Безопасная эксплуатация монтажных кранов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:27, реферат

Описание

Данная работа имеет своей целью изучение безопасной эксплуатации башенных кранов. Задача реферата состоит в том, чтобы указать основные причины нарушения техники безопасности при использовании кранов, так как главным условием безопасного выполнения монтажных работ является правильная эксплуатация монтажных кранов, обеспечивающая их устойчивость.

Содержание

Сокращения 3
Введение 4
1.Анализ безопасной работы кранов…………… …………..5
2.Определение необходимой высоты подъема крюка крана 11
3.Выбор параметров крана ……… ……… ……14
Заключение………………………………………………… ..… …..20
Список используемых источников и литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Безопасная эксплуатация монтажных кранов.docx

— 153.49 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Сокращения                                                                       3 

Введение                                                                           4 

1.Анализ безопасной работы кранов……………      …………..5 
 

2.Определение  необходимой высоты подъема крюка  крана   11 

3.Выбор параметров крана        ………        ………         ……14 

Заключение………………………………………………… ..…  …..20 

Список используемых источников и литературы                  21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     СОКРАЩЕНИЯ

ПБ 10-382-00 -  правила  устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

ОНК – ограничитель нагрузки крана

АКБ – аккумуляторные батареи

МЗОН – модуль защиты от опасного напряжения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Данная  работа имеет своей целью изучение безопасной эксплуатации башенных кранов. Задача реферата состоит в том, чтобы указать основные причины нарушения техники безопасности при использовании кранов, так как главным условием безопасного выполнения монтажных работ является правильная эксплуатация монтажных кранов, обеспечивающая их устойчивость. Так же для нормального функционирования крана на стройплощадке, монтажный кран должен быть правильно подобран в соответствии с необходимыми параметрами крана. Именно об этом я рассказываю во второй и третьей частях реферата. Вопросы, поставленные в реферате не новы, однако сохраняют свою актуальность и сегодня, так как от соблюдения безопасности при работе крана напрямую зависит здоровье и жизни людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ КРАНА

Безопасная  эксплуатация крана и его высокая  производительность, увеличение межремонтных циклов эксплуатации машин и сокращение простоев в результате неисправностей в значительной мере зависят от условий организации работ, квалификации машиниста и его практических навыков. Правильное управление краном обеспечивает плавное перемещение груза без рывков, ударов и раскачивания, а также его точную остановку над заданным местом. В зависимости от типа, назначения, конструкции и схем электропривода механизмов кран имеет свои эксплуатационные особенности. Подробные сведения по управлению кранами приведены в соответствующих инструкциях по эксплуатации, разработанных заводами-изготовителями. Однако крановщику необходимо знать и строго соблюдать ряд общих положений.

Повышение эффективности применения действующих  кранов, возможно за счет рациональной организации работ (повышения, степени  использования кранов по грузоподъемности и рабочему времени), увеличения скоростей рабочих движений крана и совмещения указанных рабочих движений во времени.

Наименьшие  значения скоростей рабочих движений кранов соответствуют механизму подъема груза, что при больших высотах перемещения составляет большую долю от времени полного цикла работы машины. Поэтому для обеспечения наивысших технико-экономических показателей работы крана допускается совмещение (одновременное выполнение) не более двух рабочих движений, например одновременные подъем груза и передвижение моста крана либо передвижение моста крана и грузовой тележки (тельфера).

При этом нельзя допускать одновременного включения  всех механизмов крана (передвижения моста, тележки и подъема груза). Совмещение работы всех трех крановых механизмов разрешено только при необходимости предупреждения несчастного случая или аварии.

При перемещении  расплавленного металла, жидкого шлака  или особо громоздких грузов производить  одновременно подъем груза и перемещение  тележки или моста запрещено. В случае навески на крюки механизмов главного и вспомогательного подъемов различных грузоподъемных приспособлений (например, магнит, клещи и т. п.) одновременная работа обоих механизмов также запрещена.

Расстояние  между крайними точками двух мостовых кранов, работающих на одном пути, должно быть не менее 2 м.

Современный кран имеет много средств защиты и безопасности, которые призваны не допустить эксплуатацию в предельных и экстремальных режимах. Однако неправильные действия крановщика могут нанести вред даже самой современной технике. Вне зависимости от того, какой тип (башенный, автомобильный, гусеничный и др.) или какая модель используется на строительной площадке, основным критерием оценки работы крана является его безопасная эксплуатация, а основным руководящим документом, определяющим требования к эксплуатации грузоподъемных кранов, – Правила ПБ 10-382-00. Эти Правила – непреложный закон для всех организаций, так или иначе связанных в своей деятельности с грузоподъемными кранами.

Независимо  от типов и моделей кранов их проектирование выполняется в соответствии с  требованиями этих Правил. Современные  конструкции кранов уже не позволяют работать неквалифицированно. Оснащенные микропроцессорными ограничителями грузоподъемности, приборы безопасности защищают кран не только от перегрузов с целью элементарной защиты от опрокидывания крана, но и от разрушения металлоконструкций. Кроме того, для облегчения задач крановщика при работе в ограниченном пространстве такие приборы безопасности заранее могут быть настроены на ограничение рабочей зоны (координатная защита), не допустят работу вблизи линий электропередач, при необходимости блокируя работу механизмов крана. Вся информация о выполняемых операциях (масса груза, высота подъема, вылет, длина стрелы) оперативно выводится на монитор прибора безопасности. Крановщик в состоянии полноценно, в любой момент времени оценить не только возможность выполнения поставленной задачи, но и собственную безопасность.

Но это  электроника. Она не может следить  за состоянием стальных канатов, наличием подтеканий рабочей жидкости, просадками и рывками в работе гидроцилиндров, состоянием стрелы и ее секций и  другими визуальными проявлениями неисправностей крановых механизмов. Здесь требуется опыт, знания и, самое  главное – желание следить  за техническим состоянием крана.

60-70% всех  владельцев дорожно-строительной  техники эксплуатируют ее по принципу: купил, за полгода круглосуточной эксплуатации отработал стоимость, еще полгода эксплуатации до непригодного состояния, и в результате 100%-ная чистая прибыль.

Техническое состояние кранов, квалификация водителей-крановщиков часто не удовлетворяют нормам. Зачастую владельцы компаний или индивидуальные предприниматели, приобретая кран, совершенно не понимают и не оценивают тот факт, что производители кранов давно перестали выпускать технику, не требующую специальных знаний. Например, некоторые заводы одним из основных условий исполнения гарантийных обязательств на свою продукцию выдвигают обязательное обучение будущих крановщиков на базе своих учебных центров по специально разработанным программам. Сегодня крановщик, даже с 20-летним стажем работы на кранах выпуска 90-х годов, просто не сможет работать на новых моделях. Невыполнение краном тех или иных операций истолковывается как неисправность, устранение которой зачастую решается одной кнопкой.

Приведем  пример: скорость подъема/опускания  и поднимаемая масса груза  оказались в два раза ниже паспортной – может являться следствием того, что крановщик случайно включил тумблер «режим затяжки крюка» и не понимает, что произошло. Более того, известны факты, когда инструкции по эксплуатации крановых установок и приборов безопасности для сохранности лежат в сейфах механиков или главных инженеров предприятий за десятки километров от крана, а крановщик не знает, какую кнопку нажимать в той или иной ситуации. Для обеспечения безопасной работы крана необходимо несколько слагаемых:

  • наличие исправного прибора безопасности;
  • технически исправное состояние всех механизмов крана;
  • квалифицированный персонал, способный использовать возможности современного крана;
  • соблюдение положений Правил ПБ 10-382-00.

Несоблюдение  этих требований при водит к авариям, за которыми иногда стоят человеческие жизни. Каковы же основные ошибки, приводящие к поломкам крана, аварийным ситуациям, травмам и огромным материальным потерям на восстановление после аварий?

