Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:17, реферат
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей.
Среди
нормативных актов,
Борьба с
терроризмом как общегосударственная
задача. Не подлежит сомнению тезис о том,
что терроризм превратился сегодня в серьезную
проблему для всего мирового сообщества.
И при организации эффективного противодействия
ему необходимы совместные усилия различных
государств, их специальных служб и правоохранительных
органов. Однако следует четко осознавать,
что подобное взаимодействие может иметь
место лишь в ситуации, когда интересы
различных государств в сфере борьбы с
терроризмом совпадают.
Обеспечить
безопасность инфраструктуры можно лишь
одним способом – "работать над упреждением,
и это задача правоохранительных органов
и органов безопасности", - заявил премьер-министр
России Владимир Путин после трагедии
с "Невским экспрессом". По мнению
Генпрокурора страны Юрия Чайки, уменьшению
количества терактов способствует ужесточение
закона и ряд специальных изменений в
уголовном законодательстве. В частности,
подсудимые, обвиняемые в терроризме,
не имеют права требовать рассмотрения
их дел судом присяжных. Такое ограничение
особенно актуально для Северного Кавказа,
где существуют тесные родственные и клановые
отношения, из-за чего крайне трудно найти
полностью независимых присяжных, никак
не связанных или не знакомых с обвиняемыми.
Кроме того, сейчас Госдума рассматривает ряд законопроектов, в которых предлагается изменить территориальную подсудность по делам о терроризме и экстремизме, передав их в окружные военные суды (ОВС). До сих пор такие преступления относились к компетенции судов общей юрисдикции. Сторонники этого законопроекта считают, что ОВС обеспечат непредвзятое и объективное рассмотрение дела, поскольку сформированы по принципу расположения военных округов в стране, не привязаны жестко к какой-либо административной единице или субъекту РФ и не зависят от местных властей.
Однако, несмотря на многочисленные контртеррористические операции и все более строгие законы, активность террористов не уменьшается. По мнению аналитиков, причина этого заключается в том, что правительство пытается устранить симптомы, вместо того, чтобы искоренить причины терроризма. В частности, "кавказский" терроризм обусловлен экономической разрухой в северокавказских республиках, где практически все доходы, в том числе и федеральные дотации, распределяются между представителями стоящего у власти клана, уделом же большинства остается бедность, безработица и отсутствие перспектив. Там, где нет контроля финансов, неизбежно будет процветать коррупция. "Получается, что государство своими же руками взращивает предпосылки для роста террористической активности на Северном Кавказе. А затем государство еще тратит огромные деньги на содержание военно-полицейской машины на юге страны. Чтобы победить террористов, нужно начать наведение элементарного порядка в органах власти северокавказских республик", - считает спикер Совета федерации РФ Сергей Миронов.
В праве России
терроризм определяется как идеология
насилия и практика воздействия
на общественное сознание, на принятие
решений органами государственной
власти, органами местного самоуправления
или международными организациями,
связанные с устрашением
26 февраля 2006 года Госдума приняла закон «О противодействии терроризму». Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму — в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.
Основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на ФСБ, директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.
В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм» — «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».
Новый закон позволяет ФСБ привлекать для борьбы с терроризмом вооружённые силы, которые, в частности, могут использоваться для «пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами» — вплоть до их полного уничтожения. В том числе, по решению президента России, военные могут быть привлечены для нанесения ударов по базам террористов за рубежом.
В июле 2006,в связи с похищением и убийством работников российского посольства в Ираке, президент РФ Владимир Путин обратился к Совету Федерации с просьбой дать разрешение на использование российских формирований вооружённых сил и подразделений спецназначения за рубежом для борьбы с терроризмом — для «защиты прав и свобод человека, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимости наказания за совершение терактов, охраны суверенитета РФ». 7 июля Совет Федерации единогласно проголосовал за предоставление такого права бессрочно и без каких-либо дополнительных условий.
Одновременно 5 июля 2006 Госдума внесла поправки в законы «О ФСБ» и «О противодействии терроризму», которые дают президенту право не ставить Совет федерации в известность о сроках, количестве и типе подразделений, использующихся в спецоперациях.
Другими поправками в законодательство по борьбе с терроризмом предусматривается:
Особое место
в деятельности государственных и общественных
организаций по борьбе с терроризмом принадлежит
международным организациям, а также координации
усилий разных стран в предупреждении
и пресечении этого зла. Помимо названных
направлений борьбы с таким явлением,
как терроризм, необходимо бороться с
этим злом как можно эффективнее и на законодательном
уровне, улучшать и углублять законодательство
регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее
за него ответственность.
Список использованной литературы:
Нормативный материал 1.1 Конституция РФ от 12.12.1993. Официальное издание. М 1993. 1.2 О борьбе с терроризмом. Закон РФ от 25.06.98 Российская газета. 1998. 4 августа. 1.3 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 Собрание законодательства РФ. 1996. 25.
Ст.2954. 1.4 О внесении изменений и дополнений в УК РФ. Закон РФ от 09.02.99. Собрание законодательства РФ. 1999. 7. Ст.873. 1.5 Концепция национальной безопасности РФ. Утв. указом президента от 10.01.2000 Собрание законодательства РФ. 2000. 2. Ст.170. 1.6 Положение о межведомственной антитеррористической комиссии
РФ. Утв. постановлением правительства РФ от 16.01.1997 Собрание законодательства РФ. 1997. 4. Ст.547. 1.7 Итоговый документ совещания министров восьмерки по борьбе с терроризмом Сборник правовых актов. М 1998. Вып. 10. С. 125 Научная и специальная литература 2.1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование.
М 1998. 2.2. Белая книга Российских спецслужб. М 1995. 2.3.Гончаров С.А. Особенности терроризма в России Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М 1997. 2.4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М 1955. 2.5. Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления.
Харьков 1999. 2.6. Кабанов
П.А. Политический терроризм причины
и некоторые меры предупреждения
Следователь. 1999. 3. 2.7. Качмазов О. Уголовная
ответственность за терроризм Законность.
1998. 8. 2.8. Комиссаров В.С Емельянов
В.П. Террор, терроризм, государственный
терроризм понятие и