Аварии и катастрофы на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание

Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ.
В данной работе будет присутствовать еще один термин, который понадобится для раскрытия темы работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Историческая справка………………………………………………..5
Аварии и катастрофы на автотранспорте…………………………...7
Аварии и катастрофы на морских и речных судах………………..12
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………16
Заключение…………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 650.07 Кб (Скачать документ)

 

 

При посадке на спасательное средство следует  соблюдать следующие правила:

 

  • одеть как можно больше одежды,
  • выпить побольше пресной воды,
  • взять необходимые личные вещи,
  • постараться остаться сухим,
  • пересаживаясь на шлюпку или надувной плот,
  • четко выполнять все требования экипажа.

 

 

Если  вы оказались за бортом:

  • постарайтесь сохранить присутствие духа и действовать рационально:
  • не плыть за судном или навстречу ему или спасательному средству;
  • чтобы вас заметили, не надо кричать, размахивать руками — надо медленно помахивать одной рукой, плывя на спине; крикнуть есть смысл два-три раза — смотря по обстановке, но если не услышали сразу, новые крики скорее всего не помогут;
  • не сбрасывать одежду, она поможет поддержать температуру тела на несколько градусов выше температуры воды;
  • избавиться от ненужных не плавучих предметов, в том числе и в карманах;
  • не терять веры в спасение — на каждом судне следят за поверхностью моря.
  • Если корабль или яхта уходит от вас, это вовсе не означает, что вас не заметили: действия по судовой тревоге „человек за бортом“ — сложная операция маневрирования. Надо иметь в виду, что тормозной путь обычного пассажирского судна не меньше мили (1852 метра), а на крупнотоннажных судах это расстояние возрастает до 4000 метров. Поэтому самое главное для потерпевшего — беречь силы и сохранять тепло
  • Для того, чтобы согреваться, в воде ни в коем случае нельзя делать движения — только статическую гимнастику, напрягая поочерёдно мьшщы частей тела. Потеря тепла в воде идёт в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву.
  • Упавший за борт в спасательном жилете должен для сохранения тепла воспользоваться положением HELP — сгруппироваться, обхватив руками с боков грудную клетку, и поднять бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аварии на железнодорожном  транспорте

 

 

 

 

По своей безопасности железнодорожный транспорт находится на третьем месте в списке безопасных видов транспорта. Однако катастрофы, пусть и случаются довольно редко, но являются крайне серьезными и несут за собой тяжелые последствия.

Так во время аварии на пассажирском поезде гибнет огромное количество пассажиров, а катастрофы на грузовых составах приводят к  выбросц вредных веществ, которые они могут перевозить, и загрязнению окружающей среды.Кроме того железнодорожные аварии – останавливают движение других поездов на длительное время, если рядом нет дополнительной железной дороги

 

Причины возникновения аварийных  ситуаций на железных дорогах могут быть разные .К ним относится износ технических средств, нарушение технических норм и правил эксплуатации, усложнение используемых технологий и увеличение количества транспорта. Негативным фактором является увеличение населенных пунктов в непосредственной близости от железных дорог, и в следствии, несоблюдение населением правил безопасности.  
 
            Рассмотрим различные черезвычайные ситуации на железных дорогах и правила безопасности во время них, которые описывает Гульнара Есенбаева, гл. специалист отдела защиты территории и населения, подготовки и обучения Управления Гражданской обороны ДЧС СКО:

 
             «В пассажирском поезде с точки зрения безопасности самые лучшие места поезда — в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом-окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

При столкновении страдают в первую очередь головные вагоны — на их разрушение уходит основная сила инерции. Когда поезд сойдет с рельсов, центральные вагоны скорее удержатся, даже если перевернутся и  оторвутся хвостовые. Так что  мягкие (СВ) вагоны традиционно тяготеют к центру поезда не только по тому, что там расположен ресторан.

Возможность спастись при  аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное — закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Авария происходит быстро. Однако после первого удара ничего не заканчивается. Надо не расслабляться  и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, когда  столкновение было с товарным составом.

Как выбраться из вагона? Нужно смотреть по обстановке. Например, если он остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна — аварийные выходы.

