Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".

Работа состоит из  1 файл

Криминология вопрос -ответ.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Объекты предупреждения преступности

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений  и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя эти отношения» .

Объектами предупреждения выступают:

1)личность профилактируемого (проф., А.И. Алексеев);

2)преступные  группы, а также места концентрации  лиц с преступным поведением, территории городов или даже  государственные образования, социально-криминогенное  пространство  (проф., Л.М. Прозументов,  проф., А.В. Шеслер ) Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;

      3)отклоняющееся поведение (проф., А.М. Яковлев)

35.Требования, предъявляемые к мерам профилактики

Профилактика  преступности должна отвечать принципам:

1. Законности - наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов,задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

2. Демократизма - осуществление профилактики под контролем органов представительной власти соответствующего уровня; при непосредственном активном участии и под контролем общественных объединений с учетом результатов постоянного мониторинга общественного

3. Гуманизма и справедливости - лица, в отношении которых проводится профилактика, должны являться полноправными субъектами взаимодействия с органами

профилактики. Ставится задача - возможно раньше выявить  и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества

и государства.

Профилактическое  воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности  осуществляется переход к более  интенсивному воздействию.

4. Научности - наличие и востребование в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также

в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на познании ее закономерностей и места в социальных системах.

А также:

- сопровождение  всех уровней, этапов, направлений,  видов профилактической деятельности  научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании  данных наук в борьбе с преступностью;

- проведение криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.

Для того чтобы  такие меры были эффективными, они

должны  быть:

1) законными,  т. е. не нарушать закон и  права граждан;

2) своевременными - как правило, применяться сразу

после выявления  причин и условий преступлений;

3) радикальными - должны применяться такие меры

и в таком  количестве, чтобы устранились все  причины

и условия преступления, а не отдельные их части;

4) экономически  целесообразными;

5) обоснованными  - т. е. применяться тогда, когда

к этому есть основание.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные  выше, если они зафиксированы в  следующих документах:

1) заявление  несовершеннолетнего либо его  родителей или законных представителей  об оказании им помощи по  вопросам, входящим в компетенцию  органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление  комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, прокурора,  следователя, органа дознания  или начальника органа внутренних  дел;

4) документы,  определенные как основания помещения  несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное  руководителем органа или учреждения  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

 

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная  профилактическая работай проводится в следующие сроки:

-необходимые  для оказания социальной и  иной помощи несовершеннолетним;

-либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

-или до достижения  ими возраста восемнадцати лет;

-или наступления  других обстоятельств, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

36.Стадии, этапы предупреждения преступности

1)меры ранней  профилактики (меры предкриминального  контроля  - пр., постановка на  учет в отделах профилактики  несовершеннолетних, которые еще  не нарушили уголовный закон,  но уже совершили ряд административных правонарушений);

 

2)меры предупреждения  рецидива (меры посткриминального  контроля - меры пенитенциарного  предупреждения, когда предупредительное  воздействие связано с лишением  свободы, и меры постпенитенциарного  предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

В технологическом  плане система уголовно-правовой профилактики реализует свои возможности  в функционировании систем, обеспечивающих поэтапное прохождение объектов профилактического воздействия. Это система обнаружения и расследования преступлений или система оперативно-розыскной и следственной профилактики. Ее субъекты – аппараты и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и расследование и, соответственно, использующие в этих целях оперативно-розыскные, криминалистические и уголовно-процессуальные возможности.

 

На данном этапе  профилактический эффект обеспечивается за счет выявления преступлений и  лиц, их совершивших (а также и  намеривающихся совершить), и применения к ним мер пресечения или иных нейтрализующих, исключающих продолжение ими преступной деятельности. На втором этапе работает система уголовно-судебной профилактики. Ее субъекты – суды, а их профилактический инструментарий – уголовный и уголовно-процессуальный законы. На третьем этапе профилактика осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.   На заключительном этапе функционирует система административно-контрольной профилактики, субъекты которой – органы, осуществляющие административный надзор, надзор и профилактическую  работу в отношении лиц, отбывших наказание и др.

37.Общесоциальная  и специальная профилактика

Общесоциальный  уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д.  Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

 

Специально  – криминологический уровень (специальная  профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и  группами преступного поведения. Устранение и нейтрализация таких комплексов специфических причин и условий преступного поведения осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является выполнением их профессиональных задач.

Общесоциальное  предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности и осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач.

Разрешение  противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, социально-психологическая и правовая основа для устранения, ослабления и нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.

 

К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся изменения в социально-экономической сфере, направленные на поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни.

Стабилизация  положения в экономике и на потребительском рынке, повышение  платежеспособности широких слоев  населения в совокупности являются предпосылками предупреждения экономической и иной преступности.

Сокращению  бытовой, насильственной и иной преступности способствуют мероприятия по решению  жилищной проблемы, укреплению семьи, улучшению условий труда и  быта женщин, охране материнства и детства, организации досуга и т. п.

 

4. Специальная  (криминологическая) профилактика  включает меры, направленные на  выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить  (или совершить повторно) преступления.

 

На уровне специальной  профилактики цель борьбы с преступностью, ее отдельными видами и конкретными  преступлениями выделена в качестве единственной или ведущей для  соответств©ующих мер социального  контроля, социальной реабилитации или правоохранительной деятельности. Разработка и реализация мер специальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.

38.Общая  и индивидуальная профилактика (методы  индивидуальной профилактики)

Индивидуальный  уровень (индивидуальная профилактика) включает в себя деятельность в отношении  конкретных лиц, поведение которых  вступает в конфликт с правовыми  нормами. Различают четыре вида индивидуальной профилактики преступлений.1

 

Первый вид  индивидуальной профилактики преступлений осуществляется в отношении объектов, находящихся на начальном этапе  криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно этот тип можно назвать ранней индивидуальной профилактикой преступлений.2

 

Второй тип  индивидуальной профилактики преступлений проводится в отношении лиц, совершивших  или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики могут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, участковые инспектора и т.д. Профилактическая работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления, пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления способствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления.3

 

Третий вид  индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия. Данный вид профилактики реализуется. Во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учереждений, решающих задачу исправления и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он  осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение). Этот вид профилактики условно можно назвать пенитенциарным.4

 

Четвертый вид  индивидуальной профилактики преступлений охватывает лиц, отбывающих уголовное наказание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива.1

 

Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов  и организации, осуществляющих эту  деятельность. В рамках диссертации рассматривается деятельность только оперативных аппаратов органов внутренних дел (в первую очередь УР  и МОБ). От правильного выбора уровня профилактики, в конечном счете, зависит ее эффективность.

Ввиду этого  основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

 

Основным способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный  характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"