История развития плакатной рекламы в России XVIII-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать представление об историческом становлении рекламной деятельности в культуре, ее социально-психологических, экономических и эстетических предпосылках.
Задачи исследования – выявить основные предпосылки рекламы. Главной задачей является понимание важности рекламы в нашей жизни, ознакомление с источниками развития рекламы. Ведь настоящая реклама может очень многое. Она может эффективно продавать товары и услуги, выигрывать крупные контракты, привлекать новых партнеров и дилеров, выводить на международный рынок. Хорошая реклама может делать большие деньги, а на деньгах сейчас держится многое. Поэтому эта тема очень актуальна для рассмотрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века…………………………………….6
Лубочные традиции в российской рекламе………………………………6
Начало живописных и рукописных вывесок……………………………11
Конклюзии и начало печатных афиш……………………………………14
2 Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX века………………….20
Плакатная реклама в России к. XIXв…………………………………...20
Плакатная реклама в России н. XXв……………………………………22
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложения ……………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Репета Ю. курсовичок.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

За сим  дано будет:

...Препотешной,  разнохарактерной, комической, пантомимной  дивертисман, с принадлежащими  оному разными танцами, ариями, мазуркою, русскими, тирольскими, камаринскими, литовскими, казацкими... плясками.., а в заключение всево духовный хор крепосных людей Александры Денисовны Юрасовской исполнит несколько партикулярных песен и припевов» [12;50].

    В одной из профессионально исполненных  афиш была литография по рисунку художника  В. Тима, приглашавшая подписываться на журнал «Листок для светских людей». Она появилась на петербургских улицах в 1844 г. На афише изображена группа людей, стремящихся приобрести рекламируемое издание. Среди них различимы портретные наброски видных особ того времени: артиста В. Каратыгина, журналистов и литераторов Я. Грота, Ф.Булгарина и других [8;31]. Сопровождавший изображение текст сообщил об условиях подписки. Немалое место, уделенное в этом произведении изображению, его колорит определяют тяготение профессиональной настенной рекламы к плакатной форме. Однако это пока только обнаружившаяся тенденция образования нового жанра.

    Также не менее приметной стала афиша  художника А. Агина, относящаяся к 1846 году. Она информировала о том, что из литографии вскоре будет выпущена серия рисунков этого автора к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, и призывала к подписке.

    Наряду  с такими художественно оформленными настенными рекламами (но еще не плакатного жанра) бытуют строгие театральные  шрифтовые афиши: черный текст на белом фоне, с очень подробным сообщением о программе спектаклей и точным перечислением действующих лиц и их исполнителей.

    Не так давно Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина в Москве представлял новую выставку, приуроченную к 110-летию музея. В залах, хранящих память о всевозможных раритетах, связанных с театром, экспонировались предметы оригинальной летописи этого вида искусства – театральной афиши. Всего в фондах музея хранится около 600 тыс. различных афиш и программ, из которых лишь небольшая часть была представлена на юбилейной выставке. Выставка бахрушинского музея стала первой, прослеживающей тенденции развития русской театральной афиши за длительный период, начиная от шрифтовой афиши 1791 года Петровского театра в Москве и заканчивая современными высококачественными плакатами русских художников афиши[22]. В России в XVIII веке право печатать афиши для всех театров являлось монополией Дирекции императорских театров и ее контрагентов: (Гопп – в Петербурге и Левенсон – в Москве). Эта монополия была введена актером Рыкаловым Василием Федотовичем (1771-1813) [8;52].

    По  мнению Э. Бескина, афиша в России была уже известна в XVIII веке. Он пишет: «В начале тридцатых годов (XVIII века) в Петербург приезжают немецкие кукольники – «кунштмастеры» – с кукольным театром. В сохранившейся афише этого театра читаем: известно, что недавно прибывшие сюда немецкие показатели выпускных кукол смотрения достаточную комедию представлять будут: о преступлении прародителей Адама и Евы, где показаны будут виды неба, ада и красного рая с различными зверями и приятным пением птиц... Кроме этого ставились и дошли до нас афиши еще семи комедий» [2;40]. В Театральном музее имени А. Бахрушина сохранилась шрифтовая афиша Петровского театра в Москве 1791 года спектакля «Пустельга».

      Разнообразны шрифт и цветовая гамма афиш в России XX века. Афиши выходили буквально всех цветов спектра. Сохранившись до наших дней, цвет афиш даже не потускнел. Художники: К. Сомов, Л. Бакст, С. Судейкин, М. Добужинский, Ф. Шехтель, К. Коровин, А. Васнецов, Н. Альтман и другие внесли свой вклад в художественное оформление афиши. Наиболее известна афиша В. Серова «Анна Павлова», запечатлевшая знаменитую русскую балерину в ее уникальном арабеске (см. Приложение 2). В музее также хранится афиша Жана Кокто, на которой изображена балерина Тамара Карсавина в балете «Видение розы», выполненная для театра Шатле.

