Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:46, реферат
Безопасность жизнедеятельности представляет собой систему научных знаний, изучающих природные и антропогенные опасности и позволяющих разрабатывать защиту от них. В этой системе безопасность выступает как «цель» науки «Безопасность жизнедеятельности». А «жизнедеятельность» - как «средство», обеспечивающее безопасность жизнедеятельности. Под безопасностью кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении надежной защищенности.
1. Безопасность жизнедеятельности 3
2. Цель безопасности жизнедеятельности 7
3. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях 10
4. Метод определения носителей опасности в различных сферах деятельности 14
5. Задачи, решаемые безопасностью жизнедеятельности, по защищенности человека и технических систем 18
Список литературы 20
На создание и обеспечение ТСБ приходится использовать определенную долю материальных ресурсов общества из тех областей, в которых создается социально-экономическая система безопасности. Материальные ресурсы общества ограничены.
Рис. 1.2. Обеспечение безопасности человека
Можно стремиться к постоянному снижению техногенного риска, увеличивая капиталовложения (D) в ТСБ, однако, чем больше эти средства, тем меньше средств (C - D), направляемых на повышение безопасности в социально-экономической области. В силу этого встает важная задача об оптимальном распределении материальных и трудовых ресурсов.
Исходной методологической базой для БЖД как научной дисциплины является концепция деятельности, так как деятельность как процесс представляет наибольшую опасность. Под деятельностью понимается специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Всякая деятельность включает в себя формирование цели, определение средств достижения цели, выбор движения к цели, результат и собственно процесс деятельности.
Цель может быть достигнута (положительный результат) на основе знаний, которые позволяют правильно сформулировать значимость этой цели. В этом случае важным условием становится выбор тактики и стратегии достижения цели, а также тактики достижения поставленной цели.
Тактика выбора цели заключается в умении:
выделить приоритетность цели;
выбрать путь движения к цели (прямолинейный, в обход цели, с разных сторон, с возвратом, определяющим поступательность движения);
определить необходимые средства достижения цели;
наметить начало движения к цели и срок достижения цели в виде положительного результата.
Стратегия достижения цели состоит из:
организации процесса движения к цели (по потоку, против потока, циклически),
выбора принципа достижения цели: «Жизнь - есть игра».
Тактика достижения цели заключается:
в приобретении знаний,
использовании знаний других людей и их опыта,
умении как выигрывать, так и проигрывать. Последнее означает, что цель выбрана неверно, неправильно определены тактика выбора цели, тактика и стратегия, а также средства достижения цели. Следовательно. при отрицательном результате необходимо заново сформировать цель на основе новых знаний и полученного опыта, определить средства, необходимые для достижения цели, определить начало движения к цели и сроки ее завершения.
Цикл действия можно представить отрезком времени, характеризующимся началом и завершением действия, и средствами, необходимыми для достижения поставленной цели и процессом деятельности.
Анализ практической человеческой деятельности, включающей многообразие форм человеческой активности, приводит к заключению о потенциальной опасности любой формы деятельности. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления поражающих факторов в определенных, нередко трудно предсказуемых условиях в любое время и в любом месте пространства при определенных обстоятельствах или условиях. Из этого следует, что суть опасности состоит в возможности такого воздействия факторов на человека, которое приведет к травмам, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. Таким образом, опасность в среде обитания является следствием действия множества факторов на человека и характеризуется их взаимодействием и соответствующим откликом организма на их воздействие.
В случае несоответствия факторов характеристикам и возможностям человека или распространением их за пределы гомосферы появляется феномен опасности.
Неоднородность системы «человек-среда» и подсистемы «человек - производство» основа любой опасности. Вот почему анализ этих систем по условию опасности должен основываться на детальной декомпозиции трудового процесса, как основы любой формы человеческой деятельности.
Одной из важных форм деятельности как процесса является труд.
Рассматривая среду обитания с точки зрения надежной защищенности человека, можно заключить, что основным элементом этой среды является труд, который, в свою очередь, представляет сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда, состоящую:
из субъектов труда;
средств (машин, оборудования);
орудий труда (технологической оснастки, режущего и мерительного инструмента);
процессов труда, характеризующих действием, как субъектов, так и машин;
продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей воздушной и водной среды и т. п.;
производственных отношений (организационных, экономических, социальных, психологических и т. д.).
Декомпозиция основана на использовании метода определения носителей опасности. Этот метод позволяет наиболее полно выявить опасность и вредность факторов, распространенность их действия во времени и пространстве, их параметры, интенсивность и другие признаки.
Любой признак носителя опасности является достаточным условием отнесения факторов к разряду опасных или вредных и защите человека от их воздействия при его трудовой деятельности, т. е. обеспечения его безопасности на основе научных достижений БЖД.
Защищенности человека напрямую связана с безопасностью техники и сложных технических систем.
Рассматривая условия защищенности человека, следует сказать, что она определяется отсутствием:
производственных и непроизводственных аварий,
стихийных и других природных бедствий,
опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья,
вредных факторов, приводящих к заболеванию человека, в том числе и профессиональному, и снижающих его работоспособность, а, кроме того влияющих на качество полезного труда. Таким образом, цель БЖД можно обозначить в виде: малой вероятности нарушения регламента эксплуатации техники и ведения технологических процессов, предупреждения травматизма в любом его виде, сохранения здоровья людей, поддержания высокой работоспособности в процессе трудовой деятельности при высоком качестве выполняемых работ, сохранения природной среды от антропогенного воздействия, готовности населения к стихийным бедствиям и другим воздействующим проявлениям природной среды, умения человека противостоять стихийным и антропогенным бедствиям и ЧС, правильных действий персонала, обслуживающего сложные технические системы, в кризисной или экстремальной обстановке.
Для достижения некоторых перечисленных целей БЖД выдвигаются как научные, так и практические задачи.
К группе научных задач относятся получение новых принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технологических процессов, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи, в том числе и приборного обеспечения мониторинга состояния среды обитания.
К группе практических задач относятся разработки конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий, при условии сохранения его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.
Таким образом, задача БЖД сводится к определению принципов, методов и средств, обеспечивающих наибольшую безопасность, как человека, так и природы при различных альтернативных вариантах, допускаемых общественной формацией на современном этапе развития общества.
Выбор принципов, методов и средств зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности (риска), стоимости и других критериев, в том числе социальных и политических.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2005.
Конституция РФ.
Основы законодательства РФ об охране труда.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. профессора Э. А. Арустамова. - М.: Изд. Дом «Дашков и Ко», 2000.
Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.