  1. Невведенные или неправильно введенные параметры в ограничитель нагрузки кранов ОНК (режим работы крана, кратность запасовки, опорный контур и т. д.) приводят к несоответствию возможностей автокрана паспортным грузовысотным характеристикам, как следствие – срабатыванию ОНК и возникновению перегрузов там, где их быть не должно. Или наоборот, ОНК позволяет поднимать груз, превышающий допустимый, что вызывает аварийные ситуации.
  2. Необученность крановщика работе с прибором безопасности. Обучение крановщиков проводят специализированные организации, после чего выдается удостоверение крановщика. У кранов приборы безопасности могут немного различаться, поэтому перед началом работы необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
  3. Блокировка ОНК вставкой перемычки на определенные контакты: прибор перестает блокировать работу крана, давая возможность работы с перегрузом, следствием чего является опрокидывание крана, травмирование крановщика.
  4. Неизменение кратности запасовки грузового каната согласно грузовысотным характеристикам. Приводит к тому, что кран либо не поднимает заявленный по паспорту груз, либо срабатывает ОНК, блокируя всю работу, либо кран работает в условиях перегруза.
  5. Попытка телескопирования стрелы с грузом на крюке, превышающим разрешенный для данной операции. В результате не работает операция телескопирования стрелы. Проблема в превышении грузовысотных характеристик.
  6. Проведение сварочных работ на кране без отключения АКБ и основных электронных систем крановой установки и шасси. Выводит из строя приборы безопасности крана.
  7. Отсутствие технического обслуживания и технического надзора за состоянием крана, отсутствие контроля над уровнем рабочих жидкостей, состоянием и затяжкой основных узлов и механизмов, несвоевременная замена частей и механизмов, подвергшихся износу.
  8. Подъем груза, находясь в неустойчивом положении, или на не выставленном полностью опорном контуре, при сильном порывистом ветре.
  9. Отсутствие организации производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке. Отсутствие проекта производства работ, а также отсутствие в нем работ, выполняемых крановщиком. Отсутствие ограждения рабочей зоны.
  10. Неправильная строповка груза, приводящая к падению грузов и, как следствие, к травмам рабочих.
  11. Блокировка ОНК и отключение МЗОН (модуль защиты от опасного напряжения) в целях выполнения работ вблизи с линией электропередач, приводящие к поражению персонала током. В инструкции к крану описаны методы координатной защиты.
  12. Отсутствие контроля над уровнем горизонта при выполнении погрузочно-разгрузочных работ не позволяет своевременно увидеть просевший гидроцилиндр из-за протечки рабочей жидкости или простого опускания грунта. Это приводит к значительным перераспределениям нагрузок на опорном контуре и металлоконструкции крана. Угол горизонта необходимо контролировать постоянно.
  13. Попытки подъема груза на горизонтальной стреле значительно уменьшают грузоподъемность и устойчивость крана, что, как правило, в 100% случаев приводит к его опрокидыванию или излому опорных гидроцилиндров.
  14. Резкая работа крановщика по началу/окончанию работы крановой установки, приводящая к серьезным динамическим нагрузкам, раскачиванию груза, повышенному износу основных нагруженных узлов.
  15. Подтягивание груза или попытка поднять вмерзший, вкопанный, забетонированный груз, как правило, приводит к излому стрелы или опрокидыванию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ВЫСОТЫ ПОДЪЕМА КРЮКА  КРАНА 

Высотой подъема грузового крюка называется наибольшая возможная высота его  подъема от основания крана. У  наземных башенных кранов, передвигающихся  по рельсам, эта высота измеряется от головки рельс. У таких кранов высота подъема крюка определяется высотой башни и величиной  превышения головки стрелы над шарнирно закрепленной на башне пятой стрелы. Это превышение обеспечивается изменением угла наклона стрелы. От высоты подъема  грузового крюка зависит возможная  высота подъема груза. Кран, установленный  на здании и поднимающийся по мере его возведения, способен поднимать  грузы на большую высоту, чем это  обеспечивается высотой башни и  подъемом стрелы. В данном случае при  определении высоты подъема груза  учитывается высота расположения основания  крана над землей. Предел подъема  груза у таких кранов определяется канатоемкостью барабана лебедки. Поэтому для кранов, устанавливаемых на зданиях и сооружениях, наряду с высотой подъема грузового крюка указывается канатоемкость барабана лебедки подъема груза, определяемая наибольшей длиной каната, навиваемого на барабан.

- высота  подъема крюка Нкр – расстояние от уровня стоянки крана до крюка при стянутом полиспасте и определенном вылете крюка, м; 

 
 

Требуемая высота подъема крюка Нтркр  

Нтркр = hо + һз + һэ + һс,   

где hо – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана, м;

һз – запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для заводки конструкции к месту установки или переноса ее через ранее смонтированные конструкции (обычно принимается не менее 0,4-1,0 м), м;

Һэ – высота элемента в монтажном положении, м;

Һс – высота строповки в рабочем состоянии от верха монтируемого элемента до низа крюка крана (в пределах 1-4 м), м. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ КРАНА

Информация о работе Безопасная эксплуатация монтажных кранов