Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:07, реферат

Описание

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Работа состоит из  1 файл

бчс.docx

— 1.39 Мб (Скачать документ)

- наводнения, вызванные подводными землетрясениями,  извержениями подводных или островных  вулканов.

По размерам и наносимому ущербу наводнения бывают:

- низкие (малые)  – вода затапливает низкие  места, почти не нарушая ритма  жизни населения, наносит незначительный  ущерб; 

- высокие  – существенно нарушают налаженную  жизнь людей, наносят значительный  материальный ущерб, часто вызывая  необходимость частичной эвакуации  населения; 

- выдающиеся  – охватывают целые речные  бассейны, наносят большой материальный  ущерб, затапливают населённые  пункты и города, при этом возникает  необходимость в массовой эвакуации  людей; 

- катастрофические  – полностью меняют жизненный  уклад населения и приводят  к огромным материальным потерям,  затапливая более 70 % сельскохозяйственных  угодий.

Что делать, если возникла угроза наводнения?

При угрозе наводнения проводят предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и  создать условия для эффективных  спасательных работ. В первую очередь  надо информировать население о  возникновении угрозы, усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние  дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются  выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, готовятся другие гидротехнические сооружения.

 Если угроза  наводнения будет нарастать, то  в предполагаемой зоне затопления  работа предприятий, организаций,  школ и дошкольных учреждений  прекращается. Детей отправляют  по домам или переводят в  безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят  на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши. Скот перегоняют на возвышенные места. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы.

Если наводнение стало фактом, как  проводить спасательные работы и  какие меры предосторожности соблюдать?

Эвакуация –  один из способов сохранения жизни  людей. Для этого используются все  имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины – амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садится на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше.

Рисунок 2. Наводнение.

Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой – бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плаванье детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.

При получении  информации о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:

- пакет с  документами и деньгами;

- аптечку; 

- трёхдневный  запас продуктов и питьевую  воду;

- постельное  бельё и туалетные принадлежности;

- комплект  верхней одежды и обуви. 

После этого  необходимо прибыть в установленный  срок на заранее назначенный эвакуационный  пункт для регистрации и отправки в безопасное место.

Если вода застала Вас в поле или в  лесу, нужно срочно выходить на возвышенные  места, а в лесу забраться на прочные  развесистые деревья.

 К тонущим подплывать лучше со спины. Приблизившись взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.

 При наличии  лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде – против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

После спада  воды:

- остерегайтесь  оборванных и провисших проводов;

- продукты, попавшие  в воду, можно употреблять только  после их проверки санитарной  инспекцией;

- воду перед  употреблением обязательно кипятить.

Перед тем  как войти в здание после спада  воды, убедитесь, что вход в него не представляет опасности. Войдя в  помещение, сразу же проветрите его. Не применяйте спички или зажигалку.

 

 

2.3. Лесные и торфяные пожары.

 

Лесной пожар  – неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

До 80% пожаров  возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении  с огнем в местах труда и  отдыха, а также в результате использования  в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от молнии во время грозы.

Основные  причины загорания лесов:

- брошенная  незатушенная спичка или сигарета;

- бутылки  и осколки стекла (в солнечную  погоду);

- не полностью  погашенный костёр;

- преднамеренные  поджоги; 

- грозовые  разряды.

Поражающие  факторы лесных и торфяных пожаров.

  Первичные  поражающие факторы:

- огонь, 

- высокая  температура воздуха. 

  Вторичные  поражающие факторы: 

- обширные  зоны задымления,

- ядовитые  газы,

- обрушение  деревьев.

 По характеру  пожары подразделяются на низовые,  подземные и верховые. Чаще всего  происходят низовые пожары –  до 90% от общего количества. В этом  случае огонь распространяется  только по почвенному покрову,  охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.

При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь  продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 – 20 км/час. В России наибольшее распространение это бедствие получило в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Ленинградской, Архангельской областях, Красноярском крае, республиках Саха и Хакасия. Потребовались огромные усилия пожарных, подразделений МЧС РФ и населения, чтобы остановить и ликвидировать огонь.

По площади, охваченной огнём, лесные пожары подразделяются на классы.

Таблица 2.

Класс пожара

Площадь пожара (га)

Загорание

0,1-0,2

Малый пожар

0,2-2,0

Небольшой пожар

2,1-20

Средний пожар

21-200

Крупный пожар

201-2000

Катастрофический пожар

более 2000


 

Районы, в  которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются «зоной бедствия».

Если возник пожар. Что делать?

Захлестывание кромки пожара – самый простой  и вместе с тем достаточно эффективный  способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используются пучки ветвей длиной 1 – 2 м. или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3 – 5 человек за 40 – 50 мин. Может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м. В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно лучше, когда это делается с помощью техники. Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространятся.

Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому  населенному пункту. Что предпринять в таком случае? Главное – эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производится в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль речек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Не забудьте взять собой документы, деньги и крайне необходимые вещи.

Эвакуация из зоны лесного пожара.

Если во время  прогулки в лесу вы столкнулись с  лесным или торфяным пожаром:

- определите  направление ветра;

- определите  направление распространения огня;

- выберите  маршрут выхода из леса (перпендикулярно  огню) вдоль рек, просек в безопасное  место;

- выходите  из леса только в наветренную  сторону и быстро.

При этом необходимо защитить органы дыхания (дышите через  мокрую ткань).

 

 

3. Заключение.

 

Рассмотрение  проблем безопасности человека в  любых условиях жизни и сферах деятельности приводит к выводу, что  достижение абсолютной безопасности немыслимо, а максимальный уровень возможен при оптимальной организации  безопасной жизнедеятельности.

Под организацией БЖД мы понимаем систему, которая  обеспечивает приемлемый, постоянно  повышающийся уровень безопасности. Этот уровень оценивается системой показателей заболеваемости, травматизма, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, аварий и других нежелательных событий. В качестве таких показателей  принимаются абсолютные или относительные  числовые значения, характеризующие  те или иные опасности. Для оценки гибели людей от различных опасностей следует определять значение риска  как наиболее объективного показателя. Чтобы получить объективные показатели, необходимо разработать научно обоснованную систему учета, обработки, анализа  и открытой публикации информации об опасностях и их последствиях. При  получении объективных данных можно  судить о динамике опасностей и анализировать  тенденции. Определить точное количество людей, погибающих от опасностей, представляет трудную задачу, так как государственная  статистика крайне деформирована. Итак, необходимое условие системы  безопасности - наличие достоверной  и открытой статистики о состоянии  безопасности.

В давние времена  стихийные бедствия считали наказанием, которое посылают людям разгневанные боги. Однако теперь нам известно, как  и где происходят мировые катастрофы, известны все параметры этих стихийных  бедствий, известно как защищаться от них и уменьшить катастрофические последствия, хотя бы частично. Поэтому  так важно каждому человеку знать  как вести себя в случае самых  разных стихийных бедствий.

 

 


Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях