Источники электромагнитных полей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание

Источниками электромагнитных полей (ЭМП) являются: атмосферное
электричество, радиоизлучения, электрические и магнитные поля Земли,
искусственные источники (установки ТВЧ, радиовещание и телевидение,
радиолокация, радионавигация и др.).

Работа состоит из  1 файл

Источниками электромагнитных полей.docx

— 33.82 Кб (Скачать документ)

расстоянии: 

где w = 2nf — угловая частота переменного тока, рад/с;

m — магнитная проницаемость металла защитного экрана, Г/м; g — электрическая

проводимость металла  экрана (Ом • м)'1; Эх—

эффективность экранирования  на рабочем месте, определяемая из выражения

Эх = Нх,/ Нхэ                (49)

где Нх и Нхэ — максимальные значения напряженности магнитной

составляющей поля на расстоянии х, м от источника соответственно без

экрана и с экраном, А/м.

Напряженность Нц может быть определена из выражения

Нх = wIa2 bm / 4x2                                   (50)

где w и а — число витков и радиус катушки, м; I — сила тока в катушке,

А; х — расстояние от источника (катушки) до рабочего места, м; bm

— коэффициент, определяемый соотношением х/а (при х/а > 10 b

m = 1).

Если регламентируется допустимая электрическая составляющая поля Eд

, магнитная составляющая  может быть определена из выражения

Hд =1,27×105 (Eд /xf)                     (51)

где f — частота поля, Гц.

Экранирование —  наиболее эффективный способ защиты. Электромагнитное

поле ослабляется  экраном вследствие создания в толще  его поля противоположного

направления. Степень  ослабления электромагнитного поля зависит от глубины

проникновения высокочастотного тока в толщу экрана. Чем больше магнитная

проницаемость экрана и выше частота экранируемого  поля, тем меньше глубина

проникновения и  необходимая толщина экрана. Экранируют либо источник излучений,

либо рабочее место. Экраны бывают отражающие и поглощающие.

Для защиты работающих от электромагнитных излучений применяют  заземленные

экраны, кожухи, защитные козырьки, устанавливаемые на пути излучения.

Средства защиты (экраны, кожухи) из радиопоглощающих материалов выполняют в

виде тонких резиновых ковриков, гибких или жестких листов поролона,

ферромагнитных пластин.

Для защиты от электрических  полей сверхвысокого напряжения (50 Гц) необходимо

увеличивать высоту подвеса фазных проводов ЛЭП. Для  открытых

распределительных устройств рекомендуются заземленные  экраны

(стационарные или временные) в виде козырьков, навесов и перегородок из

металлической сетки  возле коммутационных аппаратов, шкафов управления и

контроля. К средствам  индивидуальной защиты от электромагнит­ных излучений

относят переносные зонты, комбинезоны и халаты из металлизированной  ткани,

осуществляющие защиту организма человека по принципу заземленного сетчатого

экрана.

5.  Защита от  лазерного излучения

По степени опасности  лазерного излучения для обслуживающего персонала лазеры

подразделяются на четыре класса:

Класс 1.(безопасные)-выходное излучение не опасно для глаз

Класс 2.(малоопасные)-опасно для глаз прямое или зеркально отраженное излучение

Класс 3. (среднеопасные) — опасно для глаз прямое, зеркальное, а также

диффузно отраженное излучение  на расстоянии 10 см от отражающей поверхности

и (или) кожи прямое или  зеркально отраженное излучение;

Класс 4. (высокоопасные) — опасно для кожи диффузно отраженное излучение на

расстоянии 10 см от отражающей поверхности.

Классификация определяет специфику воздействия излучения  на орган зрения и

кожу. В качестве ведущих критериев при оценке степени опасности генерируемого

лазерного излучения  приняты величина мощности (энергии), на волны,

длительность импульса и экспозиции облучения

Лазеры широко применяются  в различных областях промышленности, науки,

техники, связи, сельском хозяйстве медицине, биологии и др. Расширение сферы

их использования  увеличивает контингент лиц, подвергающихся воздействию

лазерного излучения, и выдвигает необходимое профилактики опасного и вредного

действия этого  фактор среды обитания.

Работа с лазерами в зависимости от конструкций  мощности, условий эксплуатации

разнообразных лазерных систем и другого оборудования может  сопровождаться

действием на персонал неблагоприятных производственна факторов, которые

разделяют на основные и сопутствующие. К    основным    факторам, возникающим

при рабе лазеров, относятся  прямое, зеркально и диффузно отраженное и

рассеянное излучения, степень выраженности определяется особенностями

технологического  процесса, сопутствующим   относится комплекс физических и

химических факторов, возникающих при работе лазеров, которые имеют

гигиеническое значение и могут усиливать неблагоприятное  действие излучения

на организм, а  в случаев имеют самостоятельное значение. Поэтому при оценке

условий труда персонала  учитывают весь комплекс факторов производственной

среды.

