Характеристика и классификация ЧС техногенного характера. Авария на радиационно опасных объектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 11:12, контрольная работа

Описание

Мир, в котором мы живём, полон опасностей. История человечества – это история борьбы с разного рода опасностями, бедствиями, которые угрожают человеку во всех сферах деятельности, обитания. Второе тысячелетие - тысячелетие катастроф. 1340-1360 гг. - величайшая в истории эпидемия чумы. Погибли миллионы. 1500-1550 гг. - гибель целых государств от распространения оспы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..........3

1. Чрезвычайные ситуации, основные понятия и определения, сферы их возникновения……………………………………………………………….5

2. Классификация и краткая характеристика Чрезвычайных Ситуаций техногенного характера…………………………………………………….9

3. Аварии на радиационно опасных объектах……………………..……..19

Заключение………………………………………………………………….32

Библиографический список………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

обж кр.docx

— 70.78 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим ЧС техногенного характера.

     2.Классификация и краткая характеристика ЧС техногенного характера

     Аварии, катастрофы, пожары и др. бедствия в  России за последние годы оказывают всё возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Рост числа техногенных ЧС, усугубление последствий и масштабов воздействия достигли такого размаха, что начали заметно сказываться на безопасности Государства и его населения. Свидетельством тому Чернобыльская катастрофа, крупная авария с выбросом радиоактивного облака под Томском в апреле 1993 г., пожар на КамАЗе, продолжавшийся несколько недель, аварии на теплотрассах Хабаровска, где практически всю зиму 1990-91 гг. город оставался без теплоснабжения, почти ежегодные прорывы плотин и дамб, многочисленные случаи железнодорожных и авиационных катастроф.

     Высокая степень опасности от аварий и  катастроф сохраняется. Невольно возникает  вопрос: почему такое происходит?

     Основных  причин две:

  • во-первых, современное производство всё усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется огромное количество энергетических мощностей,
  • во-вторых, это человеческий фактор, деятельность человека. Невнимательность и грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования (низкий уровень дисциплины труда - халатность). Всё это приводит к трагическим последствиям, огромным материальным убыткам.

     ЧС  техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Техногенные ЧС классифицируются по типам аварий и катастроф. Наиболее типичными авариями являются:

     1. Аварии на радиационно опасных объектах (РОО).

     2. Аварии на химически опасных  объектах (ХОО).

     3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных  объектах.

     4. Аварии на гидродинамически опасных  объектах.

     5. Аварии на транспорте (ж/д, автомобильном,  воздушном, водном).

     6. Аварии на коммунальных системах  жизнеобеспечения.

     7. Аварии с выбросом (угрозой выброса)  биологически опасных веществ

     (БОВ).

     8. Аварии на электроэнергетических  системах.

     9. Аварии на очистных сооружениях.

     10. Внезапные обрушения зданий и  сооружений.

     Статистические  данные говорят о том, что ежегодно около 70 % ЧС, возникающих в РФ, носит техногенный характер. С каждым годом растёт число техногенных ЧС в районах, где высока концентрация угольной, химической, нефтяной и газовой промышленности и развита сеть автомобильных и железных дорог. Более 72 млн. человек в РФ проживает в зонах, где может возникнуть непосредственная угроза жизни и здоровью людей при авариях и катастрофах на потенциально опасных объектах. В России риск смерти в ЧС в 100 раз выше, чем в развитых странах. Это связано с тем, что в РФ: слаборазвитая экономика, запущенное состояние технических средств, варварское использование природных ресурсов, неподготовленность людей, их безответственность и низкая дисциплина.

     Мировая и Отечественная практика показывает, что профилактика аварий и катастроф  обходится в 15 раз дешевле (в среднем), чем ликвидация их последствий.

     Аварии  на химически опасных  объектах.

     Химически опасный объект (ХОО) - предприятие  народного хозяйства, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных, растений аварийно химически опасными веществами (АХОВ). Аварийные выбросы ХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях ёмкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать химически опасное вещество. В народном хозяйстве РФ имеется много предприятий, которые производят или используют ХОВ (в 500 населённых пунктах РФ размещено около 2000 предприятий, использующих или производящих ХОВ).

     Главный поражающий фактор при авариях на ХОО - химическое заражение приземного слоя атмосферы, приводящее к поражению  людей, находящихся в зоне действия ХОВ. Его масштабы характеризуются  размерами

зон заражения. Различаются следующие зоны: смертельных  токсодоз, выводящих из строя, и пороговых  токсодоз. Типовые ХОО подразделяются по признакам: количество, токсичность технология хранения ХОВ, а по производственному признаку на производящие и потребляющие ХОВ.

     Классификация аварий на ХОО. В химических отраслях аварии делятся на две категории:

  • аварии в результате взрывов, вызывающих разрушение технологической схемы, инженерных сооружений, вследствие чего полностью или частично прекращён выпуск продукции и для восстановления требуются специальные ассигнования от вышестоящих организаций;
  • аварии, в результате которых повреждено основное или вспомогательное техническое оборудование, инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращён выпуск продукции и для восстановления производства требуются затраты более нормативной суммы на плановый капремонт, но не требуются специальные ассигнования вышестоящих инстанций.

Аварии  на пожаро- и взрывоопасных  объектах.

     Пожары  и взрывы самые – самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе.

     Пожаро- и взрывоопасные объекты - это  предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные  продукты или продукты, приобретающие  при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт. Особенно опасны:

  • нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, нефтепроводы, склады нефтепродуктов;
  • лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные производства.

   На  территории России более 5 тыс. взрыво- и пожароопасных объектов. В РФ в 2010 г. произошло 260000 пожаров. Материальный ущерб составил 22 млрд. руб. Это 5 % всего Российского бюджета. Если из бюджета было бы выделено 0,5 % на противопожарную безопасность, то можно было бы сохранить 4,5% бюджета. Каждый день в пожарах гибнет (в среднем) 50 чел. За год - около 16000 чел. В РФ без жилья остаётся в среднем за год 420 тыс. чел. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами. Относительный уровень потерь от пожаров в России самый высокий среди высокоразвитых стран мира. Он превышает сопоставимые показатели потерь Японии в 3.5 раза, Великобритании – в 4.5 раза, США в 3 раза, а показатели гибели людей в результате пожаров – в 4÷9 раз. Проведение мероприятий по противопожарной профилактике необходимо для уменьшения числа пожаров. Она обеспечивается: правильным выбором степени огнестойкости объекта; ограничением распространения огня в случае возникновения очага пожара; применением систем противодымной защиты; безопасной эвакуацией людей; применением средств пожарной сигнализации и пожаротушения; организацией пожарной охраны.

     Меры по предотвращению пожаров:

  • оборудование объектов средствами пожаротушения;
  • обучение персонала правилам пользования средствами пожаротушения;
  • строгое соблюдение правил и норм пожарной безопасности;
  • создание на объектах противопожарной службы;
  • организация борьбы с пожарами на объекте;
  • не допускать в целях "экономии" сокращения должностей инженеров по технике безопасности.

Аварии  на транспорте.

     Стремительно  возрастают частота и тяжесть  аварий и катастроф на транспорте. Они могут быть двух типов:

  • происходящие на производственных объектах, не связанных с перемещением транспортных средств (депо, станции, порты, аэровокзалы);
  • на транспортных средствах, во время их движения.

     Первый  тип носит общий характер, второй - специфический, связанный с тяжёлыми последствиями. В РФ эксплуатируется: 83.7 тыс. км. ж/д путей, 387 тыс. км автодорог, 82 тыс. км. речных и морских судоходных путей, 1400 тыс. км. маршрутов аэрофлота.

     Основными причинами аварий и катастроф  на ж/д транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы ж/д путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ХОВ и РВ, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. В г. Арзамас 4 июня 1988 г. в 9 часов 30 минут в 300 м. от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, два вагонов, 250 м. ж/д путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. Через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная ж/д катастрофа. В зоне взрыва нефтепровода оказались 2 встречных поезда. Разрушено 350 м. пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 чел. Многие погибли, ещё больше людей получили ожоги и травмы.

     Одной из основных проблем современности  стало обеспечение безопасности на автодорогах. За последние 10 лет на дорогах страны погибло около 315 тыс. человек, 2 млн. получили увечья. Многие из них стали инвалидами. Около 75 % всех ДТП происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее опасным видом нарушений остаётся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Каждое десятое ДТП - по вине пьяного

водителя. В Москве каждый день задерживают 300÷400 водителей в нетрезвом виде, в  Санкт-Петербурге до 200 водителей. Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотери в течение первого часа бывают столь велики и сильны, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и водителей автотранспорта практически равна нулю. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10÷15 раз выше, чем во всём мире. В предвыборных программах президентов США, Норвегии и др. стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас же ничего подобного нет.

     На  воздушном транспорте в авиакатастрофах  прошлого столетия погибло около 100 тыс. человек в мире. Крупнейшая авиакатастрофа в 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолёта и тела почти сотни пассажиров самолёта "Боинг-757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. Важно выяснить основные причины аварий и катастроф. Среди них: разрушения отдельных конструкций самолётов, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива и др.

     Большинство крупных аварий и катастроф на водном транспорте происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а  также по вине людей: капитанов, лоцманов, и членов экипажа. Много аварий и катастроф происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление. Вот только несколько крупнейших морских катастроф: 1904 г. - сгорел прогулочный пароход "Генерал Слокум" - погибло свыше 1000 человек. 1912 г.- затонул "Титаник", погибло более 1500 человек. 1939 г. та же участь постигла пароход "Индигарка″ - погибло 1500 чел. В 1986 г. ушёл на дно лайнер "Адмирал Нахимов" - погибло более 400 чел. В 1994 г. погиб морской паром ″Эстония″ - погибло 900 человек. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. При необходимости капитан может обратиться и к др. лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению людей и судна привлекаются специальные суда- спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, спецподразделения аварийно-спасательных, судоподъёмных и подъёмно- технических работ.

Информация о работе Характеристика и классификация ЧС техногенного характера. Авария на радиационно опасных объектах