Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:29, контрольная работа
Экономическая преступность, иными словами, преступность экономической направленности представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений, это и является актуальностью выбранной темы.
Введение
Криминологическая характеристика экономической преступности.
Коэффициент преступности, и его значение.
Теневая экономика. Коррупция.
Заключение.
Список используемой литературы.
Задача.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САРАТОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине: «Криминология»
ВАРИАНТ 2
Выполнила: студентка
заочного отделения
3курса группы 12(4,5года)
Илюшина Елена
САРАТОВ 2011
План работы:
Введение
Заключение.
Список используемой литературы.
Задача.
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая
преступность, иными словами, преступность
экономической направленности представляет
собой совокупность противоправных,
общественно опасных, корыстных, причиняющих
существенный материальный ущерб посягательств
на используемую для хозяйственной
деятельности собственность, установленный
порядок управления экономическими
процессами и экономические права
и интересы граждан, юридических
лиц и государства со стороны
лиц, выполняющих определенные функции
в системе экономических
Экономическую преступность образует совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом. Так, раздел VIII УК РФ "Преступления в сфере экономики" состоит из трех глав: гл. 21 "Преступления против собственности", включающей известные ранее виды посягательств на собственность (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой и др.); гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", где наряду с новыми видами деликтов, такими, как, например, незаконное предпринимательство (ст. 171, а также ст. 1711), незаконная банковская деятельность (ст. 172), незаконное получение кредита (ст. 176), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174, а также ст. 1741), содержатся традиционные: приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (фальшивомонетничество) (ст. 186), контрабанда (ст. 188), налоговые и таможенные преступления. Глава 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" также содержит новации, касающиеся злоупотреблений полномочиями в негосударственных организациях.
Существуют
различные определения
Экономическая преступность в 80-е и 90-е гг. претерпела значительные изменения, качественные и количественные. Создание новых форм собственности, функционирование экономики в условиях рыночных отношений, недостаточная правовая урегулированность, интеграция в мировую экономику сопровождаются осложнением криминальной обстановки в ней. Экономическая преступность все в большей мере выступала как прямое проявление и следствие криминализации экономической, а в ряде случаев и политической сфер жизни общества.
Общественная
опасность экономической
1. Общие
проблемы влияния
В 2003 г. в России было выявлено более 300 тыс. экономических преступлений, что составляет 10% от общего числа всех зарегистрированных[1].
Произошли
качественные изменения в характере
экономической преступности. Заметно
возросла доля выявленных преступлений,
совершенных организованными
2. Ущерб,
причиняемый экономическими
Беспрецедентное
разграбление государства и
3. Экономической
преступности присуща очень
4. Экономическая
преступность в значительно
Существуют особенности криминологической характеристики экономической преступности в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности.
Кредитно-финансовая сфера в России периода реформ является одной из наиболее пораженных экономической преступностью. В ней в 2003г. выявлено свыше 40 тыс. преступлений (+18,3%). Из них почти четверть преступлений совершена в крупном и особо крупном размерах. На финансовом рынке России действовало около 2 тыс. коммерческих банков, при этом в 2003 г. Банком России отозваны лицензии у 130 банков, в том числе у 70 московских, принято решение о ликвидации 916 банков. Последствия финансового кризиса августа 2002 г. еще более осложнили обстановку в банковском секторе экономики. Отдельные банки с целью уклонения от выполнения своих обязательств перед клиентами и вкладчиками совершали противоправные действия, направленные на преднамеренное банкротство кредитных организаций.
Одной из
актуальных проблем являются хищения
и злоупотребления, совершаемые
конкурсными управляющими при проведении
процедуры банкротства
Неуплата налогов путем сдачи платежных поручений по бюджетным платежам в проблемные банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах, была построена на формально законных схемах, максимально использующих недостатки законодательства, и получила широкое распространение. К числу проблемных Банк России относил более 600 банков. Нанесенный государству ущерб эксперты оценили в миллиарды рублей, вероятность его возмещения — как исключительно малую.
