Влияние занятий спортивными бальными танцами на физическое развитие детей 7-10 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:51, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: охарактеризовать роль, функции, содержание и методы спортивного бального танца в процессе физического развития детей 7-10 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования и определить ключевые понятия и структурировать их.

2. Раскрыть особенности физического развития детей 7-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

3. Опытно-экспериментальным путем показать эффективность методики и элементов спортивного бального танца, используемых для физического развития детей 7-10 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ 3
1.1. Характеристика физического развития детей 7-10 лет 3
1.2. Основные показатели физической подготовки 6
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7-10ЛЕТ 16
2.1 Особенности физического развития детей 7-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами 16
2.2 Методика тренировки по спортивным бальным танцам с детьми 7-10 лет 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА
приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.66 Кб (Скачать документ)

В целостном  двигательном действии все три ведущие  координационные способности - точность пространственных, силовых и временных  параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное  средство (упражнение) позволяет, акцентировано  воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому  повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают  статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счет постепенного изменения условий выполнения упражнений[2, C. 147].

Быстрота  проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения  многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного  действия. Выбор двигательных задач  по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность  движениям), а с другой - наличия  оптимального функционального состояния  организма, обеспечивающего высокую  физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает  повышение трудностей решения задач  за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков  утомления, которое сопряжено с  увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных  параметров его выполнения[3, c. 152].

Быстрота  двигательной реакции характеризуется  минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения и представляет собой сенсорную  реакцию. Различают простые и  сложные двигательные реакции. Время  простых реакций значительно  короче времени сложных. Простая реакция-это ответ заранее определенным движением на ожидаемый сигнал.

Сложные реакции разделяются на реакции  выбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора-это ответ определенным движением на один из нескольких сигналов. Необходимыми условиями для воспитания быстроты являются повышенная работоспособность  и высокая эмоциональность человека, желание выполнять упражнение на заданный результат [3.c.177].

Особенностью  физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими  его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью  одиночного сокращения, а последнее  не всегда определяет максимальную частоту  движений. Можно обладать хорошей  реакцией на внешний сигнал (раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот.

Гибкость  определяется, как физическая способность  человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности  в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как  с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного  действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений  тела и его звеньев[ 2, c.193].

Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная  гибкость определяется по амплитуде  движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления  активная гибкость уменьшается, а пассивная  увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяют общую  и специальную гибкость. Первая характеризуется  максимальной амплитудой движений в  наиболее крупных суставах опорно-двигательного  аппарата, вторая - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного  двигательного действия.

Гибкость  развивают в основном с помощью  повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются  параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для  овладения техникой изучаемого двигательного  действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень  гибкости необходимо поддерживать повторным  воспроизведением необходимой амплитуды  движений[2, c. 257].

 

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ.

2.1 Особенности физического развития детей, занимающихся спортивными бальными танцами

Формирование  здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно  констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в  развитии детей, неполноценность их здоровья [1, c.21].

Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие  методы работы с детьми.

Спортивный  бальный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Он активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.[9, c. 39].

          Комплексное воздействие на нервно-мышечный  аппарат и эмоциональную сферу  делают спортивный бальный танец привлекательным для устранения  и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность.

Для того, чтобы разобраться в механизме  воздействия на организм ребенка  в процессе занятий спортивными бальными танцами необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие.

Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его  организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции[10, c. 46].

Закономерные  возрастные изменения затрагивают  все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов .

Координация и есть не что иное, как преодоление  избыточных степеней свободы наших  органов движения, т. е. превращение  их в управляемые системы [9, c. 19].

В каждом движении используются лишь некоторые  из степеней свободы, но ЦНС должна постоянно контролировать (ограничивать) все остальные, чтобы обеспечить устойчивость позы. На конечный результат  движения влияют не только силы, развиваемые  мышцами, но и силы инерции масс участков тела, вовлекаемых в движение, эластическое сопротивление мышц-антагонистов и  связок. Движение смещает различные  звенья двигательного аппарата и  положения тела, а, следовательно, по ходу движения изменяются моменты упомянутых сил. Вследствие изменения суставных  углов меняются и моменты мышечных сил. На ход движения влияет также  сила тяжести звеньев тела, моменты  которой также меняются в процессе движения.  По чувствительным нервам всевозможных специальностей: осязательным, зрительным, нервам мышечно-суставной  чувствительности, вестибулярным нервам уха, несущим сигналы, связанные  с чувством равновесия и т. д., —  текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомляющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в  каком смысле требуются поправки. Каждая мышца, сокращаясь по ходу движения, раздражает этим какой-нибудь из чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует  об этом мозгу. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга  в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих  уже в обратную сторону — от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие  коррекции к движению, т. е., в свою очередь, является причиной возникновения  новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, таким образом, замкнутый кольцевой  процесс [3, c.28].

Не мышечные силы вмешиваются в процесс движения и делают необходимым. Непрерывное  согласование с ними деятельности мышечного  аппарата. Все описанное выше делает принципиально необходимым участие  в управлении движениями коррекций  по ходу движения на основании показаний рецепторов [10, c.33].

Для повседневной оценки физического развития детей  в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью.

Таким образом, важной особенностью физического  развития является не только определение  всех его возрастных изменений, но и  учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических  факторов.

Танцевальная  деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние  на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря  постоянным физическим упражнениям, развивает  мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма [11, с.18].

Спортивный  бальный танец - сложно координированный вид спорта. Особенностью мастерства в данном виде спорта является овладение  сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий  характер движения, но и его детали.

 В  танце физическая подготовка  направлена на гармоническое  развитие всех качеств. Большое  значение у детей придается  воспитанию правильной осанки, исключающей  излишний поясничный прогиб, сутулость,  косолапость. Однако большее внимание  по сравнению с остальными  уделяется развитию   координационных  способностей.

Координационные способности представляют собой  функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в  единое смысловое двигательное действие [4, c.39].

В общем, виде под координационными способностями  понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного  действия.

 Координационные  способности включают в себя:

-        ориентацию в пространстве;

-        точность воспроизведения движения  по пространственным, силовым и  временным параметрам;

Координационные способности делятся на общие, специальные  и специфические виды. К важнейшим, специфически проявляющимся,  координационные  способности в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:

Информация о работе Влияние занятий спортивными бальными танцами на физическое развитие детей 7-10 лет