История развития рекламы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Целью данной работы я ставила проанализировать историю развития рекламы в России.
Основными задачами являются :
1. Дать понятие рекламы;
2. Изучить этапы развития рекламы;

Содержание

Введение........................................................................................................2

1. Понятие рекламы..........................................................................................3
1.1 Типология рекламы..................................................................5
1.2 Структура рекламы.................................................................9
2. Этапы развития рекламы.............................................................................11
2.1 Протореклама.........................................................................11
2.2 Дореволюционная отечественная реклама...........................13

2.3 Реклама в советский период (1917-1991г.)..........................21
2.4 Роль и значение рекламы в современных условиях...........25

Заключение................................................................................................... 28

Список литературы.....................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

Реклама.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

В 1878 году в России организовывается первое рек­ламное агентство Л. Метцля. Именно основателю этой кон­торы принадлежит знаменитая фраза: «Объявление есть дви­гатель торговли». В рекламном обращении самого агентства мы получаем информацию о направлениях его деятельности. На рисунке изображался свя­занный по рукам и ногам че­ловек. Подпись гласила: «Вы связаны массой разных мело­чей, благодаря которым вы не можете осуществить намечен­ной цели – развить свое дело. Если Вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко, то Вам помогут достичь жела­емого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании».

Первая пейзажная дагерротипная съемка в России относится к 1839 году. Но до внедрения этой новой изобразительной технологии в рекламное дело должно было пройти еще несколько десятилетий. Уже в 1864-1866 годах в Санкт-Петербурге выходит специализированный журнал «Фотограф». Именно на страницах фотопериодики появляются первые рекламные фотоснимки.

Первая фотореклама опубликована в журнале «Вестник фотогра­фии». Снимок запечатлел золотую медаль, присужденную московской фотографической студии на Кузнецком мосту «Паола» за художествен­ные портреты на Всемирной выставке в Турине. Фотоиллюстрация и здесь носит подчиненный характер по отношению к вербальной ча­сти сообщения.

Лучшие возможности фоторекламы проявились в популяризации но­винок кинематографии. Фотоизображения использовались не только в киноплакатах, но и в специализированных изданиях: «Кинемо», «Ве­стник кинематографов в Санкт-Петербурге», «Сине-фоно» (орган Ханжонкова, выходивший в Москве в 1907-1918 годах) и других.

В 1898 году было положено начало так называемому экспортно-импортному фотографированию, применявшемуся на сельскохозяй­ственных и промышленных выставках, как внутрироссийских, так и международных. Этот вид фотографии может быть с полным правом отнесен к рекламе, поскольку он предполагает демонстрацию потенци­альному покупателю или заинтересованным в сбыте того или иного товара лицам предметов экспортно-импортной торговли — некий про­образ фотографирования для промышленных и продовольственных внешнеторговых каталогов.

К 1909 году относится сообщение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития этого вида фоторекламы: на Западносибир­ской сельскохозяйственной выставке планировалось представить ряд экспонатов-фотографий, в том числе «предметов ввоза и вывоза». Было официально решено открыть на этой выставке фотографический пави­льон, часть экспонатов которого была прямой фоторекламой экспорт­но-импортных товаров и сырья, нацеленной и на жителей Западной Сибири, и на торговцев-иностранцев.

К началу XX века появился принципиально новый вид фоторек­ламы — брошюры, буклеты и каталоги с использованием фотоиллюст­раций. Одной из первых была выпущенная отдельной книжечкой рек­лама камеры «Видоискатель», сопровожденная фотографиями этой камеры и ставшая бесплатным приложением к апрельскому номеру журнала «Вестник фотографии» за 1911 год. В дальнейшем фотогра­фические иллюстрации стали появляться и в коммерческой литерату­ре каталожного типа.

На протяжении первого десятилетия XX века фотография стала привычным компонентом рекламного процесса в России. Одна­ко ее главные успехи в этой сфере были еще впереди. Фотоколлаж, фотомонтаж — лишь начальные опыты такого рода выходили на стра­ницы газет и журналов и применялись в киноплакатах еще крайне ред­ко. Не было и опыта использования в рекламе цветных фотоизображе­ний. Всему этому предстояло утверждаться в следующую эпоху.

