ЧС техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).

Содержание

Введение
1. Определение Чрезвычайной Ситуации
2. Техногенные Чрезвычайные Ситуации
2.1. Радиационно-опасные объекты
2.2. Аварии на гидротехнических сооружениях
2.3. Аварии на транспорте
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

бжд.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

 

План

Введение

1. Определение Чрезвычайной Ситуации

2. Техногенные  Чрезвычайные Ситуации

2.1. Радиационно-опасные объекты

2.2. Аварии на гидротехнических сооружениях

2.3. Аварии на транспорте

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Человек и среда его  обитания образуют систему, состоящую  из множества взаимодействующих  элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия  факторов природной среды проявляются  главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧС

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ  СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

2. ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с  выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.        В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.  Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время  катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.  Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.            Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития. На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.          На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство  или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной  подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

2.1. Радиационно-опасные  объекты.

К радиационно-опасным  объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической  промышленности, объекты по переработке  и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

В 26 странах мира на АЭС насчитывается 430 энергоблоков (строится еще 48). Они  вырабатывают электроэнергии: во Франции -75%, в Швеции - 51%, в Японии - 40%, в  США - 24%, в России - 12%. У нас работает 9 АЭС, имеющих 29 блоков.

При авариях или катастрофах  на объектах атомной энергетики образуется очаг радиоактивного заражения (территория, на которой произошло радиоактивное  заражение окружающей среды, повлекшее  поражение людей, животных, растительного  мира на длительное врем).

Услышав сообщение об опасности  радиоактивного заражения, необходимо:

1. Принять противорадиационный  препарат из индивидуальной аптечки  (йодистый калий).            2. Надеть средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) взрослым и детям.         3. Загерметезировать квартиру ( заклеить окна, вентиляционные отверстия, уплотнить стыки).            4. Надеть куртки, брюки, комбинезоны, плащи из прорезиненной или плотной ткани.              5. Укрыть продукты питания в герметичной таре.      6. Автобусы и другие крытые машины подавать непосредственно к подъездам.

Опасность, возникающая  во время аварий на РОО, связана с  выходом радиоактивных веществ  в окружающую среду.        Радиоактивность - это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.           Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.       Защитой от гамма и нейтронного излучения могут быть убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Радиоактивное загрязнение (заражение).

Радиоактивное загрязнение (заражение) местности происходит в  двух случаях: при взрывах ядерных  боеприпасов или при аварии на объектах ядерной энергетики.

При ядерном взрыве преобладают  радионуклиды с коротким периодом полураспада. Поэтому происходит быстрый спад уровней радиации. При авариях  на АЭС характерно, во-первых, радиоактивное  заражение атмосферы и местности  легколетучими радионуклидами (йод, цезий, стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительным периодом полураспада. Поэтому резкого спада уровней радиации нет. При ядерном взрыве главную опасность представляет внешнее облучение (90 - 95% от общей дозы). При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии. Доза внешнего облучения здесь составляет 15%, а внутреннего - 85%.

2.2. Аварии на гидротехнических сооружениях.

Опасность возникновения  затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.           Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.         Значительные участки местности через 15 - 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.             По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы зоны затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.       В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

2.3. Аварии на транспорте.

Аварии на железнодорожном  транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.    При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.         Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

Аварии в  метрополитене.

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах  метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов  поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Аварии на автомобильном  транспорте.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих.             Одним из правил безопасности является неукоснительное выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся  на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом  ребенок, крепко прижать его, накрыть  собой и также упасть набок. Наиболее опасное место - переднее сидение, поэтому  детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.           Как правило, после удара двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.

Аварии на морском  и речном транспорте.

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых  гибнет свыше 2 тыс. человек. При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем - здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.          Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи - более месяца.

Аварии на авиационном  транспорте.

Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и  от пассажиров. Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под расположенное впереди кресло.          Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться. При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Покинув самолет, следует быстро оказать помощь пострадавшим и не оставаться вблизи самолета.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них.. Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

2. Чрезвычайные ситуации.. Энергия:  экономика, техника, экология, 2000 г..,1999 г.

3. Причины и последствия стихийных  бедствий и катастроф. Мешков  Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г.

5.Макеев В., Михайлов А., Стражиц Д. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. 1996

6.Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1094 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”

 


Информация о работе ЧС техногенного характера