Общая физическая и специальная подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание

Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.

Содержание

Введение………………………..………………………………..…..…3
1. Характеристика различных уровней физической подготовки…..4
2. Зоны и интенсивность физических нагрузок……………………..11
3. Энергозатраты при физических нагрузках………………………..17
4. Значение мышечной релаксации…………………………………..19
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат физ-ра22.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение………………………..………………………………..…..…3

  1. Характеристика различных уровней физической подготовки…..4
  2. Зоны и интенсивность физических нагрузок……………………..11
  3. Энергозатраты при физических нагрузках………………………..17
  4. Значение мышечной релаксации…………………………………..19

    Заключение……………………………………………………………..23

    Список использованной литературы…………………………………24 

 

     Введение 

     Систематические занятия физкультурой приводят к  адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.

     При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие аспекты:

  • функциональные эффекты тренировки
  • пороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов.
  • обратимость тренировочных эффектов
  • специфичность тренировочных эффектов
  • тренируемость, определяющая величину тренировочного эффекта.

     Последние два аспекта наиболее важны в  спортивной тренировке.

     Систематическое выполнение определенного рода физических упражнений вызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:

  • Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем.
  • Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем.

     Первый  эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнении предельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма, существенные для данного вида упражнений.

     Второй  эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов в деятельности других органов и систем организма при выполнении определенной работы.  
 
 

     1. Характеристика различных уровней физической подготовки 

     Физическая  подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

     Современную физическую подготовку следует рассматривать  как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру  и свои специфические особенности.

     Таблица 1. Характеристика различных уровней физической подготовки.

     № п/п Уровни физической подготовки Возрастной  диапазон      Основные  задачи подготовки      Характерные организационно-методические особенности  подготовки
     11 Кондиционная  физическая подготовка 

(ОФП)

16-75 лет      Развитие  функциональных возможностей организма  до уровня, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья; освоение жизненно необходимых вигательных умений и навыков; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости; улучшение физического развития и устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности.      Самостоятельные занятия во внерабочее время; комплексное  построение занятий; не-предельные объемы нагрузок; регламентация времени  для занятий физической под-готовки  режимом профессиональной деятель-ности и социально-бытовыми условиями.
     22 Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) 16-60 лет      Развитие  и постоянное совершенствование  физических качеств; формирование и  совершенствование двигательных умений и навыков, определяющих эффективность профессиональной деятельности; улучше-ние физического развития; укрепление здоровья и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и профессиональной деятельности; участие в контрольных проверках физической подготовленности и в массовых соревнованиях по прикладным видам спорта.      Специально-организованная физическая подготовка в служебное  время; пре-имущественно комплексное  построение занятий; не-предельные объемы нагрузок.
     33 Спортивно-прикладная подготовка 

     (СПП)

16-40 лет      Совершенствование физических качеств и профессионально-прикладных двигатель-ных навыков; подготовка к деятельности в экстремальных  условиях; подготовка и участие в  соревнованиях по прикладным видам  спорта.      Специально-организованная подготовка по прикладным видам спорта; увеличение объемов специфических тренировочных нагрузок; регламентация времени для занятий ФП режимом профессиональной деятель-ности и социально-бытовыми условиями.
     44 Спортивная  тренировка 

     (СТ)

16-35 лет      Специализация в каком-либо виде спорта; подготовка и участие в соревнованиях.      Построение  процесса ФП на основе принципов спортивной тренировки; занятия во внеслужебное время; освоение предельных объемов  тренировочных нагрузок; подчинение режимов труда и быта задачам  спортивной подготовки.
 

         Самый низкий уровень характеризуется  оздоровительной направленностью  и строится на основе общей  (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической  подготовки увеличивается ее  сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строится уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности.

        Одним из важнейших условий  осуществления ФП является ее  рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.  

     Общая и специальная  физическая подготовка

     Средства  физической подготовки способствуют приобретению необходимых двигательных возможностей:

  • разностороннее физическое развитие,
  • достаточно развитую мышечную систему,
  • выносливость к большим физическим нагрузкам,
  • напряжение и расслабление групп мышц, обеспечивающих необходимое техническое действие, дозировано и избирательно;
  • расслабление группы мышц, которые не принимают непосредственное участие в удержании тела и оружия,
  • точно и тонко координированные двигательные усилия,
  • хорошо развитое чувство равновесия,
  • способность быстро и достаточно полно восстанавливать работоспособность после больших физических нагрузок.

