Интернет-филантропия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 02:20, доклад

Описание

Интернет коснулся всех сторон жизни людей, открыл новые пространства общения и доступ к разнообразной информации. Он незаметно изменил сам способ существования человечества – в виртуальное пространство переместились не только учеба или исследования, но и досуг и шопинг. Благотворительность – часть современной культуры, и эти процессы затронули и ее. Пожалуй, с самого момента создания интернета, те, кому нужна помощь, и те, кто хотел бы ее оказать, начали искать друг друга в Сети. Некоммерческие организации, активные и мобильные в социальном отношении, также быстро освоили эту область.

Работа состоит из  1 файл

интернет-филантропия.docx

— 190.16 Кб (Скачать документ)

Статус: онлайн

ePhilanthropy на  Западе и в России

11.03.2010

ТЕКСТ: ЛИДИЯ  ТИХОНОВИЧ, ИНГА ПАГАВА, АНДРЕЙ СУЧИЛИН

Интернет  коснулся всех сторон жизни людей, открыл новые пространства общения и доступ к разнообразной  информации. Он незаметно  изменил сам способ существования человечества – в виртуальное  пространство переместились  не только учеба или  исследования, но и  досуг и шопинг. Благотворительность  – часть современной  культуры, и эти  процессы затронули  и ее. Пожалуй, с  самого момента создания интернета, те, кому нужна помощь, и  те, кто хотел бы ее оказать, начали искать друг друга в Сети. Некоммерческие организации, активные и мобильные  в социальном отношении, также быстро освоили  эту область. 

Сегодня интернет-филантропия  имеет уже сложившиеся традиции, и можно обсуждать различный  опыт, выделять эффективные и передовые  стратегии использования возможностей Сети, тенденции и перспективы  развития.

Первые  шаги

Первый и  самый простой способ использования  интернета – размещение информации о себе – некоммерческие организации  освоили быстро и легко. Практика создания виртуальных «визитных  карточек» родилась вскоре после  возникновения самого интернета  и стала всеобщей. Сейчас вряд ли удастся найти НКО, не имеющую  собственного сайта с подробным  описанием ее деятельности и контактной информацией.

Появление онлайн-фандрайзинга в 1990-х годах ознаменовало новый  этап развития благотворительности  в Сети. Он быстро стал очень эффективным:

в Британии, например, уже в 2004 году при  сборе средств  для пострадавших от цунами в Южной  Азии количество интернет-пожертвований  сравнялось с традиционными  для англичан «телефонными».

Всего же, по отчетам CAF, в период между 2003 и 2004 годами они возросли почти в 2 раза –  с £ 3,6 млн до £ 6,8 млн .

В США в  последние годы также отмечался  быстрый рост: онлайн-пожертвования  увеличились в период с 2005 до 2006 года на 37%, а в 2008, кризисном, году их сумма  стала больше на 26%!

По данным Charity Navigator, одной из ведущих аналитических  компаний в сфере «третьего сектора», интернет-пожертвования составили  около 35% всех денег, полученных на благотворительные  цели.

Цифры:

В 2008 году в США произошел  рост онлайн-пожертвований. Их число увеличилось  на 43%. Суммарный денежный результат вырос  меньше, он был несколько  нивелирован 17-процентным снижением среднего размера одного пожертвования, с 86$ до 71$ (данные http://e-benchmarksstudy.com). 97% пожертвований – величиной менее 250$, и они обеспечили в сумме всего 59% всех полученных долларов. Только три процента пожертвований были величиной в 250$ и больше, но они в сумме сформировали 41% всего дохода. Пожертвования в секторах «Здоровье» и «Международные проблемы» росли медленнее других, в то время как в секторе «Экология» наблюдался наибольший рост.

