Криминалистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

В Российской Федерации уголовно-процессуальным и уголовным законом установлены некоторые особенности, связанные именно с несовершеннолетием преступников, но помимо законодательно установленных есть и другие особенности, связанные не столько с процессуальной защитой прав малолетних правонарушителей, сколько с защитой их психики от того воздействия, которое может оказать на них расследование и суд, а также сам факт вынесения в отношении них обвинительного приговора. Поскольку важность уголовного закона состоит не в строгости, а в неотвратимости наказания, необходимо наказывать в том числе и несовершеннолетних преступников, но делать это надо не с бессмысленной жестокостью, а разумно, чтобы несмотря на совершенное преступление у подростка все же оставалась возможность в дальнейшем избрать непреступный путь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие и система мер пресечения в уголовном процессе и место в
ней присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым
1. Понятие мер уголовно-процессуального принуждения………………...4
2. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения……….7
3. Особенности применения мер процессуального принуждения
к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым…………………....11
4. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или
обвиняемым……………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………….....25

Работа состоит из  1 файл

ПРИСМОТР ЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Находясь под присмотром, несовершеннолетний должен обладать всем комплексом конституционных прав; лица, осуществляющие присмотр, в свою очередь, не вправе самостоятельно ограничивать несовершеннолетнего в его законных правах. Однако, при применении данной меры пресечения подросток, безусловно, попадает в более или менее строгую зависимость от присматривающего лица, которое может до некоторой степени ограничивать свободу его действий, оказывать на него психическое давление, ибо без этого эффективный присмотр просто невозможен. В этой связи большое значение играет вопрос определения круга лиц, на которых может быть возложена обязанность по присмотру.

Присмотр за несовершеннолетними может быть поручен: 1) родителям; 2) опекунам; 3) попечителям; 4) должностным лицам (руководителям) специализированного детского учреждения; 5) и другие, заслуживающие доверия лица.

Первая позиция основывается на том, что присматривающими могут быть признаны лишь лица, которые уже несут ответственность за несовершеннолетнего вне уголовно-процессуальных отношений. Конечно, верным является то, что именно родители, опекуны или попечители обычно оказывают воздействие на несовершеннолетнего. Но верно и другое - зачастую, в силу сложившихся обстоятельств, положительное воздействие на подростка в состоянии оказать как раз не родители, опекуны или попечители (ведь он уже предположительно совершил преступление, находясь в зоне их внимания), а другие лица. Проблема здесь состоит в следующем: не всегда "формальный" авторитет родителей, опекунов и попечителей, основанный на подчинении им подростка в силу брачно-семейных отношений, совпадает с "реальным" авторитетом, основанным на действительном уважении подростка морально-личностных качеств того или иного лица. Кроме того, "реальный" авторитет не всегда имеет положительную направленность. Таким образом, определение пригодности лица для присмотра за несовершеннолетним должен зависеть от двух критериев: "реальности" авторитета и его направленности. Возможны следующие сочетания в характеристике авторитета: 1) "формальный" отрицательный; 2) "формальный" положительный; 3) "реальный" положительный; 4) "реальный" отрицательный авторитет. Отсюда можно сформулировать следующее правило: присмотр может быть возложен только на лицо, являющееся "реальным" положительным авторитетом для несовершеннолетнего. Выяснение этих качеств у того или иного лица позволит избежать злоупотреблений в этой области и достичь максимального эффекта присмотра. Но это задача уже не закона, а правоприменителя. Закон не может заранее предопределить, какие лица будут отвечать указанным выше требованиям, а потому и не должен ограничивать круг лиц, которым может быть поручен присмотр за несовершеннолетним. Поэтому правильной представляется позиция УПК РФ.

Применение данной меры пресечения связано с наличием специальных условий: возложение обязанностей по уголовно-процессуальному присмотру может быть осуществлено только с согласия родителей, опекунов и попечителей и других заслуживающих доверия лиц. Правомерность рассматриваемого условия не вызывает сомнения - эффективность данной меры пресечения напрямую зависит от их заинтересованности в судьбе несовершеннолетнего и от их оценки возможности своего влияния на последнего.

Это, тем не менее, не должно относиться к должностным лицам детских специализированных учреждений. Предоставление им возможности отказаться от присмотра за находящимся в их учреждении несовершеннолетним ограничивает право последнего на применение к нему облегченной (по сравнению с заключением под стражу) меры пресечения. Функции уголовно-процессуального характера не совпадают с профессиональными функциями соответствующих должностных лиц, но это не может быть препятствием для возложения на них еще и определенных уголовно-процессуальных обязанностей. Конечно, при решении вопроса применять или не применять к обвиняемому эту меру пресечения, следователь (дознаватель и т.д.) должен учитывать мнение администрации детского учреждения, уже знакомой с личностью несовершеннолетнего, о неэффективности такого присмотра.

