Интернет как средство массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………2

Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 108.92 Кб (Скачать документ)

     В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать  и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для  пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и  люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность  коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными  субъектами, выделяемыми в анализе  функционирования современного общества. 

     Анализируя  коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность»  и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь – это  реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о  том, заинтересовались ли сайтом и его  контентом пользователи. Интерактивность  же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его  формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было – так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.  
Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей.

     Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность  и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость  их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость  никогда не может быть полной.  
Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можно различить каналы массовой информации, построенные по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу.

     Американский  исследователь выделяет три уровня интерактивности: двухсторонняя ,реактивная (квазиинтерактивная) коммуникация, где один полюс получает сообщения о реакции другого (то есть, имеет место обратная связь;  полностью интерактивная коммуникация, где все субъекты коммуникации могут участвовать в обмене информацией «на равных».

     Наследуя  обретенные традиционными СМИ формы  обратной связи и общую свою способность  к интерактивности, Интернет может  развивать их до уровня истинной двусторонности, действительной интерактивности, то есть до сочетания синхронной (одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с одной стороны, и возможности обмена информацией между пользователями, то есть истинной двусторонности, - с другой.  

     Информационная  функция интернета. 

     В соответствии с общей природой СМИ  информация в интернет-каналах открыта  для каждого, ограничения могут  быть связаны только с платностью. 

     Как отмечалось, равная доступность ресурсов – одна из ключевых проблем социологических  исследований и практического развития Интернета. Оптимисты надеются, что  Сеть облегчит достижения равенства  для ранее ущемленных групп. Однако пока новое цифровое неравенство  воспроизводит и даже усугубляет ранее сложившееся положение  вещей.  

     Информация  в Интернет обладает рядом специфических черт 

      1. оперативность, т.е. нацеленность на освещение, прежде всего, событий; 

          2. освещение жизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса универсальность, или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный; 

           3. жанрово-видовое разнообразие материалов.  

Не сложившиеся  еще отношения юридической и  моральной ответственности определяют легкость в Интернете акций по дезинформации, публикации непроверенных  и порочащих сведений, использованию  слухов и неидентифицированных источников.

     На  основе информационной функции СМИ  способны выполнять и функцию формирования повестки дня, или фокусирования общественного внимания. В Интернете этот процесс затрудняется, во-первых, колоссальным ростом количества ресурсов (диверсификацией), среди которых каждый пользователь может выбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, присущей ему возможностью быстрого обновления конвента вплоть до режима реального времени. Предстоит исследовать, к каким социальным последствиям приведет невиданное доселе разнообразие и темп обновляемости информации в Сети, возможность для каждого пользователя определять свой маршрут, что способствует дроблению, демассификации аудитории. Не потеряет ли из-за этого общество возможность поддерживать единую информационную, а вместе с тем и культурно-ценностную базу? К этому ведет и асинхронность (неодновременность) получения информации пользователями. Газеты, радио, телевидение своими периодическими выходами как бы устраивают для аудитории «сеансы», выпуски рассчитаны на более или менее одновременное восприятие, в Сеть же каждый входит в удобное для себя время (характерно, что создатели сайтов, в отличие от онлайновых коллег, не утруждают себя объявлениями о периодичности и моментам обновления конвента, пользователь приходит к этому знанию в результате собственной практики).  

     Ценностно-регулирующая функция  

     Содержание  этой функции во многом совпадает  с той, что Г. Лассуэллом было названо  функцией корреляции отношения к  действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа  осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным  обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном  обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей  ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, что такое  плохо и как, соответственно, стоит  думать и поступать. 

     Интернет  приносит технологически принципиально  новую степень свободы в обмене информацией, возможности высказать  свою точку зрения на множестве площадок.  
Интернет обостряет проблему социальной идентичности – отнесения себя к определенным социальным общностям. Есть точка зрения, что если традиционные коммуникации (письмо, книга, телефон) сломали пространственно-временные барьеры, то новейшие средства идут дальше: ломают границы идентичности, здесь создается широкий спектр виртуальных сообществ,

     В этой связи важность выполнения ценностно-регулирующей функции, т.е. установления общей ценностно-нормативной  базы возрастает. 

     Как известно, ценностно-регулирующая функция  проявляется разнообразно: не только в самом содержании, но и через  отбор сообщений, их комментирование, расположение в определенной последовательности, на определенных страницах. 

     Выполнение  ценностно-регулирующей функции в  демократических СМИ происходит на основе выполнения функции информирования и фокусирования внимания аудитории  на определенных событиях и проблемах, то есть формировании повестки дня. Однако, в Интернете происходит дальнейшее дробление аудитории. Особенно остро  проблема  
организации общей аудитории стоит для коммуникаций общенациональных.  
 
