Травматизм на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:06, реферат

Описание

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Содержание

1. Введение.
2. Основная часть:
а) виды травм
б) причины травм. Неизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?
в) о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой, спортом и туризмом.
3. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реферат по травматизму.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

      Возникновению травм может способствовать  несоответствие спортивного

костюма, обуви  особенностям данного вида спорта и  метеорологическим условиям занятий.  Например, нерациональная одежда при занятиях зимними видами спорта может привести к отморожениям; излишне теплая одежда затрудняет выполнение упражнений. Одежда должна быть аккуратно подогнанной по   фигуре, не иметь наружных крючков, пряжек. Тесная, не разношенная спортивная обувь ведет к потертостям, а в зимних условиях создает опасность отморожения. Излишне свободная спортивная обувь легкоатлетические туфли или футбольные  бутсы без шипов или с неисправными шипами снижают устойчивость и могут также быть причиной травм. Необходима тщательная подгонка обуви при   занятиях хоккеем, лыжным, конькобежным и другими видами спорта.

Неблагоприятные метеорологические  и санитарные условия  при проведении тренировок и соревнований. Неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений (залы, катки, площадки), несоблюдение гигиенических норм температуры и влажности воздуха в спортивных залах или воды в бассейнах, неполноценная вентиляция в закрытых спортивных сооружениях, недостаточная освещенность при занятиях и соревнованиях на открытых и закрытых сооружениях, нарушение ориентации у спортсмена из-за слепящих лучей солнца при занятиях на открытых площадках в солнечный день могут явиться причинами, вызывающими травмы. Известны случаи возникновения травм из-за недостаточной акклиматизации спортсменов к горным условиям (альпинистов, горнолыжников, прыгунов на лыжах и др.).

      Нарушение требований врачебного контроля. Связанные с этим травмы

составляют от 4 до 6% всех спортивных травм. Причинами травм могут быть

допуск лиц, не прошедших врачебного осмотра, к  спортивным занятиям и

соревнованиям: продолжение тренировок спортсменами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, несмотря на рекомендацию врача провести курс лечения

(у них быстрее возникает утомление и наступает расстройство координации движений); игнорирование тренером указаний врача об ограничении для спортсмена тренировочной нагрузки; большая нагрузка для спортсмена без учета состояния его здоровья и подготовленности; невыполнение требования распределения учащихся на медицинские группы, проведение занятий с учащимися основной и подготовительной групп совместно; допуск тренером спортсмена к занятиям после перенесенного заболевания без соответствующего обследования врачом и его разрешения (преждевременное возобновление тренировки после заболевания, а тем более участие в соревновании может вновь привести к обострению процесса и даже к значительным осложнениям).

      Недисциплинированность спортсмена. Травмы, причиной которых являются нарушение спортсменами установленных в каждом виде спорта правил и проявление грубости, составляют от 4 до 6% спортивных травм. Так, ими иногда допускаются запрещенные приемы (в боксе, борьбе, регби, футболе, хоккее, водном поло и других видах спорта), которые могут нанести увечья спортсмену. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев это наблюдается при невысоком уровне владения техникой (некоторые спортсмены стремятся возместить недостаточную техническую подготовленность применением силы и грубых, недозволенных приемов), при недостаточной требовательности судей на соревнованиях, отсутствии должной воспитательной работы тренеров со спортсменами.

Внутренние  факторы, вызывающие  спортивные травмы. К этим факторам относятся:

     1) состояния утомления, переутомления и перетренированности, а также

продромальные состояния. Они вызывают расстройство координации, снижение

внимания защитных реакций организма. В мышцах происходит накопление продуктов распада, что отрицательно отражается на силе их сокращения, растяжимости, расслаблении;

      2) наличие в организме спортсмена  хронических очагов инфекции

      3) индивидуальные особенности организма  спортсмена (например, неблагоприятные реакции организма на физические нагрузки, нейроэндокринные реакции, неспособность к сложно координированным упражнениям, наклонность к спазмам сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка);

      4) перерывы в занятиях спортом  (командировка, болезнь и др.), что ведет к снижению функциональных возможностей организма и его физических качеств.

Неизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?

      Подробнейший анализ большого  количества травм у школьников  при занятиях физкультурой и спортом в течение 20 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере процесс управляемый. И при организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые.

      Предупреждение спортивного травматизма  основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.

 

О врачебном контроле за лицами, занимающимися

  физической культурой, спортом и туризмом.

     Врачебный контроль — система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.

   Врачебный  контроль как неотъемлемая часть  медицинского обеспечения населения решает задачи, связанные с оздоровительной направленностью физкультурного движения. Целью врачебного контроля является всемерное содействие эффективности физического воспитания народа, правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому и духовному развитию, сохранению здоровья людей.

Основными задачами врачебного контроля являются:

  1. организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья как в спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры;
  3. выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом;
  4. санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.

 

Заключение.

      Анализируя приведенные данные, а также статистику случаев травматизма невольно задаешь себе вопрос: неужели травмы – это неизлечимая патология, наличие которой можно только констатировать. Наверное, нет, потому что 80% всех травм случается по недосмотру, халатности, неквалифицированности организаторов занятий (соревнований) или самих учеников (спортсменов). Поэтому, хотелось бы призвать всех людей, относящихся к физической культуре быть внимательными к своему здоровью и здоровью окружающих. Ведь физкультура направлена на развитие здоровья, на его поправление. Существует много других факторов, которые могут отнять у нас здоровье, не зачем спорт превращать в один из них. Физкультура в первую очередь должна быть культурой.

      P. S. Хотелось бы еще раз отметить следующее. Какие бы глобальные проблемы и вопросы мы ни пытались сегодня ставить, наверное, правильнее всего подходить к ним таким образом, чтобы сама постановка проблемы или вопроса была началом пути, а еще лучше - ключом к их решению. 
 

 

  Литература: 

     1. В.К. Велитченко «Физкультура  без травм».

     2. В.В. Кузьменко, С.М. Журавлев  «Травматологическая и ортопедическая

        помощь».

Информация о работе Травматизм на уроках физической культуры