Общая характеристика гибкости как физического качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.
Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования. Методы физического воспитания, развивающие физическое качество «гибкость» у учащихся младших классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика гибкости как физического качества
1.1. Факторы, определяющие развитие гибкости…………………………...
1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития
гибкости……………………………………………………………………………...
1.3.Характеристика соревновательно - игрового метода…………………….
1.4. Виды и классификация подвижных игр…………………………………
1.5. Методические основы развития гибкости………………………………..
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования………………………………………………………
2.2 Организация исследования ………………………………………………
Глава III. Соревновательно-игровые методы физического воспитания,
развивающие физическое качество гибкости в младшем школьном
возрасте.
3.1 Игровые методы, развивающие физические качества гибкости………..
3.2. Результаты тестирования физического качества гибкость……………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….




3

6

7
8
10
12

20
25



26
29
33
35

Работа состоит из  1 файл

Методы развития гибкости в младшем школьном возрасте.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Общая характеристика гибкости как физического качества

1.1. Факторы, определяющие развитие гибкости…………………………...

1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития

гибкости……………………………………………………………………………...

1.3.Характеристика соревновательно - игрового метода…………………….

1.4. Виды и классификация подвижных игр…………………………………

1.5. Методические основы развития гибкости………………………………..

Глава II. Методы и организация исследования. 

2.1 Методы исследования………………………………………………………

2.2 Организация исследования  ………………………………………………

Глава  III. Соревновательно-игровые методы физического воспитания,

развивающие физическое качество гибкости в младшем школьном

возрасте.

3.1 Игровые методы, развивающие  физические качества гибкости………..

3.2. Результаты тестирования физического  качества гибкость……………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………….

 

 

 

 

3

 

6

 

7

8

10

12

 

20

25

 

 

 

26

29

33

35


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. В младшем школьном возрасте большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие их в разнообразную работу в том числе и в процесс развития физических качеств.

Особенностью школьной программы по физическому воспитанию для младшего школьного возраста является то, что в ней используются подвижные игры, преимущественно  развивающие такие физические качества  и способности детей как:

- координационные способности  (точность воспроизведения и дифференцирование  пространственных временных и  силовых параметров движений, равновесия, ритм, быстрота и точность реагирования  на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);

- кондиционные способности  (скоростных, скоростно-силовых, выносливости).

Развитию гибкости посредством  игр уделяется недостаточное  внимание. Это определило тему курсовой работы, исследующая развитие гибкости у детей младшего школьного возраста в подвижных играх.

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.

Объект исследования.  Процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования. Методы физического воспитания, развивающие физическое качество «гибкость»  у учащихся младших классов.

Гипотеза. Опираясь на результаты анализа и обобщение литературных данных, было сделано предположение что:

  • такое физическое качество как «гибкость» можно развивать игровым методом;
  • физическое качество «гибкость» можно развивать соревновательным методом;
  • подвижными играми возможно обеспечить быстрый прирост показателей гибкости у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования.

  1. Изучить проблему развития физического качества «гибкость» в теории физического воспитания.
  2. Обосновать применения игрового метода в процессе развития физического качества гибкость учащимся младшего школьного возраста.
  3. Экспериментально проверить эффективность применения игрового метода для развития физического качества гибкость учащихся младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы учителем в процессе уроков физической культуры, а также в секционной работе с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Общая характеристика гибкости как физического качества.

 

Гибкость определяется как способность  человека достижению большой амплитуды  в выполняемом движении. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставах. Причём в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава.

Гибкость исключительно  важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений.  Красота  и гибкость – почти синонимы.

Гибкость значительно  увеличивает диапазон движений, позволяет  мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии  для преодоления сопротивления  собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства.

Достаточная гибкость и  эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм  при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого  наклона, при неожиданном падении и т.п.

К сожалению, с возрастом  происходит естественное снижение гибкости. Процесс старения суставов связан со снижением эластичности связочного аппарата, уменьшением толщины суставных  хрящей. Особенно сильно изменяется позвоночник.

