Информационное воздействие средств массовой информации на формирование политических предпочтений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:30, доклад

Описание

Манипулирование часто является доминирующим методом деятельности СМИ и особенно широко используется в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах запада и многих других странах не обходится без использования приемов манипулирования и рекламы, которые, тесно переплетаясь между собой, создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенном кандидате.
Как показывают эмпирические исследования, "средний" избиратель обычно судит о кандидате а президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создает ему телевидение и другие масс-медиа.

Работа состоит из  1 файл

консалтинг.docx

— 47.07 Кб (Скачать документ)

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод. Позиция СМИ в отношении КПРФ, определяющая направленность взаимодействия этих двух субъектов политического  рынка, равно как и характер информационной политики, проводимой партией, полностью  подтверждают точку зрения, представленную в настоящей работе: СМИ на сегодняшний  день являются самостоятельным (но не независимым) субъектом политического  процесса и обладают достаточным  манипулятивным потенциалом, чтобы конструировать объективную реальность по своему усмотрению и создавать некую иллюзорную действительность в целях воздействия на массовое сознание и формирования субъективного общественного мнения в отношении того или иного субъекта политики. За всем многообразием информации, часто противоречивой, которая поступает сегодня из СМИ и безоговорочно потребляется населением, стоит узкогрупповой интерес олигархических структур, порождающий непримиримую борьбу за информационный ресурс. А интересы общества в данном случае никого не волнуют, что лишний раз подтверждает горькую правду российской действительности: борьба за власть (государственную, информационную или любую другую) имеет сегодня большую значимость, чем человеческий фактор, принципы этики и закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Огромные возможности  активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение  граждан свидетельствует о важнейшей  роли "четвертой власти" в современном  обществе. Некоторые исследователи  массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Оценки растущего влияния  СМИ на политику и общество прямо  противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, усматривают реальное движение к "гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству", способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты .

Другие же мыслители, констатируя  опустошающее и разрушающее воздействие  на личность и культуру масс-медиа, и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Ф. Феллини считал, что "с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем, и ночью безо всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь - природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности" .

Опыт истории, и особенно новейшей политической истории России, показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими  возможностями, чтобы служить различным  политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство  собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному  участию в политике, обогащать  личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать  массовую ненависть, сеять недоверие  и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее российского общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочис-ленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", "джинсы" и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества. Чтобы этого не произошло, необходимы глубокие изменения, прежде всего, в двух направлениях - в отношении политической элиты к распространению информации и в отношении российских потребителей к качеству предлагаемого им информационного продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. http://www.expert.ru
  2. http://www.nikkolom.ru/artical/1998/9807.htm
  3. Toffler Al. Powershift. P.199
  4. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. - СПб., 1994. С. 11
  5. Видеоматериалы, предоставленные пресс-службой фракции КПРФ в Государственной Думе.
  6. Газета "Московский Комсомолец", 7 мая 1999 г.
  7. Газета "Новая газета", №35 (Д), стр. 5, 1999 г.
  8. Газета "Сегодня" №30 (1754), 11 февраля 2000 г.
  9. Газета "Аргументы и Факты", №32 (981), 1999 г.
  10. Грачев Г.В., Мельник И.К. Опыт нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании. - Институт психологии РАН; М., 1999 г.
  11. Гульбинский Н.А., Сорокина Е.С. "Краткий курс" для эффективных политиков. - М.: Аванти, 1999 г.
  12. Журнал "Итоги" №45 (130), 17 ноября 1998 г.
  13. Журнал "Профиль" №4, 7 февраля 2000 г.
  14. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 1997 г.
  15. Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний (материалы конференций). Под ред. Брушлинского А.В. и Лепского В.Е. - М., 1999 г.
  16. Качкаева А. Российские медиаимперии. Журнал "Журналист", № 6, 1998 г.
  17. Мониторинг освещения в СМИ президентских выборов в Российской Федерации в марте 2000 г. Материалы Европейского института средств массовой информации от 27 марта 2000 г.
  18. Паренти М. Демократия для немногих. - М., 1990 г.
  19. Политический анализ "Проблема формирования общественного мнения о политической партии через средства массовой информации в период избирательной кампании". Аналитическая работа студентов 4-ого курса ИГУиСИ. - Декабрь, 1999 г.
  20. Почепцов Г.Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века. - Киев: Знания, 1999 г.
  21. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз. - М.: Центр, 1998 г.
  22. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997 г.
  23. Российское общество: становление демократических ценностей. Под ред. М. Макфола и А. Рябова. Московский центр Карнеги. - М.: Гендальф, 1999 г.
  24. Средства массовой информации в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур. Под ред. Дж. МакКормак. - Европейский Институт средств массовой информации, Германия, 1999 г.
  25. Федотов А. Мониторинг СМИ в ходе предвыборной кампании: роль и место политической рекламы на выборах в Государственную Думу 1995 и 1999 года.
  26. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы. - М., 1999 г.
  27. Эфрон Э. Тенденциозная редакционная политика. - N.Y., 1972

Информация о работе Информационное воздействие средств массовой информации на формирование политических предпочтений