Основная           масса     дореволюционных     рекламных                агенств специализировалась на определенной рекламной продукции. Большую часть из них составляли конторы по размещению объявлений, вывесочные мастерские, типогра­фии, литографические мастерские и т.п. В 10-х годах XX века функционировали даже четыре фирмы, предоставля­ющие услуги прямой почтовой рекламы: «Всероссийское адресное бюро», «Международное адресное бюро И. Омельянович и Ко», «Первое Петроградское адресное бюро» и «Первое универсальное адресное бюро».

В 1896 году в России был принят закон об охране товарных знаков. Закон не содержал определения товарно­го знака, но содержал длинный перечень того, что могло быть товарным знаком. В документе указывалось, что то­варным знаком может быть все, что подходит для индиви­дуализации происхождения товара. Для знака не требова­лось новизны или оригинальности, а требовалось, чтобы он « … что-нибудь говорил представлению и памяти». Несмотря на явное несовершенство закона, несом­ненна его положительная роль в деле охраны промышлен­ной собственности. Он также стимулировал формирование фирменного стиля товаропроизводителей страны.

Таким образом, имеющиеся археологические свидетельства позволяют устано­вить характер перехода от проторекламных к рекламным процес­сам в России, сходный с тем, который развивался в западноевро­пейской культуре.

Итак,  в России с XV века формируется распространение информации посредством глашатаев и набирают силу фольклорные устные фор­мы рекламы. Российский ярмарочный фольклор обретает ярко выраженную на­циональную специфику в рекламных жанрах заклички, прибаут­ки, речитативного уговора, раешного стиха. Отмечены национальным своеобразием такие зрелищные формы рекламы, как лубочные афиши, живописные вывески, ярмароч­ные рекламные интермедии. В России XVIII века культивировались массовые празднества и зрелища, насыщенные элементами политической рекламы. В трех российских газетах, выходивших на протяжении XVIII века, реклама занимает все большее место с тем, что к рубежу XIX века количество рекламных публикаций начинает превышать объем журналистской информации. Назревала необходимость углуб­ления дифференциации в типах массовой коммуникации в Рос­сии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 



 

2.3 Реклама в советский период (1917-1991).

 

На 14-й день после Октябрьской революции 1917 го­да - 20 ноября 1917 года (по новому стилю) в числе пер­вых распоряжений советской власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Дек­рет был подписан председателем Совнаркома В.И. Ульяно­вым (Лениным), который еще ранее, в статье «Как обеспе­чить успех Учредительного собрания», писал, что после завоевания политической власти важнейшей задачей боль­шевиков является «запрещение печатать объявления где-либо, кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом в Питере для всей России». Декретом была введена монополия на «печата­ние за плату объявлений в периодических изданиях печа­ти, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения». Имущество всех рек­ламных агентств в соответс­твии с данным распоряжением  конфисковывалось.

16 апреля 1918 года Совнаркомом принимается еще один декрет – «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской республики». В нем предусматри­валась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начав­шаяся гражданская война и политика военного коммуниз­ма так и оставили решения этого декрета на бумаге.

Несколько лет рекламы как таковой не существова­ло. Вернее, всех ее типов, за исключением политической рекламы. Основной предпо­сылкой ее бурного разви­тия стал появившийся выбор у бывших поданных Российской импе­рии. Различные полити­ческие силы предлагали согражданам совершенно противоположные сцена­рии будущего страны. Естественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было прив­лечение населения на свою сторону.

4

 



 

Несколько лет рек­лама полностью сводилась к одному своему политическому типу. Советская власть исполь­зовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную армию, поднятия морально духа этой армии, сбора средств и пожер­твований и др.

Следует отметить дос­таточно высокий профессио­нальный уровень лучших об­разцов этой рекламы. Прежде всего, он определялся талан­том людей, разрабатывавших ее. К ним необходимо отнести, в первую очередь, В. Маяков­ского, Д. Моора, А. Родченко, К. Юона, А. Дейнеку и др.

После окончания граж­данской войны и перехода к новой экономической полити­ке (НЭПу) государство вре­менно допускает существова­ние частного собственника. При этом государственные предприятия вынуждены бы­ли конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государственных синдикатов. Как следс­твие, в стране возрождается торговая реклама. При Выс­шем Совете Народного

Хо­зяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы.

Как одно из основных рекламных средств реаними­руется реклама в прессе. В но­ябре 1921 года в центральной газете «Известия» публикует­ся сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 го­ду поступления от рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания.

