Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:21, курс лекций
Обобщая точки зрения различных авторов, определяющих «метод» как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого решаются поставленные задачи; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач и др., Ю.Ф. Курамшин (2004) дает следующее определение метода:
Основные понятия и определения, относящиеся к дисциплине «ТФСД».
2. Принципы построений занятий в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как научная дисциплина.
Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельности спортивные игры имеют ряд других особенностей. На рисунке 1 представлена классификация игр командных и лично-командных по отношению к олимпийским играм (Ю. М.Портнов, 1996). Как видим, игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.
Командные и лично-командные спортивные игры имеют различия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами - между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.
2. Классификация спортивных игр
Баскетбол - одна из популярных игр в мире. Международная любительская федерация баскетбола объединяет более полутора сотен национальных федераций мира, в том числе и России.
Впервые в нашей стране в баскетбол начали играть в 1906 г. в
Петербурге в спортивном обществе «Маяк». Позднее игра получила большое
распространение, она стала обязательной частью всех спартакиад, включена в
государственные программы физического воспитания для
общеобразовательных школ, средних учебных заведений, вузов. Советские и российские баскетболисты добивались выдающихся успехов на международной арене. Они неоднократно становились победителями и призерами первенств мира, Европы и Олимпийских игр. Систематическими занятиями в спортивных секциях и клубах, ДЮСШ охвачено почтив 3,5 млн. человек.
Игра в баскетбол ведется на основе общедоступных, естественных для человека движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний). В нее играют люди любого возраста, начиная с 9 - 10 лет. Она доставляет удовольствие, радость, наслаждение и является одним из наиболее эффективных средств физического воспитания.
Современный баскетбол - быстрая игра. Она строится на неожиданных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью лучших спринтеров. За 40 минут игрового времени баскетболист пробегает 5-7 километров, выполняет большое количество прыжков и метаний мяча массой 650 г на различные расстояния, разными по форме и характеру движениями (быстро, сильно).
Своеобразность бега, прыжков, метаний определяется незначительными размерами площадки и необходимостью переходить внезапно от одних движений к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного противодействием противника. Все это оказывает значительное воздействие на функции внутренних органов и систем: обмен веществ, кровообращение, дыхание и др., при регулярных занятиях эти функции совершенствуются.
В процессе игры движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.
Необходимость проявлять разнообразную деятельность в высоком темпе, оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения возможно лишь при соответствующем уровне способности распределять внимание, хорошо видеть складывающиеся ситуации и запоминать их, ориентироваться и уметь анализировать. Стремление постоянно сохранять равновесие на опоре и в безопорном положении, принимать выгодные исходные положения, «чувствовать» мяч и партнеров повышает требования к мышечной чувствительности.
Борьба, постоянно происходящая в игре, предъявляет значительные требования к волевым усилиям - проявлению смелости, решительности, инициативы, умению сдерживать отрицательные эмоции. Сознание баскетболиста отличается быстротой мышления, срочным принятием решений в игровой деятельности. Это способствует развитию интеллектуальных способностей.
Сочетание личных интересов с интересами коллектива (команды) -главное условие в игре. Коллектив содействует воспитанию дисциплинированности, активности, инициативы, товарищеской взаимопомощи и др.
Волейбол. В России волейболом занимается около 5 млн. человек. Массовость и мастерство российского волейбола признаны во всем мире. Значительных успехов российские волейболисты достигли на международной арене: мужские и женские команды - чемпионы и призёры мира и Европы, чемпионы Олимпийских игр.
Большое распространение волейбол получил в учебных заведениях. В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в российской системе физического воспитания объясняется несколькими причинами: доступностью игры для различного возраста, возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в то же время, использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Волейбол – командная спортивная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки ( зоны 2, 3, 4), называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства
коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания
и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.
Футбол - один из наиболее популярных видов спорта. В нашей стране футболом занимаются около 4 млн. человек.
Футбол как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, содействует улучшению подготовки учащихся к предстоящей трудовой деятельности и службе в рядах Российской Армии. Занятия по футболу воспитывают у юношей и девушек (они тоже занимаются этим видом спорта) ценные морально-волевые качества: коллективизм, целеустремленность, решительность, выдержку, самообладание, дисциплинированность, а также физические качества; быстроту, ловкость, выносливость, силу, прыгучесть.
Футбол предъявляет исключительно высокие требования к организму человека. Во время игры в различной последовательности и соотношении, с разными интервалами чередуются упражнения, не одинаковые по интенсивности и продолжительности.