Но не только театральные зрелища являлись объектами печатных афиш. В качестве таковых выступают праздничные  шествия и народные гулянья, организуемые правительством по случаю значительных церковных дат и важных политических событий.

        В России подобную роль исполняли крестные ходы, связанные с церковными празднествами. В Москве они происходили в среднем один раз в месяц. Особой зрелищностью отличалось так называемое «шествие на ослята», символизировавшее вход Иисуса Христа в Иерусалим незадолго до его казни.

          Вот как описывает этот зрелищный ритуал немецкий наблюдатель Адам Олеарий по итогам своего участия в голштинском посольстве в 1634 году: «Впереди, на очень большой и широкой, но весьма низкой телеге везли дерево, на котором было нацеплено много яблок, фиг и изюма. На дереве сидели четыре мальчика, певшие "Осанна"». Далее, говорит автор, шли представители духовенства с кадильницами, дьяки и вельможи со свечами. «Потом следовал Великий князь в великолепных одеждах и с короною на голове. Его вели под руки знатнейшие советники... Сам он вел за длинные уздцы лошадь патриарха. Лошадь была покрыта сукном; ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом. Патриарх сидел на ней боком; на его белую круглую шапку, осыпанную очень крупным жемчугом, также была одета корона. В правой руке его находился золотой, осыпанный драгоценными камнями крест, которым он благословлял окружающий народ. Народ же весьма низко кланялся и крестился на него и на крест его. Рядом с патриархом и позади него шли митрополиты, епископы и другие священники, несшие то книги, то кадильницы. Тут же находились 50 мальчиков, одетых большею частью в красное; одни снимали перед Великим князем свои одежды и расстилали их на дороге; другие же вместо одежды расстилали разноцветные куски сукна (локтя в два величиною) для того, чтобы Великий князь и Патриарх прошли по ним» [9;138].

       Утверждение превосходства священства над светской властью здесь демонстрировалось весьма наглядно. Элементы конфессиональной рекламы присутствовали здесь, как и в иных ритуальных акциях. 
 
 
 
 

2 Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX вв.

    1. Плакатная реклама в России к.XIX в.

          Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина, составитель нескольких альбомов с образцами данного вида творчества и автор интересной монографии, обнаруживает его связь с лубочными традициями и с книжно-журнальной профессиональной графикой. Эстетика плаката прокладывала себе дорогу, осваивая, с одной стороны, красочный мир живописной вывески, а с другой стороны, содержательность, информационную отточенность литографических афиш. Н. И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города» [17;8].

        По мнению этой исследовательницы, которое разделяют и авторы настоящей книги, весь массив плакатной рекламы можно расслоить по трем ведущим направлениям: торгово-промышленное; социально-политическое и посвященное духовным запросам общества — зрелищам, выставкам, книгам. В первом потоке высокую плакатно-рекламную активность на рубеже веков проявляли предприниматели русско-французского товарищества «Проводник» (резиновые изделия), производители тканей, уже знакомые нам кондитерские заведения «Сиу и К°», «Эйнем», «Абрикосов и сыновья», парфюмерные фабрики «Брокаръ и К°», «А. М. Жуковъ», изготовители напитков и табачных изделий.

         До конца века в этой сфере плакатного творчества не было выдающихся образцов. Характерная стилистика — документальное, если не сказать натуралистическое, изображение самих предметов. Выразительный пример «Французские печенья к чаю» — реклама продукта фирмы «С. Сиу и К°» от 1895 года. На плоскости плаката, словно на разделочном столе, разложены образцы печений в количестве четырех десятков типов (самих печеньиц изображено и того больше) с подписями их названий [1;104]. Информативно, но очень невыразительно. Совсем другое впечатление оставляет плакат этой же фирмы, исполненный позже. На первом плане мальчуган катит палочкой, словно детское колесо, одно большое печенье с надписью «С. Сиу и К°». На втором плане тем же занимаются еще несколько ребятишек. Крупно начертанный слоган гласит: «Впереди всех печенье "С. Сиу и К°"» [1;114] (см. приложение 3).

         Еще более эффектно решена данная ситуация в плакате фирмы «Эйнем» от начала XX века. Здесь девочка около полутора-двух лет от роду с соской-пустышкой и мишкой под мышкой переходит в воздухе Москва-реку, по берегам которой видны с одной стороны — кремлевские башни, с другой — корпуса фабрики «Эйнем». Текст гласит: «Мой первый шаг за печенъемъ Эйнемъ». Композиция динамична и остроумна, цветовая палитра ярка и красочна [1;143].

