Инфотейнмент как жанр современной тележурналистики

Дата добавления: 16 Января 2012 в 20:45
Автор работы: H**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (73.85 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Инфотейнмент.docx

  —  77.31 Кб

   2.2. Инфотейнмент  как психологический прием.

      В условиях усталости человека  под напором информации особое  значение для журналистики приобретают  новые методы предъявления информации, позволяющие преодолеть состояние  тревожности зрителя перед новыми  сведениями. В связи с этим  большой интерес представляет  игровое начало, позволяющее преодолеть  разрыв между журналистом и  аудиторией. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей, и сегодня в науке существует множество теорий, объясняющих ее природу. Значительный вклад в разработку данного направления внесли Спенсер, Бюлер, Гросс, Фрейд, Бейтендейк, Пиаже, Фромм, Хейзинга, Берн. Из отечественных исследователей данной проблемой занимались К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.М. Бахтин, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина.

   Из  всех свойств игры, выделяемых различными исследователями, для журналистики особо важны 1) развивающий характер игры; 2) ее гедонистическая природа. Причем, играя, человек может испытать два различных «удовольствия»: удовлетворение от самого процесса игры и триумф победы. Обратимся к исследованиям Й. Хейзинги, изложенным в книге «Homo Ludens»: «Что такое выиграть? Что при этом выигрывается? Выиграть значит возвыситься в результате игры. Но действенность этого возвышения имеет склонность разрастаться до иллюзии верховенства вообще. И тем самым выигрывается нечто большее, нежели только игра сама по себе. Выигрывается почет, приобретается честь. И эта честь, и этот почет всегда полезны непосредственно всей группе, отождествляющей себя с победителем».10

   Свойство  достигнутого успеха переходить с победителя на всю группу чрезвычайно важно  для исследования развлекательной  журналистики. Не потому ли так популярны  телевизионные игры – «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Зритель часто переживает за конкретного  участника, желает ему победы.

   Эффект  выигрыша делает игру интересной для  журналистики. Аудитория любит и  хочет играть, почему бы не предоставить ей такую возможность на страницах газеты, журнала или с экрана телевизора? Игра способна завораживать, она незаметно, исподволь активизирует мышление зрителя. Игра – мощное средство воздействия как на самих участников, так и на зрителей.

   Следует заметить, что возможности использования  игры в журналистике не ограничиваются только развлечением зрителя, ведь интеллектуальная игра издревле помогала человеку познавать  мир. Если обратиться к теории Хейзинги, то «мудрствование» в самом начале человеческой истории возникает в формах игры, в частности в виде загадывания сакральных загадок. В этом свете сходство игры и массово-коммуникативной деятельности, подмеченное В.Ф. Олешко, кажется вполне закономерным.11

   Как отмечает Олешко, игровое начало в  журналистике вообще и тележурналистике в частности реализуется двумя  путями: 1) через собственно игры, 2) через  различные творческие приемы в рамках традиционных журналистских продуктов. Сюда можно отнести многое: нетрадиционные жанры, нестандартный подход в освещении  событий и явлений, значимая интонация  повествователя (на телевидении и  радио), детали оформления, и, конечно, лексико-синтаксические приемы. Главное  условие – эти приемы должны создавать  ситуацию свободного, непринужденного, общения читателя с журналистским  произведением. Читатель в результате должен получать удовольствие – от тонкой иронии, удачного сравнения, каламбура.

   При анализе инфотейнмента нельзя пройти мимо понятия массовой культуры. Как отмечает Г. Н. Беспамятнова,12 отличительными чертами масскультуры являются активное использование стереотипов массового сознания вместо оригинальных образов, ориентация на все слои общества (массу и элиту) одновременно, плюралистичность (способность придавать явлениям множество смыслов, т.н. тиражирование версий), интертекстуальность (комбинирование и вторичное использование культурных знаков, известных аудитории). Также отмечается, что основной категорией произведения массовой культуры является «тайна». Все это активно используется в СМИ, в подтверждение можно вспомнить, что редкий журналистский продукт обходится сегодня без иронии и самоиронии, важных для эстетики постмодернизма и масскультурной практики понятий. 

   2.3. Появление инфотейнмента в России. 

   Первым  российским телеведущим, который рискнул  в своей программе «Намедни» сделать ставку на инфотейнмент, стал Леонид Парфенов. Николай Картозия, шеф-редактор НТВ, в статье «Программа «Намедни»: русский инфотейнмент»13 отмечал, что при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт.

