История возникновения и развития рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:44, доклад

Описание

Первые упоминания о рекламе, как о виде общественной деятельности, относятся к периоду возникновения общественного разделения труда и производства на обмен. До превращения материальной деятельности в профессиональную, специфическую, продукт которой обменивался на другие, жизненно необходимые, ни общество в целом, ни его члены не испытывали потребности в инг формации о предметах потенциального обмена.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития рекламы.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

  В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези»[1].

  Немецкие  потешные листы продавались в  Овощном ряду, а позднее на Спасском мосту.

  Цензура и запреты

    Адам и Ева. Гравёр (резных дел  мастер) Василий Корень. XVII век.

  Московский  Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать  листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества». 
 

  Указ 20 марта 1721 года запрещал продажу «на  Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве была создана Изуграфская палата. Палата выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться. Появилось большое количество низкокачественных изображений Святых. Поэтому указом от 18 октября 1744 года было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

  Указ 21 января 1723 года требовал «Императорские персоны искусно писать свидетельствованном  в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». Поэтому на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

  В 1822 году для печатания лубков была введена цензура полиции. Некоторые  лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 году цензурным уставом все  эстампы (а не только лубки) были подчинены рассмотрению цензуры.

  Сюжеты  картин

  Изначально  сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.

  Сюжеты  и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.

  Типы  лубков

    Бова Королевич. Сказочный лубок.  Персонаж заимствован из сербских  сказок.

  Духовно-религиозные — В византийском стиле. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

  Философские.

  Юридические — изображения судебных процессов  и судебных действий. Часто встречались  сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович  Щетинников».

  Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

  Сказочные — сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

  Праздники — изображения святых.

  Конница — лубки с изображением всадников.

  Балагурник  — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

  Производство  лубков

  Гравёры назывались Фряжских резных дел мастерами. В Москве в конце XVI века первым гравёром был предположительно Андроник Тимофеев Невежа.

  Знаменованием называлось нанесение рисунка и раскрашивание. Примерно в XVI (или в XVII) веке знаменование разделилось на знаменование и гравировку. Знамёнщик наносил рисунок, гравёр вырезал его на доске, или металле.

  Копирование досок называлось переводом. Доски  изначально липовые, затем кленовые, грушевые и пальмовые.

  Изготовлялся  лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок  на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал  углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою  доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

  Одна  из первых российских фигурных фабрик возникла в Москве в середине XVIII века. Фабрика принадлежала купцам Ахметьевым. На фабрике работало 20 станков.

  XIX век

    Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века

  В середине XIX века в Москве работают крупные фигурные типографии: Ахметьева, Логинова, Щурова, Чижова, Кудрякова, Руднева, Флорова, девицы Лаврентьевой, Шарапова, Кирилова, Морозова, Стрельцова, Яковлева.

  Во  второй половине XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей  печатного лубка был И. Д. Сытин.

  Первые  литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

  И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года[2].

Информация о работе История возникновения и развития рекламы