В зависимости от интенсивности игры изменяются и величины физиологических сдвигов в организме. У высококвалифицированных футболистов уровень энерготрат за игру находится в пределах 2000 ккал. Потребление кислорода достигает 87% от максимального потребления кислорода, а средняя частота сердечных сокращений составляет 170 - 175 уд/мин. Значительные сдвиги наблюдаются и со стороны дыхательного аппарата: легочная вентиляция достигает 150 - 180 л в минуту. В процессе тренировки организм занимающихся футболом постепенно приспосабливается к предъяаляемым ему высоким требованиям. Наблюдения показывают, что футболисты имеют правильное пропорциональное телосложение и высокие показатели физического развития.
3. Спортивные игры как средство физического воспитания
Спортивные игры можно с уверенность назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения – от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель – формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, о чем было сказано в разделе 1.1; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.
Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.
В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т. п.
Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки.
Тема 3. Теоретико-методические особенности занятий в лыжном спорте.
план
1. Развитие лыжного спорта в России.
2. Виды и дисциплины лыжного спорта.
3. Общая характеристика олимпийских видов лыжного спорта.
1. Развитие лыжного спорта в России.
Лыжи – одно из самых древних изобретений первобытного человека. Точная дата, место, имя изобретателя приспособления на ноги для передвижения по снегу не установлены.
Снегоступы, или ступающие лыжи – первые приспособления, которые человек прикрепил к ногам для более легкого передвижения по глубокому снегу. Эти круглые, овальные, затем ракетообразные конструкции в процессе использования постоянно совершенствовались и постепенно приняли вытянутую форму скользящих лыж, что позволило значительно облегчить преодоление снежных преград и увеличить скорость.
В дошедших до наших дней письменных исторических документах о лыжах на Руси впервые упоминается в XII веке в послании митрополита Никифора к киевскому князю Владимиру Мономаху. Есть основания полагать, что примерно с этого времени слово "лыжи" наравне с более древним "юта" и более поздним "рты" вошло в словарный состав русского языка.
Первое использование лыж в спортивных целях можно отнести к середине XVIII столетия. В 1767 г. в Норвегии впервые было проведено соревнование по специально разработанным правилам, положению и программе с определением результатов и премированием лучших лыжников. Несмотря на раннее зарождение, широкое развитие лыжного спорта в мире началось только в конце XIX и начале XX столетия. Так, через 110 лет после первых соревнований, в 1877 г. норвежцы организовали первое спортивное лыжное общество, а финны открыли спортивный клуб. Затем спортивная увлеченность лыжами распространилась и на другие страны Европы, Азии и Америки. Лыжные клубы возникли в Венгрии - 1883 г., Австрии и Швейцарии - 1891 г., Германии и Италии - 1893 г., Швеции - 1895 г., США и Болгарии - 1900 г., Англии - 1902 г., Японии - 1912 г.
В России первой организацией, объединившей поклонников лыж, стал Московский клуб лыжников - МКЛ, торжественное открытие которого состоялось 16 декабря (29 декабря по старому стилю) 1895 г. в Москве. Возглавил клуб его основатель - Иван Павлович Росляков (рис. 2).
Второй в стране центр по развитию лыжного спорта - клуб "Полярная звезда" - начал функционировать в 1897 г. в Петербурге. А к 1910 г. лыжные кружки, общества, клубы были организованы уже в 32 городах России.
В нашей стране лыжный спорт получил массовое распространение и в городах, и в сельской местности. Занятия этим видом спорта укрепляют здоровье, воспитывают выносливость, силу, ловкость, быстроту, а также волевые качества, формируют прикладные навыки передвижения па лыжах.
Во время передвижения на лыжах человек выполняет значительную физическую работу, в которую вовлекаются многие группы мышц. Физические нагрузки на чистом воздухе укрепляют и развивают органы дыхания и кровообращения, а также закаливают организм, улучшают его общее состояние. У мастеров спорта по лыжным гонкам отмечаются наиболее высокие функциональные показатели дыхательной системы, что свидетельствует об огромных возможностях организма у представителей данного вида спорта. Передвижение на лыжах - эффективное и эмоциональное средство активного отдыха. Лыжные прогулки, походы оказывают благоприятное воздействие на нервную систему и снимают умственное утомление.
В северных районах нашей страны лыжи применяются для работы в труднодоступных местах, в геологической разведке, в исследовательских экспедициях. Как средство передвижения их используют работники лесного хозяйства, охотники, железнодорожники, связисты.
Информация о работе Технологии физкультурно-спортивной деятельности