Понятие, предмет, метод и система криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:59, практическая работа

Описание

Работа о зарождении и развитии криминологической мысли.

Работа состоит из  1 файл

криминология.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

           Практикум по дисциплине «Криминология»

 

Выполнил: Хаятдинова Рената Ринатовна

Группа: ЮРз-0832Д  

 

 

 

 

Занятие по теме «Понятие, предмет, метод и система криминологии»

Задание №1

 

Ответ 

1.Зарождение и развитие криминологической  мысли.

Представление о наказании в  эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось  не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХVIII веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того, чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.

Историю криминологии можно разбить на три эпохи:

 

- классическая школа ХVIII века;

 

- позитивистская  школа Х1Х века и

 

- криминология  новейшего времени (с середины  ХХ века).

 

Согласно канонам  классической школы, интеллект и  рассудок являются основополагающими  признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к уменьшению его "полезности".

Позитивистская  школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими  физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые  не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.

Современная школа  криминологии открыла для себя новое  направление в изучении реакции  общества на отклоняющееся поведение  и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального  контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва), и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов)  

А) теологические  взгляды на преступность

Преступность  всегда оставалась в значительной мере феноменом загадочным. Ее сущность нередко ускользает от исследователя. Бель­гийский криминолог А. Принс по этому поводу заметил: «Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле — одна из самых необъяснимых; все философские системы пытались про­никнуть в нее и все учения о божественной справедливости пытались примирить усовершенствование с существованием зла»'.

 Теологический   подход к анализу  преступности  наиболее ак­тивно разрабатывался в средние века такими теологами, как А. Августин, Ф. Аквинский и др. Как правило,  теологические  трактовки  преступности  связывали общественно опасное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов2. В некоторых современных исламских госу­дарствах практика шариатских (религиозных) судов является весь­ма устойчивой. Сегодня достаточно активно возрождается интерес к христианским  теологическим  учениям и в России, а в отдельных ее регионах (Чечня) в конце XX века активно функционировали шариатские суды и практиковались религиозные подходы к воз­действию на  преступность .

Исследуя  теологическую  модель преступника, A.M. Яковлев отмечал  следующие черты данного подхода: «Понятие преступ­ного связывается с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро... Преступник же — непосредственное воплощение (персонификация) зла». Анализи­руя мистические корни насильственной  преступности , М.П. Клей­менов делает вывод: «Связь мистицизма с насилием прослежи­вается исторически по двум направлениям: как поклонение де­моническим культам и как богоборчество».

Интересную  интерпретацию  теологической  концепции  преступ­ости  приводит Ф.М. Достоевский: «Все эти ссылки в работы, а прежде с битьем, никого не исправляют, а, главное, почти никакого преступника и не устрашают, и число преступлений не только не уменьшается, а чем далее, тем более нарастает... И выходит, что общество, таким образом, совсем не охранено, ибо хоть и отсекается вредный член механически и ссылается далеко, с глаз долой, но на его месте тотчас же появляется другой преступник, а может, и два другие. Если что и охраняет общество в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно лишь закон Христов, сказывающийся в сознании собственной совести. Только сознав свою вину как сын Христова общества, то есть церкви, он сознает вину свою перед самим обществом...»'. Здесь же можно найти и рекомендации по социальному переустройству: «...надо, чтобы не церковь перерож­далась в государство, а, напротив, государство должно кончить тем, чтобы сподобиться стать единственно лишь церковью».

Основная криминологическая  идея теологов:  преступность  — проявление зла. Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от бога (безверие), либо оказался во власти дьявола (сатанизм).

Идеи, вырабатываемые в рамках  теологического  подхода к анализу  преступности , достаточно сложны. Многие из них носят трансцендентный (недоказуемый на уровне научных аргументов) характер. В то же время они открывают новую грань бытия, новую плоскость изучения криминальных явлений. Они могут быть положены в основу соответствующих научных гипотез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К числу таких идей относятся:

— преступность есть зло. Отрицание  ее — добро;

— цель воздействия на преступность — движение общества к высшей справедливости посредством разрешения противоречий между добром и злом;

 

б) Криминологические идеи Чезаре Беккариа

Основываясь на мнении Монтескье, Чезаре Баккариа посвятил сущности наказания  отдельный труд «О преступлениях  и наказаниях» (1764 г.), в котором  выразил революционный для того времени подход к сущности наказания.