Усиление профилактической деятельности значительно повышало защищенность денежно-кредитной системы страны от поступления фальшивых денежных знаков и поддельных ценных бумаг. В 2003 г. количество фактов фальшивомонетничества, отличающихся наименьшей степенью латентности, снизилось за год на 12,5%.
Игорный бизнес как сфера предпринимательства был криминализирован в значительно больших размерах, чем это следовало из официальных отчетов.
Не всегда
приоритетной была защита от преступных
посягательств бюджетных и
Социально-бюджетная сфера оказалась в годы реформ наименее защищенной от криминальных посягательств. Количество преступлений экономической направленности, выявленных в этой сфере, в 1997—1999 гг. увеличилось на 65,0%.
Посягательства на бюджетные деньги в 90-х гг. приобретали массовый характер, и практически не оставалось ни одной бюджетной отрасли, где бы ни имели место преступления. К ним относятся здравоохранение, образование, культура, пенсионное, социальное обеспечение.
Во внешнеэкономической сфере было зарегистрировано в 2003 г. свыше 4,6 тыс. преступлений, из них половина связана с причинением ущерба в крупном и особо крупном размерах. При сокращении импорта после дефолта августа 1998 г. было выявлено свыше 3,9 тыс. преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду (+13%), почти три тысячи из них совершены в крупных размерах. Традиционно высокий уровень (хотя и ниже, чем в 2002 г.) числа выявленных фактов контрабанды приходился на г. Москву, где зарегистрирована почти четвертая часть всех преступлений, совершенных на территории России, из них более 80% совершены в крупном или особо крупном размерах. Более чем по 100 фактов контрабанды выявлено в Алтайском крае, Белгородской, Калининградской, Курганской областях, причем практически все эти преступления совершены в крупном размере[4].
Объектом криминального внимания становились не только традиционные сферы экономики и финансов, но и свободные экономические зоны (СЭЗ), регионы с льготным режимом налогообложения (Республика Калмыкия и др.), закрытые административные образования, которые рассматривались при их создании, прежде всего как способ стимулирования торгово-экономических отношений внутри страны и с зарубежными партнерами.
В сфере приватизации было зарегистрировано в 2003 г. около 2,7 тыс. преступлений (+42,6%), из них каждое четвертое совершено в крупном или особо крупном размерах. Подавляющее число выявленных преступлений приходилось на крупные региональные центры — такие, как Москва, Волгоград, Казань и др.
Большой,
криминологической проблемой
Росло число
преступлений в топливно-энергетическом
комплексе, металлургической и угольной
отраслях, оборонной, автомобильной, лесной,
легкой промышленности, а также в
секторах естественных монополий и
связанных с ними производств. Правоохранительными
органами принимались меры по недопущению
взвинчивания цен на топливо, выявлению
фактов монополистского сговора
на объектах нефтедобычи и переработки,
автозаправочных станциях. В 203 г. только
подразделениями БЭП выявлено около
5,5 тыс. преступлений экономической
направленности, связанных с нефтепродуктами,
что в 2 раза больше, чем в 2002 г. Размер
причиненного материального ущерба
по преступлениям в топливно-
Продолжается рост преступлений на потребительском рынке. На треть больше уголовных дел по преступлениям данной категории направлено в суд. К уголовной ответственности привлечено 4,8 тыс. лиц. Уровень собираемости налогов от алкогольной продукции вырос более чем в 2,3 раза. Однако повышение сбора налоговых поступлений в основном является результатом мер правоохранительных и контролирующих органов. При этом экономические рычаги воздействия на данную отрасль в полной мере не применяются.
Распространены
мошеннические действия руководителей
коммерческих банков и предприятий
по производству алкогольной продукции
путем выдачи фальшивых платежных
поручений о якобы
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Криминология»