   В настоящее время российское телевидение  часто обвиняют в деградации: засилье  развлекательных передач самого низкого качества превращает «голубой»  экран в перманентный «Аншлаг». Научно-популярные проекты практически не задерживаются  на телеканалах, а между тем, именно в кризис сложилась та ситуация, при которой зритель сможет повлиять на однотипность нашего ТВ. Воспользуется  ли он, наконец, этим шансом, – большой  вопрос. Телевизионные боссы формируют  сетку вещания, исходя из докладов специальных компаний, отслеживающих рейтинги. Шоу не оправдало ожиданий и финансовых вливаний? Значит, его закрывают. Получается, сетку вещания формируем мы сами и она, к большому, сожалению, состоит исключительно из «развлекаловки». С научно-популярными проектами зритель, как правило, не церемонится: смешную передачу смотреть куда интереснее, даже если она бессмысленная. Впрочем, кое-что начинает меняться: несмотря на то, что все вокруг ругают финансовый кризис, именно он может изменить облик российского телевидения: сделать его не только развлекательным, но и познавательным.

   Создание  шоу в формате «инфотейнмент» (развлекательная информация) стало новым трендом. На отечественном ТВ появилось сразу несколько передач в этом русле: «Коллекция глупостей» с Максимом Кононенко(НТВ), «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым(СТС), обновленный «Специальный корреспондент»(Россия). Научно-популярный фильм Павла Лобкова «Гены против нас» взял долю 22%, став одним из самых успешных проектов осени. А значит, зритель проявляет к инфотейнменту с н вроде писали живой интерес. В рамках нового тренда СТС запускает свои новости со вкусом  развлечения – «Инфомания».  
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. «ПрожекторПерисХилтон» как программа в жанре инофотейнмент. 

   3.1. Подготовка и проведение программы.

   «ПрожекторПерисХилтон» писать везде одинаково и правильно— телевизионная информационно-развлекательная программа Первого канала, премьера состоялась 17 мая 2008 года.

   Ведущие (Иван Ургант, Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков и Александр Цекало) в студии в юмористической форме обсуждают актуальные темы недели, комментируют газетные статьи и высказывания политиков.

   В течение недели рабочая группа подбирает  самые «вкусные» новости или  просто заголовки. Перед съёмкой  ведущие вместе с рабочей группой  просматривают этот материал, однако шутки придумывают уже в кадре, без заготовленного сценария. Шоу  проходит два и более часа. Для  телевидения отснятый материал урезается, оставляя самые смешные шутки. Режиссёр программы вместе с продюсером и  рабочей группой просматривают  и монтируют снятое видео, выбирая  самые сильные моменты в передаче. Сами ведущие в этом почти не участвуют.

   В студии также присутствуют гости, от 50 до 100 человек, которые смеются  над шутками ведущих. Однако зрителей никогда не показывают.

   У программы нет жёстких сюжетных рамок — например, нет формального введения в тему, приветствия. Камера начинает работу с момента начала прямого эфира (записи), к тому моменту, когда ведущие уже набрали хорошую форму и активировали зал. Создаётся атмосфера неформальной беседы случайно собравшихся за столом людей. Одним из ярких признаков передачи является наличие зала, заимствованное у ситкома. Также возможны ассоциации с Клубом Весёлых и Находчивых, на фоне обильной импровизации. Некоторые участники передачи были популярными игроками Клуба Весёлых и Находчивых. Роли ведущих, тем не менее, разделены, как в комедии масок. Например, Иван Ургант позиционирует себя в качестве «активного» ведущего, человека самолюбивого и самодостаточного, в то время как Александр Цекало, скорее, сдержан и присутствует на втором плане, является зачастую объектом насмешек. Сергей Светлаков — подвижный, мобильный, с быстрой реакцией. Гарик Мартиросян активно использует образ эмигранта. Этот набор масок, однако, не становится постоянным признаком ведущих, а наоборот, тот или иной образ может переходить от одного участника к другому. Важным элементом передачи становится присутствие именитых гостей. Это не обязательно люди с хорошим чувством юмора, иногда они сами тут же в студии становятся предметом пародии.

   В конце каждой передачи обязательно  звучит музыкальная композиция. Это уже стало традицией. Песни могут исполняться как с гостем выпуска, так и без него. Состав импровизированной группы передачи «ПрожекторПерисХилтон»:

   Иван  Ургант — вокал/ бэквокал/ гитара/ струнные/ клавишные/ ксилофон/ ударные/ аккордеон

   Гарик Мартиросян — вокал/бэк-вокал/клавишные/гитара/ударные

   Александр Цекало — вокал/бэк-вокал/бас/гитара

   Сергей  Светлаков — бэк-вокал/шоу/перкуссия

   Феликс  Ильиных — сессионный мультиинструменталист (чаще всего — барабанщик) 
 

   3.2. Черты инфотейнмента  в программе «ПрожекторПерисХилтон».

   Основная  функция передач в жанре инфотейнмент -  подача новостей в развлекательной  форме. «ПрожекторПерисХилтон» дает зрителям новостную основу.  Хотя основа эта  совсем небольшая (за одну передачу ведущие успевают обсудить всего лишь несколько новостей). Новости в программе используются совершенно разные. Они различны по масштабности (международные, российские и региональные). Также абсолютно различны они и по проблематике, например, политика, терроризм, социальная и культурная  жизнь общества и многие другие.