        Существенный творческий стимул работе российских плакатистов дала Международная выставка художественных афиш, состоявшаяся в 1897 году под покровительством Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Здесь было представлено более 700 произведений художников из тринадцати стран. От России имелось всего 28 работ, в том числе В. Тимма, В. Порфирьева, П. Никитина и др. В основном это были столичные мастера, которые впоследствии, с начала 1900-х годов, вошли в Санкт-Петербургское общество художников [1;143].

          Выставка заметно повлияла на восприятие обществом жанра рекламного плаката. Ранее отнесенный, по преимуществу, к бытовой сфере, он явил свои художественно-эстетические возможности уже не узкому кругу специалистов, а широкой образованной аудитории. Многие художники начали откликаться на этот «зов времени». Правда, главным образом, их кисть содействовала не столько сугубо коммерческим, сколько духовным и социально-политическим запросам общества. Тематикой подобных плакатов стали в конце 90-х годов книготорговля, театр, разнообразные — промышленно-торговые, сельскохозяйственные и художественные — выставки.

         По мнению ряда исследователей, российская зрелищная реклама в конце XIX века эволюционировала от афиши к плакату. 

    1.   Плакатная реклама в России н. XX в

       Эволюционирование рекламы от афиши к плакату это движение от небольших иллюстраций, которые сопровождают обстоятельный вербальный текст к самодовлеющему изображению, где вербальное сопровождение имеет подчиненный характер. Такова, например, классическая работа В. Серова, посвященная гастролям балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году. Павлова-Жизель изображена на нейтральном фоне парящей и одухотворенной во время исполнения танца. Исследователь российского театрального плаката А. Д. Боровский так комментирует этот плакатный шедевр: «Серов предметом своих устремлений осознанно делает не танец как таковой и даже не стилевой характер конкретной постановки, но именно индивидуальность артиста, своеобычность художнической судьбы» [3;11].

          Новая эра в российском плакатном искусстве наступила после активного обращения к этому жанру художников, входивших в объединение «Мир искусств». Они принесли в плакатное творчество изысканную графику, причудливость линий, тонкие переходы цвета — приемы, на первых порах продолжавшие то, что создавалось ими в книжно-журнальном иллюстрировании. Это касается и таких выдающихся мастеров, как М. Врубель и Е. Лансере. Н. И. Бабурина пишет: «Произведения Врубеля и Лансере в равной мере можно отнести и к плакату, и к текстовой афише. В этом "промежуточном" виде выставочного плаката традиции наборной русской афиши слились с лучшими достижениями искусства книги» [1;50]. Известно, что мирискусники, зачинатели в России стиля «модерн» — по контрасту с предшествовавшими им передвижниками и вскоре сформировавшимися неопримитивистами — исповедовали самоценность художественного творчества, адресуя его преимущественно единомышленникам, а не «людям толпы». Подобная позиция повлияла и на плакатную стилистику. Их работы посвящены по большей части театральным премьерам и художественным выставкам — явлениям, ориентированным на избранное общество. Отсюда свободное включение в изысканные зрелищные плакаты символики и аллегории, редко возникавших на людных городских улицах после триумфальных врат и маскарадов Петра I и Екатерины II.

       Графическое изящество плакатов, вышедших из круга «Мира искусства», позволяло их одновременно делать обложками художественных каталогов, примеры чему не единичны. Так произошло и со знаменитой афишей М. Врубеля «Выставка работ 36-ти художников» от 1901 года. Плакаты создавали мирискусники К. Сомов, М. Добужинский, Н. Ремизов, Л. Бакст, И. Билибин. Последний перенес в плакат многое из приемов своей книжной графики, которая вскоре стала ассоциироваться с художественным направлением первого десятилетия века, именуемого неорусским стилем. Хорошее представление о нем дает коммерческий плакат И. Билибина для акционерного общества пивомедоваренного завода «Новая Бавария», созданный в 1903 году [1;159]. Здесь торжествует традиционная символика сказочного мира: в верхних углах плаката на центральную картинку заглядывают с одной стороны — месяц со звездами, а с другой — антропоморфный облик улыбающегося солнца. В центральной части композиции красуется товарный знак, а над ним — сцена из боярского быта на фоне древнерусских крепостных стен. Бояре хлопочут вокруг огромной бочки — ее размер сравним с крепостной башней, на которой надпись: «Новая Бавария». Нижняя половина плаката отдана отчетливому графическому начертанию реквизитов фирмы. В широте позитивной реакции на эту праздничную картинку, на наш взгляд, сомневаться не приходится.

Информация о работе История развития плакатной рекламы в России XVIII-XX вв