Миллиарды долларов в Сети

Тед Харт, один из пионеров ePhilanthropy, приводит статистику: в 1999 году в США благодаря интернету  было собрано около 10 млн долларов пожертвований, а в 2007 году – уже 10,44 млрд (по всему миру в 2007 году собрали  более 20 млрд долларов). В России подобную практику освоили и успешно осуществляют некоторые благотворительные фонды  и частные лица, но назвать ее массовой пока нельзя. В 2007 году в нашей  стране онлайн-фандрайзеры привлекли  около 6 млн долларов. Такие данные приводит Анастасия Акрамовская  из CAF Россия.

Доля российских пользователей в Мировой паутине  относительно невелика: в декабре 2008 года она составила 2,9%. И все же их достаточно много: в 2008 году число  россиян в интернете превысило 40 млн. За один лишь год рост аудитории  составил 10 – 15% .

Если  бы россияне жертвовали через интернет в  среднем столько  же, сколько пользователи во всем мире, то в 2007 году они перевели бы 580 млн долларов, а не 6 млн.

Основным  условием для пожертвований через  интернет является доверие граждан  к НКО и к технологиям совершения интернет-платежей. Социальное доверие  вообще – одна из центральных тем, значимых для России. Различные грани  социологических исследований доверия  и недоверия к благотворительности  обсуждаются в статье «Исследования  благотворительности. Заметки на полях» в этом номере журнала.

Фандрайзинговые сайты в России менее распространены, чем на Западе. Их сборы гораздо  скромнее.

Однако  они существуют, причем такие сайты есть и у крупных  благотворительных  организаций, и у  небольших неформальных инициативных групп  и частных лиц.

В качестве примера  можно привести фонд «Помоги.Орг» Антона Носика или «Общество китайского летчика» Максима ‘Mr Parker’ Кононенко. Другие примеры: «Фонд кошки Алисы» ( alisa-fond, сбор денег на лечение брошенных владельцами домашних животных, в особенности дорогостоящее), проект «Сухая попа»  (сбор памперсов для малышей, содержащихся в домах ребенка), и т.д. Абсолютно все они работают в соответствии с довольно жесткими принципами: помощь – предельно адресна, организационная работа – бесплатна, передача денег для жертвователя – проста и удобна, отчетность – максимально прозрачна.

Число подобных ресурсов растет, и все больше благотворителей  прибегают к такому способу привлечения  средств.

Интересный  опыт – сайты www.blago.ru и www.wse-wmeste.ru, собирающие пожертвования сразу для нескольких благотворительных организаций. Фактически это – открытые площадки для сотрудничества и взаимодействия различных НКО.

О российских практиках онлайн-фандрайзинга можно  почитать в этом номере в статье «От визитной карточки до современных технологий». Мы же остановимся на том опыте, который существует в западных странах, но почти полностью отсутствует в России. Надеемся – пока.

Цифры:

Общее количество интернет-пользователей  в декабре 2008 года составило 1,08 млрд. Таковы данные исследований ComCore.
Аудитория европейских пользователей  составила 28 %, Северная и Латинская Америка  – 18,4 % и 7,4 % соответственно, Ближний Восток – 4,8 %. Лидером среди  стран по количеству интернет-аудитории  является Китай, на долю которого приходит 17,8 % пользователей интернета. В США – 16,2 %. На третьем месте  – Япония – 6 % (данные http://www.klerk.ru). У России – 2,9 %, и место в десятке стран с наибольшим распространением интернета.

Последние тренды

ePhilanthropy уже  довольно далеко вышла за границы  фандрайзинга. В этой области  появилось много идей и инструментов, которые российские НКО пока  не взяли на вооружение.

Например, по мере развития сетевой  благотворительности  возникли устойчивые союзы некоммерческих организаций, занимающихся онлайн-фандрайзингом, и компаний, обеспечивающих им эту возможность (интернет-провайдеров).

Этот союз обоюдовыгоден и обеспечил для  НКО приток пожертвований, а для  компаний-провайдеров – значительные инвестиции.