     Физическая  подготовка включает упражнения общей  и специальной направленности.

     Общая физическая подготовка (ОФП) должна решать две основные задачи: создавать общую физическую основу для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства и предупреждать отрицательное воздействие специальной подготовки в стендовой стрельбе на организм спортсмена. Она имеет существенные отличия от специальной физической подготовки и, решая свои задачи, должна обязательно учитывать специфику стендовой стрельбы.

     Общая физическая подготовка (ОФП) обеспечивает решение следующих задач:

  • укрепление здоровья и нервной системы,
  • подъем функциональных возможностей организма спортсмена,
  • повышение необходимых физических качеств,
  • приобретение и совершенствование разнообразных двигательных навыков,
  • повышение и восстановление работоспособности, необходимой при напряженной учебно-тренировочной работе и во время соревнований,
  • предупреждение отрицательных воздействий некоторых сторон стендовой стрельбы на организм занимающих,
  • повышение жизненной емкости легких, способное предупредить кислородное голодание,
  • активный отдых для центральной нервной системы.

     Общефизическая  подготовка помогает спортсмену легче  переносить тренировочные нагрузки, быстрее восстанавливать работоспособность, достигать высокий уровень спортивного мастерства. Выполнение на учебно - тренировочных занятиях и соревнованиях продолжительных по времени однородных упражнений требует от спортсменов значительных физических усилий, большого нервного напряжения, что приводит к утомлению.

     Необходимо  учитывать, что при большой нагрузке на фоне утомления у недостаточно хорошо физически подготовленного  спортсмена появляются отклонения в  технике уже разученных движений. Особенно отчетливо проявляется  отрицательное влияние недостаточности физической подготовленности в группах первого года обучения: слабо развитые физически юные спортсмены при разучивании сложных по координации движений допускают гораздо больше неточностей, которые при повторении закрепляются, становятся вредными ошибками.

     По  требованиям к двигательным навыкам  в одном ряду стоят плавание, ходьба, кроссы (размеренный бег), ходьба на лыжах, катание на коньках и роликах, езда на велосипеде, гребля, аэробика, спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол и хоккей. Разумно использовать упражнения из этих видов спорта. Следует учитывать взаимовлияние упражнений, направленных на развитие различных двигательных качеств, ибо оно может быть как положительным, так и отрицательным. Развитие одного из качеств должно сочетаться с одновременным повышением уровня развития других. Исключение из этого общего правила допустимо, если возникает необходимость ликвидировать отставание развития какого-либо из качеств.

     Средства  общей физической подготовки (ОФП): ежедневная утренняя гигиеническая зарядка, разнообразные упражнения из других видов спорта, серьезное отношение к урокам физкультуры, участие в спортивных мероприятиях, самостоятельные прогулки на лыжах, посещение катков, длительные прогулки на свежем воздухе, пробежки, катание на роликах, плавание, гребля, рыбная ловля. Направленность общефизического развития, нацеливание на формирование тех или иных качеств, применение средств и методов, объемы тренировочных нагрузок зависят от периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена.

     Специальная физическая подготовка (СФП) необходима для дальнейшего совершенствования двигательных качеств, лежащих в основе технической подготовки. Она направлена на развитие определенных физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в выполнении выстрела.

     Цель  выполнения упражнений специальной  физической направленности в разминке – подготовить спортсмена к основной части учебно-тренировочного занятия. СФП неразрывно связана с ОФП, и выделение ее носит условный характер: развивать необходимо те же качества, что и для успешного выполнения иной деятельности.

     Специальная физическая подготовка должна решать следующие задачи:

  • развитие подвижности и эластичности мышечно-связочного аппарата;
  • развитие силовых способностей мышечных групп;
  • повышение специальной выносливости, лежащей в основе физической работоспособности;
  • развитие статической выносливости;
  • развитие равновесия;
  • совершенствование произвольного мышечного расслабления совершенствование координационных способностей;
  • развитие способности к предельному сосредоточению, чувства времени;
  • развитие быстроты и стабильности зрительно-двигательных реакций.

     2. Зоны и интенсивность физических нагрузок

 

     Одним из основных вопросов при занятии  физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами:

  • Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе и хронических.
  • Восстановительно-оздоровительная деятельность для снятия психологического и физического напряжения после работы.
  • поддержание существующей тренированности на существующем уровне.
  • Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностей организма.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка