интегральным показателем проявления гибкости, в ЭГ отмечен наибольший прирост по сравнению с КГ. В тес те "Мостик" достоверный прирост отмечается только в ЭГ. Положительные результаты в тестах "Наклон вперед" и "Мостик" свидетельству ют о качественном воздействии статических упражнений растягивающего характера на гиб кость во всех отделах позвоночника, которая важна для специализирующихся во всех способах плавания. Достоверное улучшение результатов при использовании статических упражненийрастягивающего характера как средства для развития гибкости, на наш взгляд, связано с тем, что данные упражнения наиболее качественно и всесторонне воздействуют на суставы. В результате их выполнения повышается эластичность мышц, сухожилий, связок и суставных су мок, улучшается функциональное состояние мышц (улучшается обмен веществ), приобретается навык глубокого расслабления. Выполнение статических упражнений растягивающего характера в сочетании с правильным дыханием и концентрацией внимания на растягиваемой группе мышц также позволяет наиболее эффективно развивать гибкость и положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся.

     В КГ-1 при выполнении динамических упражнений достоверное улучшение результатов произошло в 9 из 12 предложенных тестов, что свидетельствует о положительном влияниидинамических упражнений на развитие гибкости. Однако отсутствие достоверных положительных изменений в таких тестах, как пассивное разгибание рук и "Бабочка", свидетельствует о недостаточном воздействии динамических упражнений на суставы верхней конечности. В тесте "Мостик" улучшение гибкости недостоверно. На наш взгляд, это связано с тем, что во время выполнения динамических упражнений дети часто испытывали сильные дискомфортные ощущения, вызывающие отрицательные эмоции и нежелание тренироваться, что, в свою очередь, влекло за собой уменьшение амплитуды движения при продолжении тренировки.

     В КГ-2 при выполнении упражнений на гиб  кость в сочетании с развитием  других физических качеств достоверное  улучшение показателей гибкости произошло в 3 из 12 изучаемых тестов, что, на наш взгляд, связано с тем, что при выборе методики занятий  со смежным развитием физических качеств не учтено то, что этот возрастной период наиболее благоприятен для развития гибкости и является сенситивным  периодом.

     В результате работы в поддерживающем режиме достоверных изменений в  показателях развития гибкости в  ЭГ и КГ не произошло.

     Наряду  с исследованием улучшения показателей  развития гибкости в различных суставах нами изучалось психоэмоциональное состояние занимающихся в процессе выполнения упражнений на гибкость, которое оценивалось с помощью педагогических наблюдений и методики А.Н. Лутошкина "Цветопись" [6]. Результаты исследования показали, что после выполнения статических упражнений растягивающего характера эмоциональное состояние пловцов достоверно улучшается, в то время как в КГ-1, использовавшей динамические упражнения, эмоциональное состояние в течение занятия изменяется незначительно, также во время педагогических наблюдений вконтрольной группе-1 отмечались жалобы занимающихся на болевые ощущения во время и после выполнения упражнений, особенно при выполнении махов, пружинящих движений с увеличением амплитуды, упражнений в парах.

     Таким образом, полученные данные свидетельствуют  о положительном влиянии разработанной  методики развития гибкости с использованием статических упражненийрастягивающего характера на улучшение уровня гибкости в различных суставах у пловцов, а также их положительное влияние на эмоциональное состояние занимающихся при отсутствии болевых ощущений, что соответствует принципам применения здоровьесберегающих технологий спортивной тренировки.

Информация о работе Методики развития гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет