Контрольная по криминологии ТюГУ ИДО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:59, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день понятие преступности настолько привычное слово, что данное социальное явление невозможно выбросить на корню из нашей жизни. Понятие преступности, на мой взгляд, можно поставить наряду с вечным словом «война», ведь «война – она никогда не меняется».

Выделив для себя данную проблему предупреждения преступности, мне необходимо осознать , растолковать понятия предупреждения, ведь оно очень противоречиво. Предупреждение само по себе включает несколько синонимичных понятий, так сказать комплексное, но более широкий круг охватывается в понимании значения данного слова. Ведь термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющиеся.1

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1 Понятие, цели и принципы предупреждения преступности 6
1.1 Понятие предупреждения преступности 6
1.2 Основные цели предупреждения преступности 7
1.3 Принципы предупреждения преступности 8
2 Классификация мер предупреждения преступности 11
3 Общее предупреждение преступности 16
4 Специальное предупреждение преступности. Индивидуальное предупреждение преступности 20
5 Правовые основы предупреждения преступности 25
Заключение 29
Библиографический список 3

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите.

     Значение  уголовного права для правового  регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Нормами уголовного закона, регулирующими систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с лицами указанных категорий, являются установленные для них правоограничений, специальные правила и обязанности, наблюдение и контроль за ними со стороны правоохранительных органов и общественности. Большое значение для юридического обоснования мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений имеет уголовно-правовой институт судимости. Предупредительный эффект уголовно-правовых норм достигается также посредством их воздействия на правосознание граждан. Также можно выделить еще ряд статей уголовного закона, которые предоставляют в распоряжение субъектов предупредительной работы конкретные правовые средства воздействия на криминогенные факторы, в частности норм, стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступления, о применении предупредительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам и др.).

     Значение  уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования  предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Наряду с этим уголовно-процессуальный закон устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных постановлений суда. Большое значение для правового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые в совокупности с соответствующими нормами материального права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера и т. п.

      Важную  роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играют нормы административного  права. К ним, прежде всего, относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют административо-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями и др. Нормами административного права устанавливается порядок деятельности милиции, контрольных и иных государственных органов, определяется их компетенция, обязанности и права в сфере предупреждения преступности и других правонарушений. К административному праву относятся нормативные правовые акты отраслевых органов исполнительной власти, детально регламентирующие их деятельность по предупреждению преступности. Таковы, например, принятые в 1993 году МВД РФ Наставление о деятельности службы подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Положение о координационно-методическом совете МВД РФ по профилактике преступлений.

      Большой комплекс других отраслей, так или  иначе, связан с предупреждением  преступности. Нормы гражданского (например, ст. 30 ГК РФ, предусматривающая ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами), семейного (например, ст 69, 73 Семейного кодекса РФ, регламентирующие основания, порядок и последствия лишения либо ограничения родительских прав), а также трудового, финансового, земельного и других отраслей (подотраслей) права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключение, изученной и частично проанализированной проблемы криминологии, хотелось бы отметить, и еще раз  обратиться, к тому что преступность, хотя и возможно проблема самого государства, однако мы отмечаем тенденцию современной  глобализации. Отчасти эти два явления очень тесно взаимосвязаны и в этом плане, так как и мы «смотрим в будущее», необходимо выделить, и еще раз обратиться именно к международному сотрудничеству.

      Преступность  в современных условиях в глобальную общечеловеческую проблему. При всей глобальности и международной значимости сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с преступностью в рамках ООН, Совета Европы, иных континентальных и межконтинентальных сообществ и организаций в настоящее время особое значение приобретают вопросы взаимодействия и со странами СНГ.

      Попытка проследить в данной работе структуру  мер предупреждения преступлений, дает возможность проанализировать, возможно, даже выделить тенденцию современных  государств, в том числе и нашего, которые стремятся к фактическому построению демократического и правового государства, защищающих основную общечеловеческую ценность, его права и свободы. В этой связи, в интересах предупреждения преступлений должны широко использоваться разнообразные методы устранения ситуаций, чреватых угрозой причинения возможным потерпевшим вреда, обеспечить личную безопасность. Все это с параллельным правовым воздействием государства в лице правоохранительных органов. К примеру бывший президент Российской Федерации В.В. Путин на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 3 февраля 2006 г. сказал : «Уникальное место прокуратуры в борьбе с преступностью – координация работы правоохранительных органов»3.

      Возвращаясь к уже изученной проблеме, вероятно стоит обратиться каждому члену  настоящего социума именно к себе, взвесив все субъективные качества и уже изнутри вычленить их радикальные отклонения, осознать их тяжелейшие последствия.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

     1 Соглашение о сотрудничестве  государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Москва., 25 ноября 1998 г.

     2 Кодекс поведения должностных лиц по поддержании правопорядка. Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.

     3 Конституция Российской Федерации.  Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст.

     4 Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

     5 Уголовно-поцессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

     6 Уголовно-исполнительный кодекс  Российской Федерации от 7 января 1997 г. № 1-ФЗ.

     7 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

     8 Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 «Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

     9 Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 498 «Об утверждении Положения о государственном фонде борьбы с преступностью». 

Специальная литература

     10 Криминология. Под ред. проф. Кузнецовой: М.,//Издательство БЕК/, 1998. стр. 177-184.

     11 Криминология. Под ред. Бурлакова: //Санкт-Петербургский государственный университет/., Питер, 2002 г. стр 177-185, 194-199.

     12 Кудрявцева. Криминология. М.: Юристъ., 2007 г. стр. 265-278.

     13 Бурлаков Криминология XX в.//Издат «Юридический центр Пресс»/ М., 2000г. с 213-225.

     14 Марлукина О.Е. Криминология: Учебное  пособие. М., «Дашков и К». 2007 г.  стр. 148-152.

     15 Шестаков Д.А. Криминология.//СПб  Издательство. «Юридический центр  Пресс»/ М., 2006 г. стр. 245-261.

     16 Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. Красноярск:. 1999. 

     Периодические издания

     17 Тамаев Р. Журнал Уголовное право. Ст. Проблемы предупреждения преступлений в сфере международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. 2006 г. №2.

     18 Аганов Г., Ковалева Е. Журнал Уголовное право. Ст . Предупреждение преступлений и иных правонарушений средствами прокурорского надзора при исполнении наказания в виде лишения свободы. 2005 г. №4.

     19 Щербакова Л. Журнал Уголовное право. Ст. Теоретические основы предупреждения насильственной преступности женщин. 2005 г. №1.

Информация о работе Контрольная по криминологии ТюГУ ИДО