По мнению Беккариа, законы являются условиями для того, чтобы люди, которые объединились в общество, жили спокойно и безопасно, а не возвратились к первобытному хаосу. Этому способствуют установленные против нарушителей спокойствия законы. Практика показала, что ни доводы разума, ни величайшие истины не в силах долго удержать людей от взрыва страстей, от покушения на собственность и т.д. Потребовались наказания, направленные против нарушителей законов.

Общая польза требует, чтобы  преступления не совершались и в  особенности, чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества. Поэтому, препятствия, сдерживающие людей от преступлений, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждение к совершению преступлений. Следовательно, должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями.

Цель наказания, отмечает Беккариа, заключается не в истязании  и мучении человека, и не в том, чтобы сделать несуществующим уже  совершенное преступление. Разве  могут стоны несчастного сделать  не бывшим то, что совершено в прошлом? Следовательно, цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному, вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительными для тела преступника.

Очень важным положением, которое высказал Ч. Беккариа, является то, что никто на может быть назван преступником, пока не вынесен обвинительный приговор и общество не может лишить обвиняемого своего покровительства до того, как будет решено, что оно нарушил условия, при соблюдении которых ему обеспечивалось это покровительство. За преступление можно назначить только то наказание, которое установлено законом. Важно, чтобы ни одно преступление, сделавшееся известным, не осталось безнаказанным, но бесполезно отыскивать того, чье преступление скрыто во мраке.

В связи с  этим, Ч. Беккариа решительно выступил против пытки во время допроса  обвиняемого или доказания его  виновности, поскольку люди под страхом  телесной боли могут указать на невиновного, признаться в преступных деяниях, которых не совершали. Этот бесчестный способ (пытка) открытия истины является сохранившимся памятником древнего, дикого законодательства, пишет Беккариа, когда испытание огнем или кипятком, а также неверный исход поединка назывались судом божьим. Единственное различие между пыткой и испытанием огнем или кипятком, заключается в том, что исход первой зависит от воли обвиняемого, а исход второго от чисто физического и внешнего события. Свобода сказать или не сказать правду среди мучений пытки так же ничтожна, как когда-то ничтожна была возможность, не прибегая к обману, избегнуть действия огня и кипятка. Ощущение боли может достигнуть такой степени, что овладев всем человеком, оно оставит подвергнутому пытке только свободу избрать наиболее краткий в данную минуту путь, который избавил его от мучений. Обвиняемый, не вынесший боли признает себя виновным в надежде прекратить страдания. Всякое различие между виновным и невиновным исчезает благодаря тому самому средству, которое считается предназначенным именно для установления этого различия. Исход пытки, таким образом, от темперамента и расчета, который у каждого человека различен в зависимости от его силы и чувствительности. Таким образом, из двух людей, одинаково невинных или одинаково виновных, сильный и мужественный будет оправдан, а слабый и робкий будет осужден. Применение пытки приводит к тому, что невиновный находится в худших условиях, чем виновный.

 

В) В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515—1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Уже при жизни это сочинение, кратко называемое "Утопией", принесло Мору всемирную славу.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем  его из двух греческих слов: "ou" — "не" и "topos" — "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея".

В книге Мора рассказывается о неком острове  под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни  и установили у себя идеальный  государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

В Утопии, по убеждению  Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

Анри Сен-Симо́н — французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.). В 1797 г. он намеревался «проложить новый физико-математический путь человеческому пониманию, заставив науку сделать общий шаг вперед и предоставив инициативу этого дела французской школе». С этой целью он в сорокалетнем возрасте принимается за изучение естественных наук, желая «констатировать их современное состояние и выяснить историческую последовательность, в какой происходили научные открытия»; знакомится с профессорами политехнической, потом медицинской школы, чтобы определить «действие, производимое научными занятиями на тех, кто им предается»; старается превратить свой дом в центр научной и артистической жизни, для чего и женится (в 1801 г.) на дочери одного умершего приятеля. Вообще, идеи, высказанные Сен-Симоном, неопределенны и иногда даже противоречивы. Находясь под влиянием аналогичных попыток, сделанных в конце XVIII в., он предлагает новую религию, открытую ему, по его словам, в видении самим Богом. Отличительной чертой этой религии является «ньютонизм»: Ньютону поручено Богом «руководство светом и управление жителями всех планет»; место храмов займут «мавзолеи Ньютона» и т. д. Совершив путешествие по Германии и Англии (1802) и истратив на это последние свои средства, Сен-Симон вернулся во Францию и принужден был взять место переписчика в ломбарде, дававшее ему 1000 франков в год за ежедневный десятичасовой труд, пока один его знакомый, Диар, не предложил ему жить на его средства, дабы иметь возможность продолжать научные занятия.

Информация о работе Понятие, предмет, метод и система криминологии