Около вагонного бачка  с питьевой водой должна быть примерно такая надпись: «Вагон оборудован дополнительными  аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе» (обычное расположение выходов). Разумеется, эту надпись надо прочитать  заранее, как и отметить про себя, где огнетушители — как только вы оказались в вагоне. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности.

Если надписи нет, не стесняйтесь  спросить проводника, есть ли в вагоне аварийные выходы и как ими  пользоваться. Когда с вами ребенок, задать такой вопрос вы просто обязаны.

Около рычага каждого аварийного выхода (их еще называют «опускное  окно») есть короткая инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку — защелку  окна». Когда вы так сделаете, оконная  рама опустится, открыв проем шириной 66×102 сантиметра.

Выбраться можно и разбив окно своего купе. Однако стекла у него прочные, поэтому прежде чем тратить  на борьбу с ними драгоценные секунды, выясните лучше, есть ли у вас подручные  средства. Выбив стекло, не забывайте  об осколках — в панике можно  серьезно пораниться, даже не заметив.

Выбираясь из аварийного вагона, необходимо соблюдать правило, универсальное  для подобных эвакуаций — из самолета, автобуса, корабля: вещи не брать. Исключение делается для документов, денег, одежды или одеял.

Эвакуируют пассажиров при  задымлении или пожаре (хотя, разумеется, первым делом надо воспользоваться  стоп-краном и огнетушителем) в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути. Прежде чем выйти в коридор, следует подготовить защиту для  дыхания: шапки, шарфы, любые тряпки надо намочить любой жидкостью, так  как материал, которым облицованы вагоны, выделяет токсичный газ. Вдохнув  его два-три раза, вы не сможете  бороться за свою жизнь.

Будьте внимательны: по соседнему  пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться  бензином или кислотой, свисающий  оборванный провод может быть под  напряжением…

При разливе топлива нужно  отходить на безопасное расстояние —  почти гарантирован пожар и возможен объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими (со ступню) шажками — чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается ток по земле, может быть от 2 метров (сухая земля) до 30 метров (влажная).

В крупных катастрофах  виноваты бывают обычно внешние обстоятельства. Но и от самого пассажира порой зависит начало экстремальной ситуации. Вот несколько профилактических правил: не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках, не высовывайтесь из окон, тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках, не срывайте без крайней необходимости стоп-кран.

Запомните, что даже при  пожаре нельзя останавливать поезд  на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация. Курите только в установленных местах. Не возите с собой горючие и взрывоопасные  вещества. Не включайте в вагонную электросеть бытовые приборы. При  запахе горелой резины или появлении  дыма немедленно обращайтесь к проводнику. Не прячьте глаза при опасном  поведении ваших попутчиков или  проводников — вы имеете полное право защищать свой временный дом.

К этим правилам стоит добавить правило для пассажиров, которые, выйдя из поезда, становятся пешеходами и водителями, — не пересекать железнодорожные  переезды на красный свет. Каждый год  из-за машин и тракторов на переездах  случаются сотни аварий с человеческими  жертвами.»

 

Самым ярким примеров железнодорожной  аварии можно назвать крупнейшую в истории России и СССР железнодорожную катастрофу, произошедшую 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года под Уфой. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек , 181 из них — дети, ранены более 600. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе.                   Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления[3]. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

           Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. В момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри

 

Из общего описания ситуации понятно, что людская халатность стала  причиной данной аварии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ежедневно мы пользуемся различными видами транспорта, чтобы добраться  до работы, дома или во время отдыха. В суете буднего дня и расслабившись  на выходных мы забываем, что пользование различными видами транспорта потенциально опасно. Аварии и катастрофы случаются неожиданно по самым разным причинам, и не всегда мы к ним готовы. Чтобы во время таких ЧС не растеряться и суметь защитить себя, своих близких и просто окружающих людей необходимо знать основные правила безопасности и поведения до, вовремя и после аварии.

В данной работе представлены основные ЧС и правила безопасности на различных видах транспорта: автомобильном, железнодорожном и речном (морском). Вся эта информация должна быть непременно доведена до каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.

Б.Т. Чувин. Основы безопасности жизнедеятельности. Человек в экстремальной ситуации

 

http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html

http://www.cmkhmao.ru

 


Информация о работе Аварии и катастрофы на транспорте