Исследование устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Содержание

едение…………………………………………………………………………..3
1Теоретическая часть
1.1 Основные принципы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)……………………...…….…….…..5
1.2 Поражающие факторы ядерного взрыва…………………………………....13
1.3 Химическое оружие (ЗХЗ, ОХП) ……………………………………….….23
1.4 Особенности проведения эвакомероприятий при землетрясении,
из селе- и лавиноопасных районов и при гидродинамических авариях.….….30
1.5 Исходные данные для оценки устойчивости функционирования объектов экономики ………………………………………………………………………..36
2. Практическая часть
2.1 Оценка радиационной обстановки на объектах народного хозяйства……40
2.2 Оценка химической обстановки на объектах народного хозяйств…….…41
2.3 Расчет устойчивости производственных, жилых и административных зданий к воздействию резкого повышения давления (ударной волны)……...42
2.4 Определение режимов радиационной защиты населения, рабочих и служащих объектов и организаций в условиях радиоактивного заражения местности…………………………………………………………………………44
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

генералова.docx

— 701.43 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный  строительный университет»

Кафедра пожарной безопасности и защиты в ЧС

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Безопасность  жизнедеятельности в ЧС»

«Исследование устойчивости функционирования объектов

экономики в ЧС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. зЭУН-306у

                                             Генералова С.А.

                                    Проверил:

                                                                  ассистент кафедры ПБ и ЗЧС

                                               Гогоберидзе Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретическая часть

1.1 Основные принципы организации  единой государственной  системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)……………………...…….…….…..5

1.2 Поражающие факторы ядерного взрыва…………………………………....13

1.3 Химическое оружие  (ЗХЗ, ОХП) ……………………………………….….23

1.4 Особенности проведения эвакомероприятий при землетрясении,

из селе- и лавиноопасных  районов и при гидродинамических  авариях.….….30

1.5 Исходные данные для оценки устойчивости функционирования объектов экономики ………………………………………………………………………..36

2. Практическая часть

2.1 Оценка радиационной обстановки на объектах народного хозяйства……40

2.2 Оценка химической обстановки на объектах народного хозяйств…….…41

2.3 Расчет устойчивости производственных, жилых и административных зданий к воздействию резкого повышения давления (ударной волны)……...42

2.4 Определение режимов радиационной защиты населения, рабочих и служащих объектов и организаций в условиях радиоактивного заражения местности…………………………………………………………………………44

Заключение……………………………………………………………………….47

Библиографический список……………………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие  при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство  человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и  сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно  в различных уголках нашей  планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это  сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных  бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв  и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в  армии и т.д.

Но наибольшую опасность  представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические  бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в  результате возникновения источника  чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни  и здоровью, наносится ущерб имуществу  населения, народному хозяйству  и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или  может возникнуть ЧС (ГОСТ Р. 22.0.02 – 94).

Как гласит Федеральный закон, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (от 21.12.94 № 68), одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, организаций, учреждений (далее организации), а также объектов социального назначения в ЧС.

При этом под предупреждением  ЧС понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновение.

Цель данной работы –  изучение и особенностей и предупреждение чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС (РСЧС).

 

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения и функционирования РСЧС:

  • защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся па территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
  • к организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
  • реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
  • согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
  • соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый

Территориальные подсистемы РСЧС формируются в субъектах Российской Федерации с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пределах их территорий. Эти системы состоят из звеньев, которые соответствуют административно–территориальному делению субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы РСЧС:

 на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

 на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

 на объектовом уровне – комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

В пределах федеральных округов  координирующие функции осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации.

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

  • на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);
  • на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях всех субъектов Российской Федерации и всех муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  • Органы повседневного управления РСЧС:
    • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно–диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
    • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, региональные информационные центры;
    • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, территориальные (местные) информационные центры, дежурно–диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно–диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно–диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы и средства РСЧС представляют специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций  и общественных объединений, предназначенные  и выделяемые (привлекаемые) для  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (схема 1).

В их состав на каждом уровне РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для  оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил постоянной готовности составляют аварийно–спасательные  службы, аварийно–спасательные формирования, другие службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение трех суток. На объектах структуру и состав сил постоянной готовности определяют создающие их организации, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Схема 1.

 

Силы и средства РСЧС принято  подразделять на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Первые включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный  надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов  питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей. К ним относятся  силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и некоторые другие.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

    • войска гражданской обороны;
    • поисково–спасательную службу МЧС России;
    • Государственную противопожарную службу МЧС России;
    • соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
    • противопожарные, аварийно–спасательные, аварийно–восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций;
    • учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и другие.

При отсутствии угрозы возникновения  чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях  или акваториях органы управления и  силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации для них вводится режим повышенной готовности, а при возникновении  и ликвидации чрезвычайной ситуации – режим чрезвычайной ситуации.

Информация о работе Исследование устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС