Гражданская оборона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Описание

Ежегодно в Российской Федерации происходит немалое количество чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. Страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения.

Содержание

Введение
1. Основные понятия и принципы организации ГО
2. Взаимодействие ГО и РСЧС
3. Задачи в области ГО. Обеспечения формирований ГО и РСЧС
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные понятия  и принципы организации ГО…………………………..5

2. Взаимодействие  ГО и РСЧС…………………………………………………6

3. Задачи в  области ГО. Обеспечения формирований ГО и РСЧС…………..8

Вывод……………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Ежегодно  в Российской Федерации происходит немалое количество  чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. Страдают,  гибнут  люди,  наносится большой  материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией  являлось и является защита населения и национального достояния от  последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а  также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения.  Создание Госкомитета РФ, а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране  современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Долгое  время эту функцию выполняла  система гражданской обороны. В  основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако  на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение  возникновения ЧС;

- снижение  потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация  последствий ЧС.

в значительной степени при построении РСЧС использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.

Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и средствами. Единая система должна полностью наследовать международный юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС.

Понятийные  противоречия могли бы быть сняты  новым названием системы “Гражданская защита”.

Органы  управления ГО и ЧС включены в состав соответствующих органов исполнительной власти. Это расширяет их возможности и упрощает руководство силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны.

По ходу стабилизации структуры органов  федеральной исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их органов управления, занимающихся вопросами ГО и ЧС.

 Все  руководство гражданской обороной  и РСЧС (гражданской защиты) в  мирное и военное время осуществляется  через МЧС России. 
 
 
 
 
 

1. Основные  понятия ГО

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чрезвычайная  ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

Вступивший  в силу в феврале 1998 г. Федеральный  закон «О гражданской обороне» определил задачи гражданской обороны в современных условиях, правовые аспекты их осуществления, полномочия, общие обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, руководителей гражданской обороны всех уровней  и их органов управления в области ГО, состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

Основными принципами организации и ведения гражданской обороны являются:

1. Организация  и ведение гражданской обороны  являются одними из важнейших  функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства;

2. Подготовка  государства к ведению гражданской  обороны осуществляется заблаговременно  в мирное время с учетом  развития вооружения, военной техники  и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. Ведение  гражданской обороны на территории  Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

2. Взаимодействие  ГО и РСЧС

Опасности в виде аварий, взрывов, катастроф  носят объективный характер и  происходят во всех странах мира. Поэтому  правительства в своих странах  создают с учетом национальных особенностей органы и организации по предупреждению и ликвидации ЧС.

Для защиты населения и территорий от ЧС в  Российской Федерации создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Помимо  РСЧС в России действует система Гражданской обороны.

Однако  Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Одна  из главнейших задач РСЧС проведение единой государственной политики в  области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

РСЧС  и ГО созданы и функционируют  по территориально - производственному принципу на всей территории Российской Федерации.

Общее руководство ГО в стране возложено  на Правительство Российской Федерации.

Непосредственное  руководство ГО РФ возложено на министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Руководство гражданской обороной, предупреждением  и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в краях и областях, городах  и районах, министерствах и ведомствах в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны.

Для защиты людей от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий и при  чрезвычайных ситуациях применяются  различные способы и средства: обучение, оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия и складки местности), эвакуация в загородную зону (отселение в безопасные районы), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, защитная одежда, профилактические средства и прививки), установление режимов военного положения или чрезвычайной ситуации, радиационной или химической защиты, карантина или обсервации, то есть усиленного медицинского наблюдения. 

3. Задачи  в области ГО. Обеспечения формирований ГО и РСЧС

Современные средства массового поражения выдвигают  перед гражданской  обороной ряд  актуальных и сложных задач.

Гражданская оборона – это комплекс общегосударственных  мероприятий.

В соответствии с ФЗ № 28 «О гражданской обороне» основными задачами ГО являются:

1) обучение населения в области гражданской обороны;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6)проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8) борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) срочное захоронение трупов в военное время;

14) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Информация о работе Гражданская оборона