Лазеры широко применяют  в технике, медицине. Принцип действия лазеров основан

на использовании  вынужденного электромагнитного излучения, возникающего в

результате возбуждения квантовой системы.  Лазерное излучение является

электромагнитным  излучением, генерируемым в диапазоне  длин волн 0,2—1000 мкм,

который может быть разбит в соответствии с биологическим  действием на ряд

областей спектра:

0,2—0,4 мкм—ультрафиолетовая область; 0,4—0,7—видимая; 0,75—1,4 мкм — ближняя

инфракрасная; свыше 1,4 мкм—дальняя инфракрасная область. Основными

энергетическими параметрами  лазерного излучения I  являются: энергия

излучения, энергия  импульса, мощность излучения, плотность  энергии (мощности)

излучения, длина  волны.

При эксплуатации лазерных установок обслуживающий персонал может

подвергаться воздействию  ряда опасных и вредных производственных факторов.

Основную опасность  представляют прямое, рассеянное и  отраженное излучение.

Наиболее чувствительным органом к лазерному излучению  являются глаза —

повреждения сетчатки глаз могут быть при сравнительно небольших

интенсивностях.

Лазерная безопасность — это совокупность технических, санитарно-

гигиенических и  организационных мероприятий, обеспечивающих безопасные

условия труда персонала  при использовании лазеров. Способы  защиты от

лазерного излучения  подразделяют на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства защиты включают: применение телевизионных  систем

наблюдений за ходом  процесса, защитные экраны (кожухи); системы  блокировки и

сигнализации; ограждение лазерноопаснои зоны. Для контроля лазерного излучения

и определения границ лазерно-опаснои зоны применяют калориметрические,

фотоэлектрические и другие приборы.

В качестве средств  индивидуальной защиты используют специальные

противолазерные очки, щитки, маски, технологические халаты и перчатки. Для

уменьшения опасности  поражения за счет уменьшения диаметра зрачка оператора в

помещениях должна быть хорошая освещенность рабочих мест: коэффициент

естественной освещенности должен быть не менее 1 ,.5 %, а общее  искусственное

освещение должно создавать  освещенность не менее 150 лк.

Заключение

Важнейшим звеном в  организации безопасности жиз­недеятельности является

образование. Специалистов, способных решать эти проблемы, явно недостаточно.

Сейчас уже сформировалось устойчивое понимание того, что низкий уровень

безопасности в  нашей стране обусловлен необразованностью и некомпетентностью,

граничащей с невежеством должностных лиц и населения в целом. Доказано, что

все люди, независимо от профессиональной ориентации, места  работы и обитания,

подвергаются воздействию  потенциальных опасностей. Следо­вательно, все

обучающиеся, из гуманных и социально-экономических соображений, должны изучать

предмет безопасность жизнедеятельности.

Неоднократно преподаватели  вузов коллективно обращали внимание на

необходимость включения  в учебные планы всех специальностей без какого-либо-

исключения дисциплин  по безопасности (безопасность жизнеде­ятельности,

охрана труда и  др.). Несмотря на очевидность этого  требования, во многих

университетах такие  дисциплины не преподаются, нет этих предметов и во

многих учебных  планах (особенно для экономических  специ­альностей). Без

качественного образования  невозможно поднять уровень культуры и

компетентности в  области безопасности. Нужна четко  функционирующая система

непрерывного образования  всего населения и подготовка дипломированных

специалистов в  сфере безопасности.

В настоящее время  благодаря передовой части специалистов высшей школы в

нашей стране сложились  благоприятные условия для создания системы

непрерывного образования. Необходимы дальнейшие усилия по наполнению ее

соответствующим содержанием. Основным нерешенным вопросом является

недостаток квалифицированных  специалистов, преподавателей, особенно в

общеобразовательных школах. Только повышением квалификации здесь не обойтись.

Прежде всего нужно иметь квалификацию. Проблема образования в области

безопасности столь  важна, что для решения необходимо в законодательном

порядке разработать соответствующую федеральную программу

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали

всегда. Но к концу XX в. экономический и социальный ущерб от них приобрел

угрожающие масштабы. Последствия опасностей стали ощутимым моральным и

материальным бременем для государств и народов. Проблема безопасности

превратилась в  важнейшую доминанту деятельности человечес­кого сообщества.

Совокупные людские  и материальные потери от природных, техногенных,

антропогенных, экологических  и социальных опасностей поставили  вопрос о

выживании человечества. Тенденции защиты от нависшей угрозы нашли отражение

в интенсификации научных  исследований, создании национальных и

международных организаций, объединений усилий государств. (ЮН объявила 90-е

гг. десятилетием борьбы со стихийными и иными бедствиями. Наряду с

материалистическим  мировоззрением средства массовой информации стали

пропагандировать  средневековый оккультизм и шарлатанство, что представляет

серьезную опасность  для людей. Объективно сформировались условия для новой

научной дисциплины, изучающей опасности и защиту от них. Чтобы устранить

дефицит знаний в  области безопасности, общество обратило свои взоры к самому

могучему средству — образованию, вспомнив слова о  том, что решение любых

Информация о работе Источники электромагнитных полей