Кроме того, как и в мире реальных вещей, интернет сделал возможным передачу не только денег, но и нефинансовых ценностей  и ресурсов. Любопытна с этой точки  зрения http://donateacar.com – уникальная в своем роде услуга: организации передачи в подарок НКО автомобиля, в том числе и неработающего. Оригинальный и понятный принцип.

Интересные  возможности возникают для социально  ориентированного маркетинга в интернете.

Так, на определенный срок создаются «зонтичные»  сайты, на которых  представлены коммерческие компании, торгующие  товарами массового  потребления и  жертвующие в пользу названных на сайте  НКО или благотворительных  фондов.

Жертвуют  они, если посетитель согласится просто «кликнуть» на нужную кнопку. «Кликнув» (и не более одного раз в день), посетитель подтверждает, что видел  рекламу компании – совершенно бесплатно  как для себя, так и для того, кто получит помощь.

Эта модель использована в конструкции сайтов www.GreaterGood.com и www.care2.com/click-to-donate/big-cats/. Посетители, спонсоры и НКО образуют маркетинговый и просветительский альянс, что поддерживает и благотворительный процесс, и коммерческие компании.

Интересное  явление – благотворительный  шопинг. Многие знают, что одним из первых примеров использования кредитной  карты для массовых сборов пожертвований  стала American Express. Концепция нашла  свое веб-воплощение с появлением партнерских  отношений между фандрайзерами  и спонсорами/донорами в виде онлайн-магазинов  и даже торговых центров.

Узнать, как  это работает, можно, перейдя на www.igive.com/welcome/index2.cfm или www.giveortake.com. Среди наиболее продвинутых сочетаний интернет-торговли и благотворительности – www.ebay.com, – возможно, самый первый интернет-базар.

С момента возникновения  на ebay благотворительного раздела в 2003 году и вплоть до сегодняшнего дня там было собрано  более 150 млн долларов (т.е. более 20 млн долларов в год).

Приобретая  или реализуя товары, желающие могут  там же перечислить в пользу выбранных  ими НКО часть или полную сумму  торгового обмена. Или просто пожертвовать.

Бесспорный  успех благотворительной части  этого эффективного коммерческого  портала обязан личными ценностям  и взглядам его основателя, предпринимателя  Джефа Сколла.

Чрезвычайно полезными и удобными для многих могут оказаться сайты, которые  предлагают подписать петицию и  присоединиться к актуальному общественному  движению (диапазон тематик огромен). Есть сайты, ориентированные на национальные и сугубо местные вопросы, но можно  подписаться и в пользу какого-нибудь злободневного вопроса из международной  жизни. Например, здесь: http://gopetition.com и www.credoaction.com.

Социальные  сети

Одно из новшеств в интернет-филантропии – вторжение  в так называемые социальные сети. Некоторые из них максимально  приближены к режиму «реального времени», например, Twitter (“twit” – англ., «щебетать», «болтать», «чирикать»). Twitter и Facebook (одна из самых популярных в мире соцсетей) успели развиться за короткий период времени настолько, что западный некоммерческий сектор возлагает на них большие надежды.

Эти сайты, а  также MySpace, Foursquare, обеспечивают не только фандрайзинг, но и привлечение сторонников, организацию поддержки, мгновенную передачу и отслеживание информации. Кроме того, социальные сети дают благотворительным организациям новую и большую степень открытости и прозрачности.

Три четверти западных некоммерческих организаций зарегистрированы на двух или более  социальных сайтах и  ведут постоянный «разговор».

Многие «важные  персоны» зарегистрированы в виртуальных  социальных сетях и, значит, открыты  для общения со всеми, кто этого  хочет. (Правда, на острые вопросы, заданные Биллу Гейтсу на Twitter, пока ответа не последовало.) В силу значимости социального  эффекта многие НКО планируют  уделять реальному участию в  этих сетях больше времени и выделить для этого специальных сотрудников.

Информация о работе Интернет-филантропия