В 1922 году при газете «Экономическая жизнь» была создана государственная кон­тора объявлений «Двигатель». Это агентство призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей. Появляют­ся другие рекламные конторы: «Рекламтранс» (при Наркоме путей сообщения), коммерческое агентство «Связь» (при  Наркомае почт и телеграфов, почтовая реклама); «Викреклама» (изготовление и размеще­ние рекламных плакатов в ре­гионах); «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий); «Мосторгреклама» (при Бюро по тор­говой рекламе, реклама на ин­дивидуальных потребителей).

Указанные организации имели довольно мощную по тем временам производствен­ную базу. Например, «Мосторгреклама» изготавливала раз­личные рекламоносители и использовала для их размеще­ния 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. «Мосторгреклама» выполняла также функции ме­тодического центра. Ее сотруд­ники консультировали по воп­росам рекламы представителей государственных и коопера­тивных предприятий. Среди лучших разработчиков рекламы начала 20-х годов сле­дует назвать В. Степанову, А. Левина,     Л. Лисицкого, С. Игумнова, А. Мандрусова и др. Продолжается творческое содружество В. Маяковского и А. Родченко (более 300 сов­местных работ). Причем уро­вень их рекламы был настоль­ко высоким, что получил даже международное  признание. Так, в 1925 году на Междуна­родной художественно-про­мышленной выставке в Пари­же цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной ме­дали. Их работы, выполнен­ные для Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы. Сам В.В. Маяков­ский в статье «Агитации рекламы» писал: «Ни одно, да­же самое верное дело не двига­ется без рекламы… Обычно ду­мают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое невер­ное мнение. Реклама – это имя вещи. Реклама должна напо­минать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе». Одна­ко так, как выдающийся про­летарский поэт, воспринимали рекламу далеко не все.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в условиях товарного дефи­цита того времени и отсутствия у потребителей должного выбо­ра, количество рекламных ма­териалов было явно недоста­точным. Качество абсолютного большинства рекламных мате­риалов того времени было низ­ким. Текстовая реклама приоб­ретает в большинстве случаев форму призывов: «Покупайте лотереи  ОСОАВИАХИМА», «Пейте «Советское шампан­ское»!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», «Храните деньги в сберегательных кассах» и т.п.

В 1935 году Наркомат внутренней торговли СССР издал постановление «Об ис­пользовании методов рекламы для расширения товарооборотов». В соответствии с этим ре­шением создана контора «Торгреклама». Ее целями стали  рекламное обслуживание производства рекламного инвента­ря и его сбыт. Возникает несколько филиалов этой всесоюз­ной конторы.

Политическая реклама в условиях тоталитаризма практически полностью ассоциировалась с коммунистичес­кой агитацией и пропагандой. Если же попытаться оценить общераспространенное отношение к рекламе, то коротко его можно охарактеризо­вать следующим образом. Хозяйственные руководители в подавляющем большинстве случаев ее игнорировали. Скептически к рекламе относилось и большинство населе­ния. Обязательным в специальной литературе того време­ни было противопоставление рекламы социалистической и капиталистической с обязательной критикой последней.

В 60-х гг. на фоне увеличения экономического потен­циала СССР в значительной степени (по сравнению с пре­дыдущими годами) возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары. Эти и другие факторы потребовали более серьезного отношения к рекламе. Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964), Союзторгреклама (1965), Главкоопторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организа­ции «Аэрофлота», Министерства культуры и др.

Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственный совет по рекламе при Минторге СССР. С 1971 года начинается из­дание журнала «Реклама» (вначале он выходит как печат­ный орган Межведомственного совета). Позже начинают выходить журналы «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др. В 70-х ~ начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных из­даний. В основном – это приложения к областным и ве­черним городским газетам.

Кардинальные сдвиги в рекламной деятельности бы­ли вызваны «перестройкой», начавшейся в СССР в 1985 го­ду. Закон «О кооперации» 1988 года практически впервые со времен НЭПа вернул в правовое пространство частнопредпринимательскую деятельность. Однако в новых усло­виях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государс­твенные предприятия. И скорей не из-за декларировавше­гося внедрения новых рыночных отношений. В условиях уменьшения госзаказа госпредприятия также должны были сами искать себе деловых партнеров. То, что раньше обес­печивалось распределительными балансами Госплана, пот­ребовало резкого усиления рекламной активности. Главны­ми средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

Информация о работе История развития рекламы в России