Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление; определение классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.
Введение…………………………………………………..………………….……2
1. Понятие причины и условия индивидуального преступного поведения……………………………………………………………...………...4
2. Условия неблагоприятного нравственного поведения………………...........14
3. Понятие криминогенной ситуации способов совершения преступления…………………………………………………………………..20
4. Заключение…………………………………………………………………….24
5. Список литературы…………………………………………………………....28
Второе звено рассматриваемой причинной цепочки связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Следует сразу же заметить, что биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный — значительно сильнее.
Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность далеко не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.
С увеличением возраста в поведенческой реакции конкретнoгo человека все большую роль играют социальные факторы. Если говорить об антиобщественном поведении, то в этом случае криминогенное влияние на формирование личности оказывают в первую очередь неблагополучные обстоятельства семейного воспитания, среда общения и досуга, негативные условия учебы и трудовой деятельности.
Третье звено причинного комплекса индивидуального преступного поведения связано с зарождением преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.
Подчеркивая решающую роль в этом звене социальной среды, нельзя не учитывать значение биологических моментов. К числу постоянных биологических факторов относятся прежде всего те, что действовали в предыдущих стадиях: пол, возраст, индивидуальные особенности физического и психического развития. Но здесь к ним добавляются еще и такие факторы, как естественные потребности и основанные на них мотивы поведения, а также временные физические и психические состояния типа усталости, утомляемости, болезни, опьянения и др.
Уголовная статистика, например, показывает, что большинство преступлений насильственного характера совершается лицами молодого и среднего возраста. Однако возрастную активность нельзя расценивать в качестве причины преступности, поскольку она может быть как социально полезной, так и социально вредной. Здесь важно учитывать, на что именно направлена возрастная активность. Последнее, безусловно, определяется социальными причинами, связанными с формированием личности.
Не
являются причинами преступного
поведения и потребности
В поведение человека включаются, помимо целеполагания и мотивационных основ деятельности, также воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека — нейродинамические процессы, связанные с проявлением элементарных поведенческих реакций. Но даже они опосредуются социальными условиями по многоканальным связям с внешней средой.
Некоторые
ученые в подтверждение того, что
биологические факторы могут
сами по себе приводить к преступному
поведению, что предрасположенность
к такому поведению биологически
детерминирована и может
Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок (достигает 30%) удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.
Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.
Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.
Тем
самым подчеркивается, что преступность, как и
конкретные преступления, в любом обществе
имеет социальный характер, социально
обусловлена.
Это не означает игнорирования биологических
факторов, однако они могут носить лишь
характер условия, способствующего преступному
поведению, но отнюдь не его причины.
3.Понятие
криминогенной ситуации
способов совершения
преступления
Криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы:
· Связанные с личностью субъекта и его деятельностью;
·
Складывающиеся независимо от субъекта
и, связанные с предметом
· Смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств.
Ситуации
первой группы нередко складываются
вследствие целеустремленных поступков
субъекта, специально направленных на
создание условий, наиболее благоприятных
для осуществления его
Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков в деятельности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, отдельных должностных лиц. Они могут порождаться также аморальными, противоправными и неосторожными действиями потерпевших и свидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов, традиций и представлений, бытующих среди некоторых микрогрупп или общностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастным случаем или с действием стихийных сил природы.
Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретной ситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств.
Криминогенные ситуации не могут существовать в чистом виде, то есть состоять только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.8
Потерпевший и его роль в возникновении криминогенной ситуации. Действия преступника часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными поступками может подать «идею» преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.
В настоящее время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т.е. установить группы риска и «работать» с ними.
В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуациейпонимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.
Иначе
говоря, это совокупность обстоятельств,
в которых оказывается человек
перед совершением
Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.9
По
источникам возникновения криминогенные
ситуации можно разделить на заранее
создаваемые самим
Другими
основаниями классификации
Любая
криминогенная ситуация по своему содержанию
объективна, включает особенности объекта
и предмета посягательства, его время
и место, климатические и иные условия.
Элементами такой ситуации могут быть
и обстоятельства, способствующие совершению
преступления (например, недостатки в
охране объектов собственности, сложности
дорожного движения, виктимное поведение
потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства
выступают в качестве не причин, а условий
совершения конкретных преступлений.10
Заключение
Одна из наиболее важных составных частей науки криминологии - детерминанты преступности. Проблема причинности - одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках и, конечно, в криминологии, в то же время она имеет не только теоретический, но и практический характер, ибо без изучения причин такого явления, как преступность, причин и условий, им способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела вести борьбу с преступностью, причем не силами только правоохранительной системы и с помощью закона, но, приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми общество и государство располагают.
Информация о работе Причины и условия совершения конкретного преступления