Развлекательная функция Интернета
 

     Интернет  – среда, где стираются не только пространственные рубежи, но и границы  между сферами жизнедеятельности  людей: работой и бытом, хобби  и реализацией гражданского статуса, обучением и развлечением. Средства для информационного обеспечения  этих сфер и участия в них находятся  в единой медийной среде, дистанция  между разными сферами практически  не ощущается.

     Нельзя  утверждать, что указанные возможности  Интернета уникальны. Они проявились еще в традиционных СМИ, особенно на телевидении. В советское время  официальные идеологи в штыки  встречали попытки социологов включать в спектр функций СМИ развлекательную. Дискуссии на этот счет закончились  победой такой функции не только в теории, но и на практике: современные  радио и телевидение, да и большая  часть печатной периодики, оказываются  средствами развлечения, часто и  в ущерб другим функциям. 

     Если  в области «серьезного» контента новая медиасреда может даже стимулировать  интерес к чтению, то в сфере  развлечения отношения между  традиционными СМИ, особенно телевидением, и Интернетом – конкурентные.  
Интернет вообще во многом оказывается стихией игры, его интерактивные возможности и разнообразие игровых средств и форм с традиционными СМИ несравнимы. Интеллектуальный уровень развлечений может быть самым разным – от непритязательных забав для подростков до насыщенных особым этикетом и содержанием «крепостей» для взрослых.  
Вначале пользование Интернетом не связывалось с отдыхом. Внешне очевидный образ зрелища, привычный для ТВ, у Интернета проявился отнюдь не сразу. Зато, обнаружив возможность быть не только созерцателями, но и непосредственными участниками игры (а это особый и немаловажный вид активности), люди быстро поставили новое средство на службу развлечению. 

     Наиболее  очевидная тенденция в освоении Интернета человечеством состоит  в том, что наряду с инструментом познания, средством обучения и информирования он превращается в способ развлечения  для массы людей. Однако взаимоотношения  со «старыми» СМИ неоднозначны. По мнению М. Кастельса, гипотеза насчет того, что использование Интернета  создает конкуренцию именно в  сфере развлечения, не подтвердилась. Есть пределы времени, затрачиваемого на данный вид активности. Однако массовизация состава пользователей Сети, то есть увеличение их числа и расширение социально-демографического состава, уменьшение разницы в доступности  пользования Сетью для разных групп, приведет все-таки к тому, что  в пределах времени, затрачиваемого на развлечения, лидирующим окажется именно Интернет. В 2002 г. в США доли пользователей, обращавшихся в Сеть для чтения ежедневных газет и для участия в онлайновых играх были, близки. Но ведь назначение Интернета, считает М. Кастельс, не изоляция людей в воображаемом мире, в сфере ролевых игр с их фальсификацией личности. «Он используется для распространения политических посланий, для организации коммуникации по электронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поиска информации. Это средство коммуникации, а не развлечения».

     Разнообразные опции и выразительные возможности  Интернета стоит использовать для  того, чтобы процесс общения и  получения информации становился не лишенным приятности занятием, а развлекательные  моменты способствовали выполнению других функций. Интересен с этой точки зрения опыт так называемых «звездных чатов», где состав приглашенных звезд, этикет общения с ними, содержание задаваемых им пользователями вопросов могут служить и познавательным эффектам, и поддержанию стимулов к овладению заинтересовавшей профессией, и к тренировке навыков социального  общения.  
Будущее покажет, станет ли развлечение одной из основных социальных функций Сети. Пока же ее развитие переживает такой этап, когда в силу массовизации аудитории отношения ее с Интернетом теряют былую «серьезность».  
 
Заключение. 
 
Интернет – это более эффективное и удобное средство массовой коммуникации.  
Интернет – это «клуб» для всестороннего безграничного открытого общения.  
Интернет – это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).  
Интернет меняет весь образ жизни людей, стиль мышления человека, трансформирует личность, расширяет ее границы. Повышается социальная мобильность, создаются новые модели поведения, технологии воздействия на массовое сознание  становятся более эффективными. Развитие новых информационно-коммуникативных технологий способствуют интернационализации рынков труда и усилению их взаимозависимости, индивидуализации и плюрализации стилей жизни.  

     Можно сказать, что исследования Интернета  как нового средства массовой коммуникации сегодня еще только начинаются, нередко  они лишь успевают фиксировать некоторую  феноменологию в ущерб ее разностороннему  изучению и анализу, но их актуальность и практическое значение не вызывают сомнения. Реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современной России, актуализируя необходимость дальнейшего  научного поиска в данном направлении.  
 
Список используемой литературы: 

     1.     Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.01. М., 1998. 

     2.     Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. 

     3.     Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003.

     4.     Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Серия «Интернет-журналистика». Вып.1. – М., 2005. 

Информация о работе Интернет как средство массовой коммуникации