Систематическое выполнение упражнений для развития и сохранения гибкости значительно замедляют  процессы старения, улучшает тонус  мышц, снабжение их кислородом и  питательными веществами, способствует выделению шлаков из мышечной ткани. Эти упражнения помогают избежать такого неприятного заболевания, как остеохондроз, проявляющегося в головных болях, головокружения, болях в спине и суставах, повышенной утомляемости, а в некоторых случаях – в нарушении работы внутренних органов. Это обусловливает внимание, которое уделяется упражнениям на гибкость в процессе занятий самыми различными видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. [9]

Основные понятия и термины.

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

Активная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т.п.

Динамическая  гибкость – гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера.

Статическая гибкость – гибкость, проявляемая в упражнениях статического характера.

Общая гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях.

Специальная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации.

 

    1. Факторы, определяющие развитие гибкости.

 

Способность выполнять движения с  большой амплитудой, обусловлена рядом внутренних факторов, таких, как тормозные элементы суставов, к которым относятся форма суставной поверхности, суставная сумка, связки, костные выступы и мышцы и т.д. Однако самым главным ограничением движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав. Так, сокращение мышцы в процессе движения сопровождается растяжением соответствующих мышц-антогонистов, вызывающих тормозящий эффект, который носит охранительный характер. Возникающее торможение связано с увеличением тонуса растягиваемых мышц, что приводит к сокращению амплитуды движения.

Кроме внутренних факторов на гибкость влияют внешние факторы, такие, как  возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка и д.р.

При развитии гибкости следует знать, что она зависит от суточной периодики. Наилучшие показатель гибкости регистрируются от 12 до 17 часов, причем, чем моложе организм, тем значительнее суточные колебания. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Уменьшение активной гибкости происходит в результате снижения силы мышц, а увеличение пассивной гибкости объясняется улучшением эластичности мышц, ограничивающих размах движения. Большое значение в достижении максимальной амплитуды имеет способность занимающихся к расслаблению растягиваемых мышц, что ведет к увеличению подвижности до 12-14%.

 

1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития гибкости.

 

Исследованием установлено, что после 15-20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений. Наибольшее увеличение пассивной гибкости отмечено в возрасте 9-10 лет, активной – 10-14 лет. Существует мнение, что возраст 15-17 лет самый поздний, в котором можно целенаправленно и успешно совершенствовать гибкость. Половые различия обусловливают превосходство суставной подвижности у девочек во всех возрастах на 20-30% по сравнению с мальчиками, у женщин – по сравнению с мужчинами. Установлено, что подвижность у лиц астенического типа меньше, чем у лиц мышечного типа.

При развитии подвижности в суставах надо учитывать индивидуальные особенности  занимающихся. Известно, что у женщин эластичность мышц, а следовательно, и подвижность в суставах больше, чем у мужчин, у молодых –  больше, чем у пожилых (М.Ф. Иваницкий – 1998 год). Чем эластичнее мышцы, тем успешнее и в большей мере может быть развита подвижность в суставах. Наилучшие возможности предоставляет юный возраст (В.С. Фарфель – 1960 год).

По данным Б.В. Сермеева, гибкость целесообразнее всего развивать в возрасте 10-13 лет: фиктивность упражнений на гибкость почти в два раза выше, чем в старшем школьном возрасте. Улучшение подвижности в суставах у юных спортсменов успешно осуществляется и при двух занятиях в неделю, при значительно меньшей дозировке, чем у взрослых. Надо  также  иметь в виду, что у лиц   одного  пола  и  возраста  эластичность  мышц может быть  различной   (М.Ф. Иваницкий – 1998 год). В некоторых случаях большая подвижность в суставах – прирожденная способность. Есть также люди с врожденной весьма ограниченной подвижностью. Естественно, что, обладая рожденной способностью, можно достигнуть больших успехов в развитии подвижности в суставах при относительно меньшем применении специальных упражнений. Зато для преодоления ограниченной подвижности необходимо значительно больше времени и труда. [1]

 

    1. Характеристика соревновательно-игрового метода.

 

Под соревновательно-игровым методом  в физическом воспитании подразумевается  способ приобретения и совершенствования  знаний, умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод  относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач  в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

  • Присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
  • Непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;
  • Проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
  • Стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
  • Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.

Соревновательно-игровые задания  несут в себе большой эмоциональный  заряд, который является эффективным  средством не только физического  развития учащихся, но и их духовного  воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение этого метода не только желательно, но и просто необходимо.

Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю  успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащегося. [4]

Информация о работе Общая характеристика гибкости как физического качества