   Однако, основным аспектом инфотейнмента является развлечение зрителя, то есть подача информации в интересной для современного человека форме.  В основном  для этих целей используется обыгрывание новости, например, репродукция времени события, обстановки и т.д.(Например «Намедни» Парфенова). В «ПрожектореПерисХилтон» нет восстановления обстановки, исторического времени обсуждаемой новости.

   Все же пояснения и комментарии к  новостям даются. Ведущие поясняют новости, рассказывают предысторию либо  говорят о возможных последствиях.  Основным развлекательным элементом шоу являются шутки ведущих. Ведущие заявляют, что все их шутки и приколы – не по сценарию, а придумываются на ходу. Однако, есть мнение, что это все неправда, по словам журналиста Сергея Доренко, все шутки написаны сценаристами, а ведущие якобы просто зачитывают их в трех часовом эфире, из которого потом монтируется получасовая передача. Единственным ведущим, который , по мнению Доренко, шутит «свои шутки» является Александр Цекало. Якобы именно поэтому его реплики настолько редки по сравнению с остальными ведущими.

   Среди постоянных зрителей передачи, бытует мнение, что именно Александр Цекало и сочиняет все шутки для передачи, он якобы является сценаристом передачи, но для себя шутки сам не придумывает, оттого и шутит редко.

   Несмотря  на это противоречие, развлекательная  черта инфотейнмента от этого не меняется, однако, многие из пользователей сети Интернет, узнав эту новость, решили отказаться от просмотра телепрограммы, о чем и написали Сергею Доренко.

   Еще одной чертой инфотейнмента является его привлекательность для современного потребителя. В нашем быстро меняющемся мире  жизнь человека летит с немыслимой скоростью. Получать  важную, но подчас такую нудную и трудно воспринимаемую информацию в свое свободное время просто не хватает сил. Именно поэтому жанр  инфотейнмент стал популярен в нашем обществе.  Программа «ПрожекторПерисХилтон» дает современному человеку новости в развлекательной, легкой, и ненавязчивой форме. А юмор ведущих не дает заскучать даже самому  уставшему зрителю. В выпуске 91(02.04.2011) обсуждалась новость о наборе проницательных людей в Минтранс для того, что бы по внешнему виду вычислять террористов. Одного из ведущих, по-видимому, так затронула данная проблема, что он решил визуализировать образ «нового работника» вскочив с места и изобразив «проницательного человека» из Минтранса.

   В выпуске 89(19.03.2011) ведущих заинтересовала новость о повышении цен на стройматериалы при строительстве  олимпийского комплекса. Зачитав отрывок  из статьи со словами «…цена на песчанно-гравийную смесь неожиданно поднялась с 360 до 800 рублей…», Иван Ургант закатил глаза и заявил, что слово «неожиданно» он бы поставил под вопрос. Тем самым ведущий обратил внимание на еще одну проблему, которую без его языковой игры и иронии заметили бы немногие зрители программы.

   Влияние явления инфотейнмента на содержание материалов характеризуется тем, что объектом внимания становится не столько суть явления, сколько его яркие детали, особенности, не имеющие особого значения для развития темы, но довольно сильно обогащающие сюжеты образно. Так в «ПрожектореПерисХилтон» основное внимание уделяется не самым главным, но самым интересным новостям, новостям с изюминкой. Этот прием очень удачен в современном информационном обществе, где о самых основных новостях люди узнают практически молниеносно, но эти новости в большинстве своем сухие и неинтересные, поэтому жанр инфотейнмент и распространен в наше время. Например в выпуске 87 (06.03.2011) первой обсуждаемой новостью был уход Эдиты Пьехи из партии «Справедливая Россия».  Эту новость ведущие прокомментировали так: Эдита Станиславовна просто обиделась, ведь всех зовут в «Единую Россию», а ее одну – в «Справедливую», а это не справедливо.

Описание
Современный человек не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом стираются границы между телевизионными жанрами, и новости уже нельзя отнести к чисто информационным жанрам. На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» .
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Медийная структура России…………..………………………………5
1.1. Особенности современной системы СМИ………………………..5
1.2. Модели современной медиасистемы России……………………..6
1.3. Понятие глобального «мейнстрима»…………………………….10
Глава 2. Инфотейнмент как жанр журналистики……………………………14
2.1. Зарождение явления……………………………………………………14
2.2. Инфотейнмент как психологический прием…………………………18
2.3. Появление инфотейнмента в России…………………………………..21
Глава 3. «ПрожекторПерисХилтон» как программа в жанре инофотейнмент……………………………….………………………………….23
3.1. Подготовка и проведение программы…………………………………23
3.2. Черты инфотейнмента в программе «ПрожекторПерисХилтон»…..24
3.3. Критика программы «ПрожекторПерисХилтон»…………………….27
Заключение……………………………………………………………………….31