Между тем, отдача несовершеннолетнего под присмотр администрации закрытого детского учреждения - жесткая мера пресечения, значительно ограничивающая права несовершеннолетнего. При ее применении подросток лишен свободы передвижения, ограничено его право на уединение, личную жизнь в различных ее проявлениях, общение с другими людьми, а также право свободно располагать собой. Вследствие этого "несовершеннолетний обвиняемый должен помещаться в закрытое детское учреждение лишь тогда, когда применение к нему иной меры пресечения, кроме заключения под стражу, не может явиться надежной гарантией явки к следователю и в суд и его надлежащего поведения, а заключение под стражу применять нельзя или оно явилось бы для него слишком строгой мерой пресечения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних представляет собой разновидность особого порядка уголовного судопроизводства, предусмотренного частью четвертой УПК РФ.

Он  установлен для лиц, не достигших  к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 420 УПК РФ). Именно возраст лица, совершившего преступление, и связанные с ним уровень его психического развития, социальный статус, ограниченная дееспособность и материальное положение обусловили разработку специальных общеобязательных требований к уголовному судопроизводству в отношении несовершеннолетних и особого его порядка.

Уголовный закон устанавливает, что уголовной  ответственности подлежит лицо, достигшее  ко времени совершения преступления 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Часть 1 ст. 87 УК РФ уточняет, однако, что к уголовной ответственности привлекаются лица, которым к указанному времени исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131 ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), кражу (ст. 158 ), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), и т.д.

Органы  и лица, полномочные осуществлять уголовное судопроизводство, должны учитывать, что производство по уголовному делу не может быть возбуждено в  отношении лица, не достигшего к  моменту совершения общественно  опасного деяния возраста, по достижении которого, возможна уголовная ответственность.

Минимальные стандартные правила ООН ("Пекинские  правила") предопределили разработку особых норм национального материального  и процессуального законодательства, а также порядка производства по уголовным делам несовершеннолетних. Они призваны обеспечить защиту законных прав несовершеннолетних и их интересы, способствовать установлению истины по делу и в конечном итоге назначению справедливого наказания и предупреждению совершения ими новых преступлений. Данное производство должно оказывать максимальное воспитательное воздействие на несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого.

В соответствии с общеобязательными  рекомендациями уголовно-процессуальным законодательством РФ установлены определенные особенности производства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним.

1. Обязательное участие в уголовном  судопроизводстве защитника УПК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 51) предписывает, что, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно.

2. Обязательное участие в уголовном деле законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Одновременно  ему разъясняются права, предусмотренные  ч. 2 ст. 426 УПК РФ:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Реализация  этих прав должна обеспечивать общую  психологическую и эмоциональную  поддержку несовершеннолетнего  в течение всего уголовного судопроизводства.

Но  если имеются основания полагать, что действия законного представителя  наносят ущерб интересам несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, он может  быть отстранен от участия в уголовном  деле постановлением прокурора, следователя  или дознавателя, которое объявляется указанному в постановлении лицу. Однако в этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. [Текст]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Российская Федерация. Уголовный  кодекс Российской Федерации [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 4921.

4. Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений

несовершеннолетних. М., 2003. - 139 с.

5.        Белоносов В.О. Российский уголовный процесс/В.О. Белоносов, И.В.

Чернышева.- М.: Дашков и К°, 2008.-478 с.

6.        Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. -Уфа:

РИО БашГУ, 2009. 137 с

7.        Гельмель В.Я., Петухов Е.Н. Процессуальные основы расследования

преступлений, совершенных несовершеннолетними: Учебнопрактическое пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. - 75 с.

8.        Горшенкова Г.Н., Шарапова В.В. преступность несовершеннолетних и ее

предупреждение: теоретическая модель и региональная практика. -Н. Новгород, 2003.-170 с.

9.        Еникеев З.Д. Принципы применения мер пресечения по уголовным

делам. Уфа: издательство БашГУ, 1997. - 178 с.

10.   Капинус Н.И. Общие вопросы обеспечения прав личности в процессе

применения мер пресечения. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001. - 142 с.

 

 

 

 



[1] Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. [Текст]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

[2]1 Белоносов В.О. Российский уголовный процесс/В.О. Белоносов, И.В.

Чернышева.- М.: Дашков и К°, 2008.-478 с.

 


Информация о работе Криминалистика